Налоговая система РФ и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы, проблем, которые возникают в процессе осуществления налогообложения, основные направления развития налоговой системы.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
1. Исследование теоретических основ и предпосылок развития налоговой системы РФ.
2. Анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы Республики Мордовия.
3. Разработка предложений по совершенствованию налоговой системы в современных условиях.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговой системы
России 8
1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговой
системы РФ 8
1.2 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 18
1.3 Исследование проблем современной налоговой системы РФ 25
2 Анализ процесса формирования и развития налоговой системы РФ 29
2.1 Оценка структуры и динамики налоговых доходов
консолидированного бюджета РФ 29
2.2 Исследование механизма поступления налоговых доходов в бюджеты
различных уровней 32
2.3 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный и региональный
бюджет по Республике Мордовия 35
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 41
3.1 Основные направления повышения поступлений в доходы
консолидированного бюджета 41
3.2 Возможность увеличения поступлений налоговых доходов в
федеральный бюджет РФ 50
3.3 Разработка рекомендации по повышению значимости поступлений
налогов и сборов Республики Мордовия в общем объеме налоговых
доходов РФ 56
Заключение 61
Список использованных источников 64

Работа состоит из  1 файл

налоговая система.doc

— 604.00 Кб (Скачать документ)

Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается как рост налоговых доходов консолидированного бюджета в целом, так и большинства статей его налоговых доходов. Так стабильный рост наблюдался по следующим статьям доходов – налог на доходы физических лиц, акцизы, имущественные налоги. По большинству других статей доходов также наблюдается рост, но с небольшими колебаниями, что связано, главным образом с изменениями в бюджетно-налоговой политике, происходившими в анализируемом периоде. Так по налогу на прибыль в 2010 году произошло увеличение по сравнению с 2009 годом на 510 млрд. р., но также отмечается снижение по сравнению с 2008 годом на 738,6 млрд. р. Рассматривая динамику поступления НДФЛ обращаем внимание на то, что к 2010 году данный показатель вырос на 859,7 млрд. р. Это обуславливается ростом доходов населения, что положительно влияет как на само население, так и на финансовую устойчивость государства в целом. Также стабильный рост и немало важное значение оказывает Налог на добавленную стоимость, его доля в доходах бюджета возрастает с каждым годом, а за рассматриваемый период сумма данного налога возросла практически на 100%.

Для более точного анализа рассмотрим структура налоговых доходов консолидированного бюджета.

Рисунок 2.1 Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ

 

Итак, из приведенных данных видно, что наибольшую роль в консолидированном бюджете РФ в 2006-2008 годах играл – налог на прибыль, его размер составил 1670,5 млрд. р., 2172,2 млрд. р. и 2513,0 млрд.р. соответственно. В 2009-2010 г.г. возросла роль НДФЛ, он стал занимать лидирующее место среди всех взимаемых налогов. Доля данного налога в общем объеме всех доходов составляет более 50%.

2.2 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней

 

Также интересно оценить тенденции, которые наблюдаются в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов РФ. Для этого разделим данные о налоговых доходах консолидированного бюджета РФ на 2 группы: налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ.

В Таблице 2.3 представлен состав налоговых доходов федерального бюджета РФ.

Таблица 2.3 - Динамика отдельных видов налоговых доходов федерального бюджета, в млрд. р.

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Отклонение к 2006 г.

Сумма

в  %

Налоговые доходы всего в текущих ценах

2671,2

3332,2

3752,0

2736,3

3488,6

817,4

130,6

из них:

- налог на прибыль организаций

509,9

641,3

761,1

195,4

255,0

254,9

50,0

- НДС

951,4

1424,7

1038,7

1207,2

1383,9

432,5

145,5

- акцизы

93,2

108,8

314,7

327,4

441,4

348,2

увеличение в 5 раз

- платежи за пользование природными ресурсами

1116,7

1157,4

1637,5

1006,3

1408,3

291,6

126,1

 

Из приведенных данных видно, что налоговые доходы федерального бюджета в период с 2006 по 2010 год выросли практически в 5 раз. При этом значительный рост наблюдался по таким статьям налоговых доходов федерального бюджета, как налог на добавленную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами, акцизы. А вот налог на прибыль наоборот снизился на 50% и в 2010 году составил 255,0 млрд.р., что связано со снижением налоговой ставки с 6,5% до 2%.

Проанализируем структуру налоговых доходов федерального бюджета в 2006-2010 г.г. с целью выявления ключевых налогов, формирующих федеральный бюджет.

Рисунок 2.2 - Структура налоговых доходов федерального бюджета

 

Итак, ключевую роль в формировании доходов федерального бюджета играют налог на добавленную стоимость и платежи за пользование природными ресурсами. Доля остальных налогов очень мала. Особенно большой рост платежей за пользование природными ресурсами был выявлен в 2008 г., их сумма составила 1637,5 млрд.р. Это свидетельствует о росте природных ресурсов страны, а следовательно и фактором роста экономики.

Теперь рассмотрим состав и структуру налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, так как доходы субъектов РФ играют не малую роль в развитии страны в целом.

Таблица 2.4 - Динамика отдельных видов налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, в млрд. р.

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Отклонение к 2006 г.

Сумма

в  %

Налоговые доходы всего в текущих ценах

2321,2

3055,8

4205,4

3624,1

4297,1

1975,9

185,1

из них:

- налог на прибыль организаций

1160,6

1530,9

1751,9

1069,0

1519,4

358,8

130,9

- НДФЛ

929,9

1266,1

1665,6

1665,0

1789,6

859,7

192,5

- имущественные налоги

-

-

493,4

569,7

628,2

-

-

- акцизы

160,1

181,0

189,4

245,7

327,5

188,1

увеличение в 2 раза

- платежи за пользование природными ресурсами

70,6

77,8

105,1

74,7

32,4

- 39,7

45,9

 

Данные таблицы показывают, что налоговые доходы бюджетов субъектов РФ значительно выросли в период с 2006 по 2010 год – на 80%. Увеличение произошло по акцизам – в 2 раза и налогу на прибыль на 30,9%. Однако произошло снижение на 39,7 млрд.р. по платежам за пользование природными ресурсами. Все это обусловлено ростом ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет с 17,5% до 18% и ростом объемов выпускаемых подакцизных товаров.

Проанализируем структуру налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в 2006-2010 г.г. с целью выявления ключевых налогов.

 

Рисунок 2.3 - Структура налоговых доходов бюджетов субъектов РФ

 

Итак, ключевую роль в формировании налоговых доходов бюджетов субъектов РФ играют три налога – налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и имущественные налоги. Налог на прибыль увеличился в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 358,8 млрд.р. НДФЛ в свою очередь увеличился на 859,7 млрд.р. Доля остальных налогов пока что не высока.

 

2.3 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный и

региональный бюджет по Республике Мордовия

 

Анализ поступления налоговых доходов по Республики Мордовия является наиболее значимым для нас. Так как в зависимости от уровня обеспеченности Республики можно судить о ее финансово-экономическом состоянии. Поступления налогов и сборов в федеральный бюджет определяет местонахождение Республики в общей доли налоговых поступлений по Российской Федерации.

Всего на 1 января 2008 года в федеральный бюджет поступило 5 656  млн. рублей администрируемых доходов, что на 26 % больше, чем на 1 января 2007 года.

Рисунок 2.4 Поступление налогов и сборов в федеральный бюджет по Республике Мордовия за 2006-2007 г.г.

 

Поступления налогов и сборов в территориальный бюджет Республики Мордовия за январь-ноябрь 2010 года составили 10 388,5 млн. рублей, что на 1 588,1 млн. рублей, или на 18 % больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

Основная доля обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц (41,7 %), налога на прибыль организаций (19,2 %), имущественных налогов (15,0 %), акцизов по сводной группе (16,4 %) и налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (6,9 процента).

Рассмотрим удельный вес налогов и сборов более наглядно на рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

Рисунок 2.5 – Удельный вес поступлений основных налогов в территориальный бюджет РМ

 

По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года наблюдается увеличение поступлений по имущественным налогам – на 7,6 млн. рублей (или на 0,5 %), по акцизам – на 857,5 млн. рублей (на 96 %), по специальным налоговым режимам – на 114,2 млн. рублей (на 18,1 %) и по налогу на прибыль – на 547,9 млн. рублей (на 36,4 процента).

В формировании доходной части территориального бюджета Республики Мордовия  за январь-ноябрь 2010 года доля муниципальных бюджетов составила 24,4 %, доля  республиканского бюджета – 75,6 % (в январе-ноябре 2009 года – 27,9 % и 72,1 %, соответственно).

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (77,7%) и налога на прибыль (17,2%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации на 1 января 2008 года составили 971,0 млн. рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года поступления увеличились на 14,4 млн. рублей, или на 2 %.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-декабре 2007 года составили 1 284,5 млн. рублей и выросли по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 30 %.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 1 января 2008 года составили 4 175,6 млн. рублей и на 1 января 2007 года увеличились на 32 %.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-декабре 2007 года 217,8 млн. рублей, что на 165,1 млн. рублей, или в 4 раза больше, чем в январе-декабре 2006 года.

Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации на 1 января 2008 года составили 245,3 млн. рублей.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-декабре 2007 года поступило в федеральный бюджет 5,7 млн. рублей. По сравнению с январем-декабрем  2006 года поступления НДПИ выросли на 64 %.

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, на 1 января 2008 года поступило 3 405,1 млн. рублей, что на 29 % больше, чем на 1 января 2007 года.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-декабре 2007 года поступило 144,1  млн. рублей, что на 3 % больше, чем в январе-декабре 2006 года.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-декабре 2007 года поступило 229,4  млн. рублей, что на 31 % больше, чем в январе-декабре  2006 года.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования на 1 января   2008 года поступило 415,2 млн. рублей, или на 27 % больше, чем на 1 января 2007  года.

Таблица 2.5 - Поступление налогов и сборов в республиканский бюджет Республики Мордовия,  млн. р.

Виды налоговых поступлений

Фактически поступило

Отклонение

(+;-)

Темп роста, %

январь-ноябрь 2009 года

январь- ноябрь 2010 года

Всего

в том числе:

6 247,9

7 779,5

1 531,6

124,5

Налог на прибыль

1 504,8

2 052,7

547,9

136,4

Налог на доходы физических лиц

2 670,7

2 672,2

1,5

100,1

Акцизы по сводной группе

556,3

1 457,3

901

в 2,6 раза

Налог на имущество организаций

896,1

855,5

-40,6

95,5

Платежи за пользование природными ресурсами

23,3

24,2

0,9

103,9

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

294,1

372,6

78,5

126,7

Транспортный налог

300,4

341,8

41,4

113,8

Информация о работе Налоговая система РФ и перспективы ее развития