Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы, проблем, которые возникают в процессе осуществления налогообложения, основные направления развития налоговой системы.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
1. Исследование теоретических основ и предпосылок развития налоговой системы РФ.
2. Анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы Республики Мордовия.
3. Разработка предложений по совершенствованию налоговой системы в современных условиях.
Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговой системы
России 8
1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговой
системы РФ 8
1.2 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 18
1.3 Исследование проблем современной налоговой системы РФ 25
2 Анализ процесса формирования и развития налоговой системы РФ 29
2.1 Оценка структуры и динамики налоговых доходов
консолидированного бюджета РФ 29
2.2 Исследование механизма поступления налоговых доходов в бюджеты
различных уровней 32
2.3 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный и региональный
бюджет по Республике Мордовия 35
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 41
3.1 Основные направления повышения поступлений в доходы
консолидированного бюджета 41
3.2 Возможность увеличения поступлений налоговых доходов в
федеральный бюджет РФ 50
3.3 Разработка рекомендации по повышению значимости поступлений
налогов и сборов Республики Мордовия в общем объеме налоговых
доходов РФ 56
Заключение 61
Список использованных источников 64
Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается как рост налоговых доходов консолидированного бюджета в целом, так и большинства статей его налоговых доходов. Так стабильный рост наблюдался по следующим статьям доходов – налог на доходы физических лиц, акцизы, имущественные налоги. По большинству других статей доходов также наблюдается рост, но с небольшими колебаниями, что связано, главным образом с изменениями в бюджетно-налоговой политике, происходившими в анализируемом периоде. Так по налогу на прибыль в 2010 году произошло увеличение по сравнению с 2009 годом на 510 млрд. р., но также отмечается снижение по сравнению с 2008 годом на 738,6 млрд. р. Рассматривая динамику поступления НДФЛ обращаем внимание на то, что к 2010 году данный показатель вырос на 859,7 млрд. р. Это обуславливается ростом доходов населения, что положительно влияет как на само население, так и на финансовую устойчивость государства в целом. Также стабильный рост и немало важное значение оказывает Налог на добавленную стоимость, его доля в доходах бюджета возрастает с каждым годом, а за рассматриваемый период сумма данного налога возросла практически на 100%.
Для более точного анализа рассмотрим структура налоговых доходов консолидированного бюджета.
Рисунок 2.1 Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
Итак, из приведенных данных видно, что наибольшую роль в консолидированном бюджете РФ в 2006-2008 годах играл – налог на прибыль, его размер составил 1670,5 млрд. р., 2172,2 млрд. р. и 2513,0 млрд.р. соответственно. В 2009-2010 г.г. возросла роль НДФЛ, он стал занимать лидирующее место среди всех взимаемых налогов. Доля данного налога в общем объеме всех доходов составляет более 50%.
2.2 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней
Также интересно оценить тенденции, которые наблюдаются в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов РФ. Для этого разделим данные о налоговых доходах консолидированного бюджета РФ на 2 группы: налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
В Таблице 2.3 представлен состав налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Таблица 2.3 - Динамика отдельных видов налоговых доходов федерального бюджета, в млрд. р.
Показатели | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклонение к 2006 г. | |
Сумма | в % | ||||||
Налоговые доходы всего в текущих ценах | 2671,2 | 3332,2 | 3752,0 | 2736,3 | 3488,6 | 817,4 | 130,6 |
из них: - налог на прибыль организаций | 509,9 | 641,3 | 761,1 | 195,4 | 255,0 | 254,9 | 50,0 |
- НДС | 951,4 | 1424,7 | 1038,7 | 1207,2 | 1383,9 | 432,5 | 145,5 |
- акцизы | 93,2 | 108,8 | 314,7 | 327,4 | 441,4 | 348,2 | увеличение в 5 раз |
- платежи за пользование природными ресурсами | 1116,7 | 1157,4 | 1637,5 | 1006,3 | 1408,3 | 291,6 | 126,1 |
Из приведенных данных видно, что налоговые доходы федерального бюджета в период с 2006 по 2010 год выросли практически в 5 раз. При этом значительный рост наблюдался по таким статьям налоговых доходов федерального бюджета, как налог на добавленную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами, акцизы. А вот налог на прибыль наоборот снизился на 50% и в 2010 году составил 255,0 млрд.р., что связано со снижением налоговой ставки с 6,5% до 2%.
Проанализируем структуру налоговых доходов федерального бюджета в 2006-2010 г.г. с целью выявления ключевых налогов, формирующих федеральный бюджет.
Рисунок 2.2 - Структура налоговых доходов федерального бюджета
Итак, ключевую роль в формировании доходов федерального бюджета играют налог на добавленную стоимость и платежи за пользование природными ресурсами. Доля остальных налогов очень мала. Особенно большой рост платежей за пользование природными ресурсами был выявлен в 2008 г., их сумма составила 1637,5 млрд.р. Это свидетельствует о росте природных ресурсов страны, а следовательно и фактором роста экономики.
Теперь рассмотрим состав и структуру налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, так как доходы субъектов РФ играют не малую роль в развитии страны в целом.
Таблица 2.4 - Динамика отдельных видов налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, в млрд. р.
Показатели | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклонение к 2006 г. | |
Сумма | в % | ||||||
Налоговые доходы всего в текущих ценах | 2321,2 | 3055,8 | 4205,4 | 3624,1 | 4297,1 | 1975,9 | 185,1 |
из них: - налог на прибыль организаций | 1160,6 | 1530,9 | 1751,9 | 1069,0 | 1519,4 | 358,8 | 130,9 |
- НДФЛ | 929,9 | 1266,1 | 1665,6 | 1665,0 | 1789,6 | 859,7 | 192,5 |
- имущественные налоги | - | - | 493,4 | 569,7 | 628,2 | - | - |
- акцизы | 160,1 | 181,0 | 189,4 | 245,7 | 327,5 | 188,1 | увеличение в 2 раза |
- платежи за пользование природными ресурсами | 70,6 | 77,8 | 105,1 | 74,7 | 32,4 | - 39,7 | 45,9 |
Данные таблицы показывают, что налоговые доходы бюджетов субъектов РФ значительно выросли в период с 2006 по 2010 год – на 80%. Увеличение произошло по акцизам – в 2 раза и налогу на прибыль на 30,9%. Однако произошло снижение на 39,7 млрд.р. по платежам за пользование природными ресурсами. Все это обусловлено ростом ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет с 17,5% до 18% и ростом объемов выпускаемых подакцизных товаров.
Проанализируем структуру налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в 2006-2010 г.г. с целью выявления ключевых налогов.
Рисунок 2.3 - Структура налоговых доходов бюджетов субъектов РФ
Итак, ключевую роль в формировании налоговых доходов бюджетов субъектов РФ играют три налога – налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и имущественные налоги. Налог на прибыль увеличился в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 358,8 млрд.р. НДФЛ в свою очередь увеличился на 859,7 млрд.р. Доля остальных налогов пока что не высока.
2.3 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный и
региональный бюджет по Республике Мордовия
Анализ поступления налоговых доходов по Республики Мордовия является наиболее значимым для нас. Так как в зависимости от уровня обеспеченности Республики можно судить о ее финансово-экономическом состоянии. Поступления налогов и сборов в федеральный бюджет определяет местонахождение Республики в общей доли налоговых поступлений по Российской Федерации.
Всего на 1 января 2008 года в федеральный бюджет поступило 5 656 млн. рублей администрируемых доходов, что на 26 % больше, чем на 1 января 2007 года.
Рисунок 2.4 Поступление налогов и сборов в федеральный бюджет по Республике Мордовия за 2006-2007 г.г.
Поступления налогов и сборов в территориальный бюджет Республики Мордовия за январь-ноябрь 2010 года составили 10 388,5 млн. рублей, что на 1 588,1 млн. рублей, или на 18 % больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.
Основная доля обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц (41,7 %), налога на прибыль организаций (19,2 %), имущественных налогов (15,0 %), акцизов по сводной группе (16,4 %) и налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (6,9 процента).
Рассмотрим удельный вес налогов и сборов более наглядно на рисунке.
Рисунок 2.5 – Удельный вес поступлений основных налогов в территориальный бюджет РМ
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года наблюдается увеличение поступлений по имущественным налогам – на 7,6 млн. рублей (или на 0,5 %), по акцизам – на 857,5 млн. рублей (на 96 %), по специальным налоговым режимам – на 114,2 млн. рублей (на 18,1 %) и по налогу на прибыль – на 547,9 млн. рублей (на 36,4 процента).
В формировании доходной части территориального бюджета Республики Мордовия за январь-ноябрь 2010 года доля муниципальных бюджетов составила 24,4 %, доля республиканского бюджета – 75,6 % (в январе-ноябре 2009 года – 27,9 % и 72,1 %, соответственно).
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (77,7%) и налога на прибыль (17,2%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации на 1 января 2008 года составили 971,0 млн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года поступления увеличились на 14,4 млн. рублей, или на 2 %.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-декабре 2007 года составили 1 284,5 млн. рублей и выросли по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 30 %.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 1 января 2008 года составили 4 175,6 млн. рублей и на 1 января 2007 года увеличились на 32 %.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-декабре 2007 года 217,8 млн. рублей, что на 165,1 млн. рублей, или в 4 раза больше, чем в январе-декабре 2006 года.
Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации на 1 января 2008 года составили 245,3 млн. рублей.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-декабре 2007 года поступило в федеральный бюджет 5,7 млн. рублей. По сравнению с январем-декабрем 2006 года поступления НДПИ выросли на 64 %.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, на 1 января 2008 года поступило 3 405,1 млн. рублей, что на 29 % больше, чем на 1 января 2007 года.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-декабре 2007 года поступило 144,1 млн. рублей, что на 3 % больше, чем в январе-декабре 2006 года.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-декабре 2007 года поступило 229,4 млн. рублей, что на 31 % больше, чем в январе-декабре 2006 года.
В территориальные фонды обязательного медицинского страхования на 1 января 2008 года поступило 415,2 млн. рублей, или на 27 % больше, чем на 1 января 2007 года.
Таблица 2.5 - Поступление налогов и сборов в республиканский бюджет Республики Мордовия, млн. р.
Виды налоговых поступлений | Фактически поступило | Отклонение (+;-) | Темп роста, % | |
январь-ноябрь 2009 года | январь- ноябрь 2010 года | |||
Всего в том числе: | 6 247,9 | 7 779,5 | 1 531,6 | 124,5 |
Налог на прибыль | 1 504,8 | 2 052,7 | 547,9 | 136,4 |
Налог на доходы физических лиц | 2 670,7 | 2 672,2 | 1,5 | 100,1 |
Акцизы по сводной группе | 556,3 | 1 457,3 | 901 | в 2,6 раза |
Налог на имущество организаций | 896,1 | 855,5 | -40,6 | 95,5 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 23,3 | 24,2 | 0,9 | 103,9 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 294,1 | 372,6 | 78,5 | 126,7 |
Транспортный налог | 300,4 | 341,8 | 41,4 | 113,8 |
Информация о работе Налоговая система РФ и перспективы ее развития