Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является подробное изучение функций налогов в современной экономике.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность функций налогов, виды налогов в экономике, роль налогов в формировании доходов бюджета:
- проанализировать современное состояние налоговой системы ЭРФ, динамику налоговых поступлений в бюджет РФ, налоговые реформы и перспективы налогового обложения России.
Методологической базой исследования являются статистические, аналитические, динамические данные.
Теоретической базой является: налоговый кодекс РФ, труды отечественных и зарубежных учёных, научные статьи в периодической литературе.
Предметом исследования данной курсовой работы являются функции налогов в современной экономике.
Объект исследования – налоговая система РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1 Роль и значение налогов в современной экономике………………..4
1.1Сущность функций налогов…………………………………………4
Виды налогов в экономике…………………………………………..15
Роль налогов в формировании доходов бюджета…………………..22
2 Проблемы и перспективы налоговой системы РФ………………….26
2.1 Современное состояние налоговой системы экономики РФ…. …..26
2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ………….31
2.3 Налоговые реформы и перспективы налогооблажения России…...34
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 130.42 Кб (Скачать документ)

Различают следующие виды налогов по срокам уплаты: срочные, Периодично-календарные.

В свою очередь периодично-календарные делятся на:

  • Декадные
  • Ежемесячные
  • Ежеквартальные
  • Полугодовые
  • Ежегодные

 

 

1.3 Роль налогов   в формировании доходов бюджета

          Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

 Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения, ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств, всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Таким образом, в бюджете  отражаются финансовые взаимоотношения  государства с плательщиками  налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.

Аккумуляция средств, в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

При рассмотрении государственных  финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается  в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении  доходов и собственности. Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики также  по способам финансирования затрат - с  помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов  и товаров, стихийное формирование отношений между участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство осуществляет прямое (с помощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическое регулирование.

Косвенное регулирование  осуществляется через финансовую и  кредитную политику, в реализации которой центральную роль играет государственный бюджет. Рычагами государственного воздействия при налогообложении  являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем  производства, предложение и спрос  на отдельные виды товаров и услуг.

При расходовании средств  государство осуществляет финансирование государственных программ направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение  структуры производства, субсидирует  отдельные отрасли и предприятия, ни государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные  и гарантии по банковским ссудам.

Благоприятное воздействие  бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма  образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении  экономики в целом на основе рационального  налогообложения населения и  принятии, объема и структуры государственных  расходов, обеспечивающих условия для  экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

Государство использует различные  экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия  на экономику.

Одним из них является фискальная политика.

Под фискальной политикой  государства понимается совокупность мер в области налогообложения  и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличение занятости.

Крупным направлением бюджетной  политики и соответственно функций  бюджета является использование  бюджетных средств для экономической и социальной стабильности, создания условий экономического роста, сглаживания последствий экономических и финансовых кризисов. При этом все большее внимание уделяется проблемам долгосрочного характера, связанным с научно-техническим прогрессом, структурной перестройкой экономики, накоплением капитала, эффективным экономическим ростом. Государственные инвестиции составляют от 20 до 40% общего объема инвестиций.

Государственные финансы  и их сердцевина - бюджет страны оказывают  воздействие на основные экономические  показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующим в  общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы  наряду с инвестиционным и потребительским спросом являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменения этих величин оказывают существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. В США государственный сектор закупает около 1/5 выпускаемой в стране продукции, а чистые налоги составляют около 20% ВВП.

В отношении воздействия  государственных финансов общепризнанными  являются два основных положения. Согласно первому увеличение государственных  расходов ведет к росту совокупного  спроса в экономике и соответственно к росту выпуска продукции  и занятости. Влияние изменения  государственных расходов в некоторой мере аналогично воздействию инвестиционного спроса. Согласно второму положению увеличение налогообложения (чистых налогов, т.е. сумм, взимаемых государством, за минусом социальных трансфертов и т.п.) ведет к сокращению личных располагаемых доходов домашних хозяйств, сокращению расходов, выпуска продукции и занятости.

Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области  получения доходов, объема и направлений  государственных расходов, может  быть нацелена на стабилизацию, экономический  рост или ограничение деловой  активности. Политика стабилизации предполагает использование фискальных и кредитно-денежных мер для максимального приближения  ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости и  стабильного уровня цен.

Под политикой экономического роста понимают реализацию мер для  увеличения ВВП, а под политикой  ограничения деловой активности - осуществление мер по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным  уровнем.

При экономическом спаде  может осуществляться стимулирующая  фискальная политика, основанная на росте  государственных расходов, снижении налогов и соответственно увеличении дефицита бюджета, а в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может  проводиться ограничительная фискальная политика, нацеленная на уменьшение государственных  расходов, увеличение налогов с ориентацией  на уменьшение дефицита бюджета или  его положительное сальдо. Поскольку  стимулирующее или ограничивающее воздействие фискальной политики сопряжено  с изменениями бюджетного дефицита и профицита, то это воздействие зависит от методов финансирования дефицита и направлений использования бюджетного излишка.

Покрытие дефицита бюджета  может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных  ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению  равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с  ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведет к сокращению инвестиций.

Выпуск новых денег  для покрытия дефицита бюджета не сопряжен с уменьшением инвестиций и в этом смысле оказывает более  существенное воздействие на совокупный спрос, чем увеличение государственных  займов.

В случае вызванной избыточным спросом инфляции правительство  может нацелить свои усилия на образование  бюджетного излишка. Антиинфляционное воздействие этого излишка зависит  от того, будет ли он использован  на погашение государственной задолженности  или соответствующие денежные средства будут изъяты из обращения. Используя  профицит бюджета на погашение задолженности, правительство вновь направляет денежные средства в обращение, увеличивая денежную массу, и снижает антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Однако побочным следствием является стимулирование снижения процентных ставок и соответственно увеличения инвестиций. В случае если правительство изымет излишек доходов бюджета из обращения, оно добьется более существенного антиинфляционного эффекта по сравнению с вариантом использования излишка для погашения государственного долга, так как в этом случае деньги не возвращаются в оборот.

Изменение чистых налогов  также может быть использовано государством для воздействия на объем производства. Рост налогообложения ведет к  сокращению выпуска продукции, так  как уменьшает величину располагаемых  доходов и потребительских расходов. Величина воздействия зависит от масштаба изменения налогов и  мультипликатора, отражающего влияние  предельной склонности к потреблению. Снижение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно сбережения.

Величина взимаемых налогов  и социальных выплат зависит от уровня доходов. В периоды роста ВВП размеры взимаемых налогов, ставки которых в значительной пропорциональны получаемым доходам, возрастают, а социальные выплаты, в которых значительную долю составляют пособия по безработице, сокращаются. В результате вместе с ростом доходов увеличивается величина чистых налогов, а рост располагаемого дохода и соответственно потребительского спроса отстает от роста BВП периоды экономического спада чистые налоги уменьшаются, что способствует увеличению совокупного спроса.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

    2 Проблемы и перспективы налоговой системы РФ

 

     2.1 Современное состояние налоговой системы РФ     

 

      Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги - наиболее действенный инструмент регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию. Успешное проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления. Законодательство по налогообложению должно разрабатываться и совершенствоваться с учетом того, что налоговая система и механизм ее реализации должны быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово – бюджетной политики. 
            Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании. Налоговая система Российской Федерации на современном этапе. Направления совершенствования. 
             Существует несколько групп основных причин кардинальных изменений в налоговом законодательстве: политические - развитие демократических преобразований, принятие новой Конституции, увеличение самостоятельности региональных и местных властей и, как следствие, перераспределение средств между бюджетами различных уровней, изменения во взаимоотношениях между налогоплательщиком и государством; экономические - развитие рыночных отношений, появление новых экономических и финансовых структур, таких, как финансовый и фондовый рынки, рынок страховых услуг, взаимопроникновение российской и мировой экономики; правовые - появление новых правовых институтов, несогласованность налогового и гражданского законодательства, наличие большого числа подзаконных актов, позволяющих найти возможность ухода от налогообложения, отсутствие единой нормативной базы   налогообложения и многое другое. 
           Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов и др.   С момента возникновения государства налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и представляет собой важную «кровеносную артерию» бюджетно-финансовой системы.  
С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. Наряду с налогами в структуре налоговой системы определенное место занимают сборы, пошлины1.  
Совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют  налоговую  систему  страны.  
           Национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава  и  структуры  налогообложения.  
           Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов.

           Анализ понятия, регулятивных и функциональных характеристик налога, видов общественных отношений, составляющих систему налогообложения и сборов, а также общественных отношений в сфере налогообложения и сборов как системы налогообложения и сборов позволяет сделать следующие выводы:

          - система налогообложения и сборов необходима для нормального функционирования как государства, так и гражданского общества; 
          - система налогообложения и сборов, находящаяся на стыке между государством и гражданским обществом, подвергает определенным ограничениям одну из основ гражданского общества - принцип неприкосновенности частной собственности;

           - общественные отношения в системе налогообложения и сборов изначально конфликтны и в процессе регулирования требуют учета интересов как государства, так и гражданского общества. 
            Как отмечается в литературе, практике свободных городов (первых буржуазных республик) по сбору городских налогов были присущи основные черты современных систем налогообложения развитых государств: - признание налога в качестве общественно необходимого ограничения принципа частной собственности; - добровольность налога, выражаемая в обязательном утверждении налоговых законов выборными представителями народа; -денежная форма налога; - общественный контроль за распределением и расходованием собранных налоговых средств. 
            Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Данным нормативным документом дано определение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Помимо этого, Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

           1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 
           2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 
           3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

           4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

           5) формы и методы налогового контроля;

           6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 
           7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Информация о работе Налоговая система РФ