Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является подробное изучение функций налогов в современной экономике.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность функций налогов, виды налогов в экономике, роль налогов в формировании доходов бюджета:
- проанализировать современное состояние налоговой системы ЭРФ, динамику налоговых поступлений в бюджет РФ, налоговые реформы и перспективы налогового обложения России.
Методологической базой исследования являются статистические, аналитические, динамические данные.
Теоретической базой является: налоговый кодекс РФ, труды отечественных и зарубежных учёных, научные статьи в периодической литературе.
Предметом исследования данной курсовой работы являются функции налогов в современной экономике.
Объект исследования – налоговая система РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1 Роль и значение налогов в современной экономике………………..4
1.1Сущность функций налогов…………………………………………4
Виды налогов в экономике…………………………………………..15
Роль налогов в формировании доходов бюджета…………………..22
2 Проблемы и перспективы налоговой системы РФ………………….26
2.1 Современное состояние налоговой системы экономики РФ…. …..26
2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ………….31
2.3 Налоговые реформы и перспективы налогооблажения России…...34
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 130.42 Кб (Скачать документ)

              В результате налоговой реформы произошли позитивные изменения в структуре уплачиваемых налогов. В частности: заметно увеличилась доля налогов, связанных с использованием природных ресурсов и, в первую очередь, ресурсов недр; резко уменьшилась доля прочих налогов (прежде всего целевых налогов, являвшихся источниками формирования дорожных фондов); почти в полтора раза увеличилась в общем объеме налоговых поступлений доля налога на доходы физических лиц; в 2002 г. произошло снижение доли налога на прибыль организаций, что было обусловлено введением нового режима его уплаты. Однако в последующие годы значение этого налога заметно возросло, что наряду с общим экономическим ростом обусловлено прекращением действия внутренних «оффшорных зон», а также крупными доначислениями в результате усиления контрольной работы налоговых органов; в 2005 году заметно снизилась доля единого социального налога (ЕСН), что обусловлено решением о снижении с 2005 г. его налоговых ставок. Следует отметить, что рост налоговых доходов имеет место как по доходам, поступающим в федеральный бюджет, так и в региональные и в местные бюджеты. При этом удельный вес налоговых доходов, зачисляемых в территориальные бюджеты (без учёта таможенных платежей, ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование) в 2002—2004 годы в общем объёме налоговых доходов консолидированного бюджета превышал 50 процентов. За годы налоговой реформы произошли определенные позитивные изменения и в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. В частности, при сохранении высокой доли промышленности особенно заметно возросла доля налогов, уплачиваемых топливной промышленностью (прежде всего, связанной с добычей и переработкой нефти) с одновременным уменьшением доли налогов, уплачиваемых обрабатывающими и другими промышленными предприятиями помимо топливной промышленности. В 2005 году из общего объёма налоговых поступлений, администрируемых ФНС России, на сферу добычи полезных ископаемых приходилось 37,4 %, на торговлю и сферу услуг — 12,7 %., на обрабатывающие производства только 13,8 % общего объема налоговых поступлений. Среди последних мер, реализованных в рамках осуществления налоговой реформы, следует отметить окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России. Общее количество налогов и сборов, предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 15, или более чем в три раза (в настоящее время установлено 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога). Кроме этого применяется 4 специальных налоговых режима (в том числе 2 новых), а также 4 обязательных платежа, имеющих неналоговый статус.

            Выделим основные проблемы налоговой системы на сегодняшний день и пути их решения:

            Основными проблемами являются: несовершенный контроль, нестабильность  налоговой системы, недобросовестные  налогоплательщики и т.д.

            Пути решения данных проблем  могут быть следующими: повышение  эффективности налогового администрирования,  в том числе налогового контроля, реализация конституционального  принципа единства налоговой  системы, увеличение темпов роста  производства.

         Выделим перспективы развития  налоговой системы РФ:

  1. Разработка законопроекта о налоговой амнистии
  2. Введение института предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами
  3. Снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физлицам, не являющихся налоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее время - 30%)
  4. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний:
  5. Введение принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний
  6. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль
  7. Совершенствование НДС
  8. Индексация ставок акцизов
  9. Налогообложение налогом на прибыль при совершении операций с ценными бумагами
  10. Совершенствование налога на имущество (введение налога на недвижимость)
  11. Совершенствование системы вычетов.

Совершенствование налоговой системы позволит привести её в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

              К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области.                                                                           Следует,    отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения (инфорсмента), обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для её построения.

             На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов. Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта 2 отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.

           С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики: Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом не снимается с повестки дня вопрос дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику, которое будет возможно в рамках обеспечения устойчивости бюджетной системы.

            С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов предполагается как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы — повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения. Как уже говорилось выше, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики. Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность 3 налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально - экономическими преобразованиями в иных областях.

 

 

 

 

                               Список использованых источников

 

  1. Конституция РФ. – СПб.: ИТД Герда, 2000.- 60с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II. – М.-СПб.: Тускарора, 2002. – 296с.
  3. «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Федеральный закон от 27.12.91г. № 2118-1
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ТД Эскада, 2002.- 160с.;
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. – М.: Проспект, 1998.-  420 с.
  6. Горский  И.В. Налоги в экономической стратегии государства  // Финансы. – 2001 –  36 с.
  7. Демин А. Общие принципы налогообложения // Хозяйство и право – 1998. - № 3. – 82 с. № 2 – 95 с.
  8. Демин А.В. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность // Налоговый вестник  - 2002. №3.- 78 с.
  9. Демчук Н.Н. Налоги: функции, структура, пути совершенствования // Налоговый вестник – 1999 - № 4. – 47 с.
  10. Евстигнеев Е.И. Основы налогообложения и налогового права: Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 120 с.
  11. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 348 с.
  12. Налоги. Теория и практика. Учеб. пособие / Под ред. В.В. Глухова, И.В. Дольда – СПб.: Специальная Литература, 1996. – 288 с.
  13. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Черника Д.Г. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 656 с.
  14. Оганян К.И. Налоговое бремя в России: кто должен платить налоги? // Налоговый вестник – 1999. - № 9. – 11 с.
  15. Осетрова Н.И. Основные правила налогообложения и необходимость их уточнения // Налоговый вестник. – 2001. - № 3. – 139 с.
  16. Разгулин С.В. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы // Налоговый вестник 2002 - №6- 26 с.
  17. Статистический сборник/ Россия в цифрах: - М.: Госкомстат; 2008 – 64 с. 
  18. Саакян Р.А., Ананьев Г.И. О налоговом прогнозировании и планировании  // Налоговый вестник – 2000 - № 12. – 36 с.
  19. Соловьев В. "Публичное" и "частное" в налоговом праве // Законодательство и экономика. – 2000. – 31 с.
  20. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000. – 51 с.
  21. Швецов Ю. Налоговая система России // Вопросы экономики. – 2007. - №4 – 140с.
  22. Шишко А.В. Трудное становление налоговой системы России // ЭКО 2007.- №2 - 67с.

 

 


Информация о работе Налоговая система РФ