Налоговая система РФ и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы, проблем, которые возникают в процессе осуществления налогообложения, основные направления развития налоговой системы.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
1. Исследование теоретических основ и предпосылок развития налоговой системы РФ.
2. Анализ действующего механизма формирования и развития налоговой системы Республики Мордовия.
3. Разработка предложений по совершенствованию налоговой системы в современных условиях.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы становления и развития налоговой системы
России 8
1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговой
системы РФ 8
1.2 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 18
1.3 Исследование проблем современной налоговой системы РФ 25
2 Анализ процесса формирования и развития налоговой системы РФ 29
2.1 Оценка структуры и динамики налоговых доходов
консолидированного бюджета РФ 29
2.2 Исследование механизма поступления налоговых доходов в бюджеты
различных уровней 32
2.3 Анализ поступления налогов и сборов в федеральный и региональный
бюджет по Республике Мордовия 35
3 Перспективы развития налоговой системы РФ 41
3.1 Основные направления повышения поступлений в доходы
консолидированного бюджета 41
3.2 Возможность увеличения поступлений налоговых доходов в
федеральный бюджет РФ 50
3.3 Разработка рекомендации по повышению значимости поступлений
налогов и сборов Республики Мордовия в общем объеме налоговых
доходов РФ 56
Заключение 61
Список использованных источников 64

Работа состоит из  1 файл

налоговая система.doc

— 604.00 Кб (Скачать документ)

При расчете НДС, уплачиваемого при вывозе товаров на таможенную территорию РФ, в качестве базового показателя принимается прогнозируемый на среднесрочную перспективу объем импорта из стран дальнего зарубежья, стран-участников СНГ и Республики Беларусь, который корректируется на сумму ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

Доход федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций, планируемые на трехлетний период, должны составить: в 2011 г. – 534.5 млрд. руб., в 2012 г. и 2010 г. 587,6 млрд. руб. и 645,1 млрд. руб. соответственно.

В 2011 г. сумма налога на прибыль по обычным видам деятельности, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, определена в размере 456,0 млрд. руб. Налог по иным видам доходов (облагаемых по ставке 20%, 15 % и 9%) может составить 52,3 млрд. руб. А с учетом уровня собираемости налога, ожидаемые поступления могут составить примерно 9% от прогнозируемого объема.

Кроме того, в 2011 г. возможны потери бюджета в связи с изменением налогового законодательства – применения ставки в размере 0% по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями, при стратегическом участии в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды.

Вместе с тем, ожидаются дополнительные поступления в результате повышения эффективности работы налоговых органов (в части контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства) и улучшения администрирования налога.

Поступления от уплаты НДПИ на среднесрочный период планирования ожидаются: в 2011 г. – 868,5 млрд. руб., в 2012 г. – 851,9 млрд. руб., в 2010 г. – 849,9 млрд. руб.

Сложность прогнозирования НДПИ заключается в том, что налогообложению подлежит весьма широкий спектр по своему видовому составу добываемых полезных ископаемых.

Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций.

С другой стороны, при утверждении характеристик федерального бюджета в форме закона, к качеству организации бюджетного процесса предъявляются более высокие требования, в том числе, к стабильности государственной политики и ее ориентации на решение стратегических задач социально-экономического развития, достоверности макроэкономического прогнозирования. В первую очередь, необходима высокая степень уверенности в стабильности экономических условий, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Значительная степень зависимости доходных источников федерального бюджета от мировой конъюнктуры, по крайней мере, в ближайшее время, создает достаточно высокие риски выполнения параметров, заложенных в федеральном бюджете.

 

3.3  Рекомендации по повышению значимости поступлений налогов и сборов Республики Мордовия в общем объеме налоговых доходов РФ

 

Основными направлениями оптимизации налоговых поступлений в бюджет Республики Мордовия должны стать:

- законодательное закрепление налоговых полномочий местных органов власти;

- совершенствование методики исчисления отдельных видов налогов;

- повышение активности органов местного самоуправления в использовании собственных доходных источников района.

В рамках решения первой задачи представляется целесообразным принятие комплекса мер по совершенствованию системы распределения полномочий в отношении налогов и налоговой политики.

Для обеспечения региональных бюджетов достаточными собственными финансовыми ресурсами и разграничения налоговых полномочий и доходных источников считаем необходимым законодательное закрепление части налоговых источников полностью. В случае избыточности или недостаточности доходов, межбюджетное регулирование осуществлять путем установления временных нормативов от регулирующих налогов на ряд лет.

В условиях существования закрытого перечня региональных и местных налогов и отсутствия у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований полной свободы в определении ставок по ним возможности регионов и муниципальных образований по мобилизации собственных доходов представляются весьма ограниченными. В то же время, исходя из требований обеспечения относительно равной налоговой нагрузки на налогоплательщиков всех регионов и простоты налоговой системы, радикальное расширение налоговых полномочий субъектов Федерации и органов местного самоуправления представляется нецелесообразным. В качестве компромиссного решения этой проблемы представляется целесообразным предоставить органам местного самоуправления право устанавливать надбавки к ставкам региональных налогов в случаях и в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о соответствующих налогах.

Представляется целесообразным внесение следующих изменений в налоговое законодательство, регламентирующих разграничение налоговых полномочий между органами власти и управления различного уровня применительно к налогам, которые составляют основную долю налоговых доходов Республики Мордовия. К ним относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество.

Налог на прибыль – основной источник налоговых поступлений в бюджет Республики Мордовия. Следовательно, лишать бюджет этого вида налога нельзя. Для увеличения налоговой базы необходимо содействовать развитию малого, среднего и крупного бизнеса района.

Налог на добавленную стоимость. В целях увеличения налоговой автономии региональных властей, возможно, следует рассмотреть вопрос о передаче отдельных полномочий по установлению данного налога на региональный уровень.

Налоги на совокупный доход. В целях повышения эффективности налогообложения малого бизнеса, а также в целях повышения заинтересованности муниципальных властей в создании стимулов для развития предприятий малого бизнеса на своей территории, представляется целесообразным передача полномочий по установлению параметров налогообложения в рамках специального налогового режима налог на вмененный доход.

Наряду с решением вопросов налогового федерализма (справедливого распределения налогов по уровням бюджетов) для укрепления доходной базы региональных бюджетов, в современных условиях необходимо также совершенствовать методику исчисления уплаты отдельных видов региональных налогов. И это, прежде всего, должно относиться к наиболее слабо отработанной области в отечественной налоговой системе - налогообложения имущества физических лиц.

Основным направлением изменения налога на имущество физических лиц должно стать существенное сокращение действующих льгот, т.е. осуществление равного подхода к собственникам имущества, независимо от отнесения их к какой-либо категории. Более целесообразно предоставлять льготу по экономическому смыслу, выводя из-под налогообложения имущество, служащее для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей (например, в жилье).

На федеральном уровне следовало бы установить необлагаемый минимум по налогу на имущество (со строений) в пределах социальных норм проживания, предоставив право органам местного самоуправления, исходя из экономических условий, устанавливать дополнительные льготы для групп плательщиков (а не для отдельных лиц) в пределах сумм, зачисляемых в соответствующие бюджеты.

При введении необлагаемого минимума следует учитывать семейное положение плательщиков, т.е. размер освобождаемого от налогообложения имущества должен увеличиваться в соответствии с количеством членов семьи налогоплательщика, совместно с ним проживающего.

Рассматривая перспективы развития налогообложения имущества, отметим, что на наш взгляд, более прогрессивно его построение на основе принципа личного обложения. Это подтверждает анализ действующей практики в странах с развитой рыночной экономикой, где налогом облагается вся совокупность имущества (движимого и недвижимого), но при этом обязательно учитываются долги и обстоятельства, возникающие в связи с владением этим имуществом. Во внимание также принимается семейное положение плательщика, поэтому необлагаемый минимум предоставляется на каждого члена семьи.

Хотя, с экономической точки зрения, в объект обложения следовало бы включать такие материальные активы, как ценные бумаги, депозиты, вклады, следует отметить, что обложение этих видов имущества в России и других странах-участниках СНГ пока преждевременно. Освобождение от налога названного имущества позволит заинтересовать население в активном использовании свободных денежных средств как источника инвестиционных ресурсов.

База по налогу на имущество физических лиц может быть значительно увеличена, если решить проблему оценки и государственной регистрации строений, принадлежащих гражданам. Большинство таких строений не имеет инвентаризационной оценки. Если же строение было ранее оценено на какую-то сумму, то сумма оценки не отражает реальной стоимости строения.

В укреплении финансовых основ местного самоуправления должны принимать активное участие не только органы государственной власти, но и непосредственно органы субъекта РФ. За ними остаются функции правового регулирования бюджетно-финансовых отношений на региональном уровне, а также принятие мер к развитию собственной финансовой базы. Для этого помимо эффективного налогового законодательства необходимы нормативно-правовые акты, предусматривающие конкретные меры финансового регулирования экономикой.

Органы субъекта РФ должны искать и находить различные пути оптимизации налоговых поступлений в региональный бюджет. Например, наращивание налоговой базы в области налога на прибыль.

Наряду с этим политика органов власти субъекта РФ должна быть направлена на расширение их налоговой базы путем создания благоприятных условий функционирования действующих малых и средних предприятий, а также новых предпринимательских структур.

Остаются нерешенными проблемы, препятствующие эффективному развитию малого предпринимательства. Прежде всего, это имеющиеся трудности финансового и имущественного обеспечения, и ряд других. Поэтому, в ближайшие годы, кроме поддержки малых предприятий и производителей сельскохозяйственной продукции, необходимо стимулировать развитие малого бизнеса и пищевой отрасли, в сфере бытовых услуг для населения, в развитии туризма, транспортных перевозках грузов и пассажирских перевозках населения. Осуществлять поддержку субъектов малого предпринимательства необходимо в виде преимущественного предоставления помещений в аренду, снижения уровня арендной платы, развития лизинга оборудования, создания и развития малых предприятий по производству мебели и столярных изделий, привлечения субъектов малого предпринимательства к выполнению муниципальных заказов, предоставления налоговых льгот по платежам в региональный бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Созданная в 1992 г. в результате копирования западных, прежде всего германских моделей, налоговая система России представляла собой на первых порах многоступенчатую, сложную и нередко недостаточно ясную систему налогообложения, к тому же подверженную частым и не всегда продуманным изменениям.

Принятые и действовавшие на протяжении почти десятилетия налоговые законы зачастую не были актами прямого действия. Их применение сопровождалось функционированием многочисленных нормативных документов, издаваемых органами исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Созданная таким образом налоговая система РФ была нацелена на обеспечение фискальных интересов государства. Поэтому при её формировании исходили из политики максимальных налогов. Абсолютно неэффективной была действовавшая в то время система налогового администрирования.

Всё это потребовало кардинального изменения действовавшей налоговой системы РФ.

Принятие в 1998 г. и с 1 января 1999 г. вступление в действие первой части НК РФ, начало этап реформирования всей системы налогообложения.

1 января 2001 г. была принята вторая, специальная часть НК РФ.

Принципиальная направленность НК РФ – снижение налогового бремени путём его более равномерного распределения на всех налогоплательщиков.

На протяжении двухсот лет финансовая наука достаточно серьёзно исследовала вопрос о влиянии налогов на население и экономику в целом.

Исчисление налогового бремени осуществляется на макро и микро уровне. Макроуровень подразумевает исчисления тяжести налогообложения всей страны в целом. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия и на работника.

Уровень налогового бремени населения зависит не только от величины налоговых изъятий, но и от уровня благосостояния населения.

Отмена неэффективных оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание, также способствовали общему снижению налогового бремени.

Для создания благоприятных налоговых условий  функционирования легальной экономики, законопослушных  налогоплательщиков необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.

Информация о работе Налоговая система РФ и перспективы ее развития