Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение функций налогов в современной экономике.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность функций налогов, виды налогов в экономике, роль налогов в формировании доходов бюджета:
- проанализировать современное состояние налоговой системы ЭРФ, динамику налоговых поступлений в бюджет РФ, налоговые реформы и перспективы налогового обложения России.
Методологической базой исследования являются статистические, аналитические, динамические данные.
Теоретической базой является: налоговый кодекс РФ, труды отечественных и зарубежных учёных, научные статьи в периодической литературе.
Предметом исследования данной курсовой работы являются функции налогов в современной экономике.
Объект исследования – налоговая система РФ.
Введение…………………………………………………………………3
1 Роль и значение налогов в современной экономике………………..4
1.1Сущность функций налогов…………………………………………4
Виды налогов в экономике…………………………………………..15
Роль налогов в формировании доходов бюджета…………………..22
2 Проблемы и перспективы налоговой системы РФ………………….26
2.1 Современное состояние налоговой системы экономики РФ…. …..26
2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ………….31
2.3 Налоговые реформы и перспективы налогооблажения России…...34
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………45
Содержание
Введение………………………………………………………
1 Роль и значение налогов в современной экономике………………..4
1.1Сущность функций налогов…………………………………………4
2 Проблемы и перспективы налоговой системы РФ………………….26
2.1 Современное состояние налоговой системы экономики РФ…. …..26
2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ………….31
2.3 Налоговые реформы и перспективы налогооблажения России…...34
Заключение…………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………45
Введение
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Целью курсовой
работы является подробное
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность функций
налогов, виды налогов в
- проанализировать современное
состояние налоговой системы
ЭРФ, динамику налоговых
Методологической базой
Теоретической базой является: налоговый кодекс РФ, труды отечественных и зарубежных учёных, научные статьи в периодической литературе.
Предметом исследования данной курсовой работы являются функции налогов в современной экономике.
Объект исследования – налоговая система РФ.
1 Роль и значение налогов в современной экономике
1.1Сущность функций налогов
Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.
Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. В налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п. С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных. Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.
По объектам обложения налоги делятся:
- на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
- налог на добавленную
стоимость продукции, работ,
- налог на имущество (предприятий и граждан);
- налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);
- налог за пользование природным ресурсами.
Налоги могут устанавливаться
на различных уровнях
Для понимания сущности налогов не малое значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:
1. Императивность - то есть
требование со стороны
2. Смена собственника - в
частности через налоги, доля
частной собственности
3. Безвозвратность и
Налоговая система базируется
на соответствующих
1. Субъект налога - налогоплательщик,
то есть физическое или
2. Носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому - субъект налога - производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, а носитель налога — покупатель товара.
3. Объект налога - доход или имущество, измеренные количественно, которые служат базой для исчисления налога.
4. Налоговая база - денежная
или физическая или иная
5. Источник налога - это
доход, из которого
6. Единица обложения - единица, в которой измеряется величина налога.
7. Ставка налога - величина
налоговых отчислений с
8. Оклад налога.
9. Налоговый период - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
10. Налоговая льгота - полное
или частичное освобождение
Способ взимания налога - тоже достаточно существенное звено в понимании существа налогов и налоговой системы. Дело в том, что от того каким именно образом происходит, взимание налогов зависит, например сумма, которой распоряжается гражданин. Например, одно дело - получать заработную плату, тратить её и уже после этого платить налоги, и совсем другое дело, когда налог взимается сразу и заработная плата автоматически оказывается с вычетом налога.
Налоги могут взиматься следующими способами: -кадастровый способ — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.; - на основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль; - у источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Для того, чтобы достоинства налогов усиливались, а их недостатки нейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основных принципов налогообложения.
Определение и соблюдение этих принципов важно также и для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей.
Первые пять принципов (наиболее фундаментальных), ставших классическими, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, в свое время выделил А. Смит. Для наглядности сведем данные принципы в (таблицу 1)
Таблица 1 – Принципы налогооблажения А. Смита
Принципы |
Характеристика |
Принцип справедливости налогообложения |
Суть принципа заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков. |
Принцип постоянства налогов |
Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее более уверенно и успешно. |
Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков |
Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стремятся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной. |
Принцип экономичности налогообложения |
Во времена А.Смита объектами налогообложения были самые разнообразные вещи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов. В современных условиях принцип экономичности рассматривается более широко. Он предполагает экономическую эффективность налогообложения. |
Принцип неотягощенности налогов |
Размер налога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков, и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния. |
К предложенным А.Смитом принципам налогообложения в современных условиях добавляются также принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого, например, в РФ созданы специальные органы в виде налоговых инспекций и налоговых полиций, которые следят за уплатой налогов, выявляют и наказывают неплательщиков.