Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение функций налогов в современной экономике.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность функций налогов, виды налогов в экономике, роль налогов в формировании доходов бюджета:
- проанализировать современное состояние налоговой системы ЭРФ, динамику налоговых поступлений в бюджет РФ, налоговые реформы и перспективы налогового обложения России.
Методологической базой исследования являются статистические, аналитические, динамические данные.
Теоретической базой является: налоговый кодекс РФ, труды отечественных и зарубежных учёных, научные статьи в периодической литературе.
Предметом исследования данной курсовой работы являются функции налогов в современной экономике.
Объект исследования – налоговая система РФ.
Введение…………………………………………………………………3
1 Роль и значение налогов в современной экономике………………..4
1.1Сущность функций налогов…………………………………………4
Виды налогов в экономике…………………………………………..15
Роль налогов в формировании доходов бюджета…………………..22
2 Проблемы и перспективы налоговой системы РФ………………….26
2.1 Современное состояние налоговой системы экономики РФ…. …..26
2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ………….31
2.3 Налоговые реформы и перспективы налогооблажения России…...34
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………45
5) изменение амортизационной политики. В 2009 г. методика расчета амортизации в целях налогообложения существенно отличается от расчетов по правилам бухгалтерского учета. Теперь налогоплательщики имеют возможность отказаться от пообъектного начисления амортизации и перейти к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. Это создает стимулы для инвестиций, которые были утрачены после отмены инвестиционной налоговой льготы, но уменьшает сумму налога на прибыль.
Налог на добавленную стоимость (НДС) от реализации товаров и услуг на территории РФ. Темпы поступлений последовательно снижаются, так как продолжается падение объемов производства. Изменен порядок уплаты НДС. Теперь налог уплачивается в бюджет не единовременно 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а ежемесячно в размере одной трети платежа в течение трех последующих месяцев. Это связано с тем, что в условиях финансового кризиса действующий механизм уплаты налога способствует дефициту оборотных средств у налогоплательщика и ухудшает его финансовое положение, что приводит к снижению налоговых поступлений. Существенные сбои налогового механизма НДС связаны с применением нулевой ставки налога. Срок сбора документов, обосновывающих применение нулевой ставки, увеличен до 270 дней. При этом на 2009 г. для подтверждения применения льготы предоставлено право подавать в налоговые органы не копии таможенных деклараций, а реестры таможенных деклараций. Был принят также ряд частных решений, упрощающих уплату НДС в отдельных ситуациях.
Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ уменьшились на 1,4 %. Снижение поступлений налога на доходы физических лиц явилось следствием:
1) сокращения контингента плательщиков налога за счет роста числа безработных;
2) снижения доходов, полученных налогоплательщиками в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций в результате принятия мер по ограничению в условиях кризиса размеров выплачиваемых дивидендов;
3) уменьшения поступления налогов с доходов, полученных в виде всевозможных выигрышей, поскольку резко сократилось число рекламных акций и кампаний;
4) появления новаций социального характера, выразившихся в увеличении налоговых вычетов по НДФЛ.
Растут поступления транспортного налога (на 20 %), поскольку автомобилей с каждым годом становится больше, растет и их мощность, которая является объектом налогообложения и от которой зависит величина налоговой базы
2.3 Налоговые реформы и перспективы налогооблажения в России
Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России. Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию. В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций. Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.
В период с 2000—2002 годов правительство РФ предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы России, которые находят отражение в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы).
Это снижение избыточной налоговой нагрузки, создающей стимулы к уклонению от уплаты налогов; ослабление фискальных интересов государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы; снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки; сокращение количества и изменение направленности налоговых льгот.
В области межбюджетных отношений — перераспределение налоговых поступлений в пользу доходов федерального бюджета по отношению к доходам региональных бюджетов. Цель налоговой реформы в настоящее время не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы: по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий; сделать налоговую систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях; повысить уровень её нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т. д.); снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Во исполнение поставленных целей налоговой реформы с 1 января 2001 года были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24). Согласно положению новой главы 23, была введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Эта ставка объединила в себе существовавшую ранее прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (при уплате подоходного налога, ставка зависела от доходов и колебалась в пределах от 12 до 45 %) и 1 %, перечисляемого работниками со своей заработной платы в Пенсионный фонд РФ. Уже в 2001—2002 г. наметился рост поступления доходов в бюджет, что дает основание говорить о прямой взаимосвязи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений. Кроме того, среди новых моментов уплаты налога была введена система четких и носящих всеобщий характер налоговых вычетов — стандартных, социальных, профессиональных и имущественных. Был также введен новый порядок предоставления налоговых декларации о доходах физических лиц в налоговые инспекции. Введённый Единый социальный налог (ЕСН) заменил существовавшие ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд — 28 %; Фонд социального страхования — 5,4 %; Фонд занятости населения — 1,5 %; Фонд медицинского страхования — 3,6 %). Это позволило установить для плательщиков унифицированный порядок исчисления налоговой базы в виде выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников. Введенный ЕСН одной из своих целью преследовал увеличение заработной платы работников путем установления регрессивной шкалы налогообложения и, как следствие, легализацию расходов предприятия на оплату труда. Предполагалось, что чем больше фонд оплаты труда предприятия, тем ниже ставка данного налога. Но несмотря на то, что изначально ставка ЕСН была снижена с 39,5 до 35,6 %, её размер остается пока очень высоким, что является сдерживающим фактором для легализации расходов на оплату труда. Очевидно, что должно быть снижено налоговое бремя по ЕСН или вообще пересмотрена база налогообложения данного налога. Глава 21 НК РФ определила новый порядок исчисления НДС. Именно в 2001 г. произошло резкое сокращение льгот по НДС, упорядочены правила налогообложения. Однако до сих пор не решен вопрос о возмещении экспортного НДС. Серьёзные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2001 г. налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, а с 1 января 2003 г. — прямогонный бензин. В течение 2001—2002 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003 г. изменился порядок их уплаты (по месту потребления). Кроме того, с 1 января 2001 года отменён налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 5 % по решению представительных органов местного самоуправления. Также с 2001 г. снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а с 2003 г. этот налог отменен полностью. В этом же году был отменен и налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.
С 1 января 2002 года вступили в действие очередные новые главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж. Введение новых глав второй части Налогового кодекса РФ в действие позволило обеспечить снижение налоговой нагрузки примерно на 3 — 4 %. Кардинальные изменения произошли в налоге на прибыль, что нашло отражение в главе 25 НК РФ. С 1 января 2002 г. была снижена совокупная ставка налога с 35 % до 24 % с одновременной отменой льгот. Эта ставка по новому режиму налогообложения едина для всех хозяйствующих субъектов. Реформирование действующего порядка налогообложения прибыли организаций включает либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения, изменение правил переноса убытков на будущее, вычеты необходимых деловых расходов, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров, снимаются ограничения на расходы по рекламе, по отдельным видам добровольного страхования, по отнесению процентов по заемным средствам, полученным как от банков, так и от других организаций, увеличивается норматив по вычету из налоговой базы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями. Реализация мер, предусмотренных в рамках данной главы, позволила снизить налоговое бремя налогоплательщиков по данному налогу в сумме около 197,8 млрд рублей, что составляет 1,9 % к ВВП. В целях совершенствования налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере деятельности с 1 января 2002 г. введен налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ) с одновременной отменой действовавших налогов за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минеральносырьевой базы и акциза на нефть.
Кроме того, в 2002 году введена в действие глава части второй Налогового кодекса Российской Федерации: 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)».Таким образом, созданным специальным режимом смогли воспользоваться те хозяйства, выручка которых не менее чем на 70 % обеспечена за счет реализации сельскохозяйственной продукции. Отдельным вопросом реформирования налоговой системы России стало налогообложение субъектов малого предпринимательства. Отмена гл. 25 НК РФ льгот по налогу на прибыль организаций вызвало отрицательную реакцию со сторону представителей малого бизнеса. Летом 2002 г. по инициативе Президента РФ был утвержден и подписан федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в часть вторую НК РФ», который ввел две главы: 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Цели реформирования системы налогообложения малого бизнеса в России предусматривают сокращение объема отчетной документации, снижение налоговой нагрузки, сохранение социальных гарантий для предпринимателей малого бизнеса в части пенсионного обеспечения и ряд других мер. Глава 26.2 НК РФ вступила в силу с 1 января 2003 года, создав существенные преимущества налогоплательщикам. Хозяйствующим субъектам по новому режиму предоставлено право не только добровольно переходить на данный режим, но и самостоятельно выбирать объект налогообложения. Законодательством предусмотрено два объекта налогообложения: доходы, облагаемые по ставке 6 % (данная схема будет действовать до 1 января 2005 г.) и прибыль, облагаемая по ставке 15 %. Кроме того, введение данной главы позволило не только упростить систему налогообложения субъектов малого бизнеса, но и упростить их систему бухгалтерской и налоговой отчетности. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ) также касается деятельности малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг, розничной торговли и общественного питания, автотранспортных услуг. Порядок расчета налогооблагаемой базы строится на значении «базовой доходности». С 1 января 2003 г. была снижена ставка налога с 20 % до 15 %. Однако реального уменьшения налогового бремени на практике не произошло по ряду причин и это, прежде всего, связано с дублированием платежей по ЕСН и по внебюджетным фондам. Был также определен новый порядок уплаты вмененного налога, установивший место уплаты налога по принципу осуществления деятельности всех плательщиков. Теперь плательщики ЕНВД уплачивают налог по месту своего жительства, что позволило упорядочить уплату налога между бюджетами Субъектов Федерации. С 1 января 2003 г. введен транспортный налог (глава 28 НК РФ) и отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации, которые определяют ставки налога в пределах, установленных Кодексом (шкала ставок дифференцирована в зависимости от мощности двигателя транспортного средства). В этом же году начали действие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов; внесена очередная серия поправок в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на повышение эффективности налогового администрирования. Параллельно с работой по принятию новых глав Налогового кодекса вносятся изменения в действующие главы. В связи с принятием поправок к части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Министерстве продолжается работа по уточнению налоговых деклараций, инструкций и методических указаний по их заполнению. На заседании Правительства РФ 23 апреля 2003 г. были приняты основные предложения Министерства финансов РФ в области реформирования налоговой системы на 2004—2006 гг. Так, с 1 января 2004 г. отменен налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 % от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный сбор и др.). Снижена ставка НДС с 20 % до 18 %, при оставшейся пониженной ставке — 10 % для социальнозначимых товаров. Введены новые главы второй части НК РФ, регулирующие систему региональных налогов и сборов: 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». Глава 30 НК РФ существенно изменила объект налогообложения данного налога. Согласно новому режиму, из-под налогообложения были выведены нематериальные активы, вложения во внебюджетные активы, запасы и затраты предприятия. Изменился также механизм расчета среднегодовой стоимости имущества. Введен новый размер ставки — 2,2 % (ранее 2 %). Дальнейшие шаги по реформированию налоговой системы на 2005 г. предполагают осуществлять по следующим направлениям: снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения ставки единого социального налога (предполагается снизить ставку ЕСН и установить её в размере 26 % для доходов до 300 тыс. рублей, 10 % для доходов от 300 до 600 тыс. рублей и 2 % с доходов свыше 600 тыс. рублей); реформирование режима налогообложения НДС: снижение ставки до 16 % и пересмотр возврата НДС экспортерам. В плане дальнейшего реформирования НДС активно обсуждается возможность предоставления налогоплательщиками счетов-фактур в электронном виде для налоговых органов; реформирование имущественных налогов путем замены налогом на недвижимость существующих налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога (практика внедрения налога на недвижимость осуществляется сегодня в Тверской области, на будущий год предполагается перевод на данный налог еще ряда регионов); установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории особых экономических зон, с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Реформа налоговой системы России затрагивает не только изменение системы обязательных взносов и платежей, но и процессы их сбора и контроля. Реформирование налогового администрирования в РФ направлено на упрощение, сокращение документооборота, прозрачность и гибкость. Ведь достижение целей налоговой реформы предполагает снижение налоговой нагрузки не только за счет фискальной части нагрузки (уменьшение размера платежа, который зависит от ставки и налоговой базы), но и от административной части (то есть расходов, которые несет налогоплательщик и налоговые органы в связи с исполнением налогового законодательства). Практика показала, что снижение фискальной нагрузки по ряду налогов произошло с одновременным ростом административной нагрузки налогоплательщиков: вырос объем отчетности, усложнилась система учета финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, увеличился объем контрольных мероприятий, проводимых государственными органами в отношении налогоплательщиков. На современном этапе налоговое администрирование в рамках налоговой реформы России осуществляется по следующим направлениям: Изменение организационной структуры налоговых органов (2002—2005 годы). Развитие информационных технологий. Совершенствование техники налогового администрирования.
Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы в 2006г стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста. В последние годы ежегодно принимались и вступали в силу решения, предусматривающие существенное снижение налогового бремени. Так, с 2002 году были снижены, а с 2003 года окончательно отменены «оборотные налоги», начиная с 2004 года с 20 до 18 % была снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж. С 2005 года произошло существенное снижение ЕСН. Начиная с 2006 года в связи с вступлением в силу важных поправок в режим применения НДС и налога на прибыль организаций, направленных на стимулирование инвестиционной активности, произошло дальнейшее заметное снижение налоговой нагрузки на экономику. В целом, в последние годы имело место снижение налоговой нагрузки в сопоставимых условиях в размере около 1 % ВВП ежегодно. Налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные платежи) к объёму ВВП при сопоставимых мировых ценах на нефть за 2001—2005 годы снизилась с 33,6 % до 27,4 %. Проведённый анализ уровня налоговой нагрузки в 2005 году по видам экономической деятельности свидетельствует, что самый высокий уровень налогового бремени, исчисляемый как отношение общей суммы налоговых поступлений, администрируемых ФНС России, к объёму ВВП, произведённому в этих отраслях, имел место в секторе добычи полезных ископаемых и составил 51,6 %. Самый низкий — в сельском хозяйстве (4,3 %) и в социальной сфере (8,3 %). В обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки составил 19,1 %, против 26,3 %, сложившегося в целом по народному хозяйству. Таким образом, можно констатировать, что одним из позитивных результатов налоговой реформы стало заметное перераспределение налогового бремени с обрабатывающих и иных приоритетных отраслей в сторону сектора, связанного с добычей полезных ископаемых. Следует также отметить, что уже сегодня по размеру налоговых ставок основных налогов Российскую Федерацию можно отнести к странам с наиболее низким уровнем налогообложения. При этом, несмотря на снижение налоговой нагрузки за годы налоговой реформы, удалось обеспечить стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей (включая администрируемые таможенными органами), которые заметно выросли в реальном выражении. Всего за 2001—2005 годы в реальном выражении (без учёта влияния инфляции), по нашей оценке было получено дополнительно около 2,6 трлн рублей налоговых и иных обязательных платежей, что составило примерно 10,5 % к общему объёму таких платежей, поступивших за эти годы. Из указанной суммы по платежам, администрируемым налоговыми органами, дополнительно получено 1,4 трлн рублей, или 7 % (в том числе по налогу на прибыль организаций 482 млрд рублей, или 13 % к поступлениям по этому налогу, по налогу на доходы физических лиц 268 млрд рублей или 11,4 %, по НДС 297 млрд рублей, или 8,7 % к поступлениям по этому налогу). По платежам, администрируемым таможенными органами, за 2001—2005 гг. получено дополнительно (без учёта влияния инфляции) около 1,2 трлн рублей, или 23,5 % к общему объему таких платежей, администрируемых таможенными органами.