Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение функций налогов в современной экономике.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность функций налогов, виды налогов в экономике, роль налогов в формировании доходов бюджета:
- проанализировать современное состояние налоговой системы ЭРФ, динамику налоговых поступлений в бюджет РФ, налоговые реформы и перспективы налогового обложения России.
Методологической базой исследования являются статистические, аналитические, динамические данные.
Теоретической базой является: налоговый кодекс РФ, труды отечественных и зарубежных учёных, научные статьи в периодической литературе.
Предметом исследования данной курсовой работы являются функции налогов в современной экономике.
Объект исследования – налоговая система РФ.
Введение…………………………………………………………………3
1 Роль и значение налогов в современной экономике………………..4
1.1Сущность функций налогов…………………………………………4
Виды налогов в экономике…………………………………………..15
Роль налогов в формировании доходов бюджета…………………..22
2 Проблемы и перспективы налоговой системы РФ………………….26
2.1 Современное состояние налоговой системы экономики РФ…. …..26
2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ………….31
2.3 Налоговые реформы и перспективы налогооблажения России…...34
Заключение………………………………………………………………..43
Список использованных источников……………………………………45
Объектами налогообложения
могут являться операции по реализации
товаров (работ, услуг), имущество, прибыль,
доход, стоимость реализованных
товаров (выполненных работ, оказанных
услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную,
количественную или физическую характеристики,
с наличием которого у налогоплательщика
законодательство о налогах и сборах связывает
возникновение обязанности по уплате
налога. Каждый налог имеет самостоятельный
объект налогообложения, определяемый
в соответствии с частью второй Налогового
кодекса и с учетом положений части первой
Налогового кодекса. В соответствии с
законодательством о налогах и сборах
отдельным категориям налогоплательщиков
и плательщиков сборов могут быть предоставлены
налоговые льготы, то есть преимущества
по сравнению с другими налогоплательщиками
или плательщиками сборов, включая возможность
не уплачивать налог или сбор либо уплачивать
их в меньшем размере. Целям внешней
и внутренней сопоставимости налогообложения
при проведении исследований и отработке
стратегии налоговых правоотношений служит
налоговая классификация. Классификация
налогов имеет важное значение для организации
рационального управления налогообложением.
В целом классификационные признаки универсальны,
т.е. основные из них известны с древних
времен. Более ста лет известно разграничение
налогов на две подсистемы: прямые и косвенные.
Прямые налоги – те, которые связаны с
результатом хозяйственно-финансовой
деятельности, оборотом капитала, увеличением
стоимости имущества. Это налог на доходы
физических лиц, налог на имущество и т.
п. Косвенные налоги – те, которые являются
надбавкой к цене. К ним относятся НДС,
налог с продаж, акцизы. Состав налогов
налоговой системы РФ можно классифицировать
по следующим признакам:
1. По субъекту уплаты: юридические и физические
лица;
2. По
источнику уплаты налоговых платежей
и сборов: индивидуальный доход, выручка
от продаж, финансовый результат;
3. По
полноте налоговых прав пользования налоговыми
поступлениям: собственные, регулирующие;
4. По назначению: общие, без привязки к конкретному расходу и специальные, которые имеют целевое назначение;
5. По принадлежности к уровню власти и управления. Налоговая система РФ включает в себя налоги и сборы трех уровней: федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие законами субъектов РФ. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих образований. Итак, классификация необходима не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы в составе доходных источников консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ местных бюджетов.
Текущее состояние налоговой системы РФ показывает, что формирование основ налоговой системы завершено: созданы законодательные основы налоговой системы; приняты и введены в действие
Все главы НКРФ, устанавливающие порядок исчисления и уплаты налогов; определена компетенция органов власти, закреплены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. Дальнейшее развитие законодательства. По нашему мнению, предполагает внесение поправок, носящих масштаб не коренных преобразований, а точечное изменение, как реакция на импульсы социально-экономического развития экономики страны. Налоговое законодательство будет изменяться, и совершенствоваться в отношении инновационной деятельности и улучшения налогового администрирования.
Рассматривая изменения первой части Налогового кодекса РФ, в части состояния налогового администрирования. Следует отметить, что с 2009 года введена обязательная процедура досудебного разбирательства налоговых споров. Это поле для деятельности налоговых консультантов, поскольку налогоплательщик не сможет обжаловать решение налогового органа непосредственно в суде, минуя стадию обжалования в вышестоящем налоговом органе. Государство создает некоторые преимущества для административного порядка обжалования. Работа налогоплательщика совместно с налоговым консультантом по административному обжалованию и защите своих прав – это более дешевая процедура для государства. Министерством финансов РФ предусматривается введение в ближайшее время в первой части Налогового кодекса РФ, новой специальной главы посвященной трансфертному ценообразованию, т.е. контролю за теми сделками, в которых цена может отклоняться от рыночных цен, тем самым создавая условия для минимизации налогообложения. Этот законопроект предполагает следующие основные положения: уточнение и расширение перечня взаимозависимых лиц; предоставление суду права признавать сделки контролируемыми; уточнение источников информации о ценах; уточнение порядка определения цены и расширение методов их определения; введение в обязанность налогоплательщика обосновывать цену в целях налогообложения; представление в налоговый орган документов по итогам года о контролируемых сделках, совершенных за налоговый период; возможность налогоплательщика заключать соглашение с налоговым органом о цене и (или) методе определения цены, что избавит налогоплательщика от возможных доначислений. Одной из основных проблем налогового администрирования является информирование и проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками. С 2007 года на Министерство финансов возложена дополнительная ответственность, поскольку разъяснение Министерства финансов освобождает налогоплательщиков не только от штрафов, но и от пеней. Кроме того, налоговые органы обязаны руководствоваться разъяснениями Министерства финансов, доведенными до сведения налоговых органов. Ситуаций, в которых налоговый орган отказывается принимать во внимание разъяснения Министерства, быть недолжно.
Рассматривая изменения второй части Налогового кодекса РФ, в части состояния налогового администрирования, следует отметить, что с 2008 года по налогу на добавленную стоимость введен единый налоговый период, для всех налогоплательщиков налоговый период составит квартал. Это сократило отчетность, упростит контроль. Предполагается ввести специальную регистрацию налогоплательщика в качестве плательщика НДС. В настоящее время Министерство финансов разрабатывает соответствующий законопроект. Его разработка обусловлена необходимостью создания дополнительных барьеров для выхода на рынок хозяйствующих субъектов, создающихся без намерения осуществлять реальную экономическую деятельность. Общая идеология заключается в том, что налогоплательщик получит специальный номер налогоплательщика НДС только в случае, если он покажет реальную выручку за предшествующий период. Только после этого налогоплательщик получит специальное свидетельство. Перечень свидетельств будет открыт, что позволит контрагентам «видеть» друг друга. Наличие контрагента в этом перечне будет свидетельствовать о возможности принятия НДС к вычету. В этой же связи предлагаются и поправки в Федеральный законно государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предполагается уточнить основания в отказе от регистрации юридических лиц.
2.2 Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ
В России на динамику налоговых поступлений негативное влияние оказывают как микроэкономические факторы (эрозия традиционно высокой налоговой дисциплины в секторе бывших государственных предприятий, изменение поведения предприятий в связи с ростом частного сектора, характеризующегося отсутствием традиций добровольной уплаты налогов, рост сферы услуг, в которой степень собираемости налогов также меньше, чем в сфере производства товаров и т.д.), так и макроэкономические (снижение высокого уровня инфляции, кризис взаимной задолженности предприятий, рост задолженности предприятий бюджету). Важное значение имеет также несовершенство налоговой системы, в частности, значительное число льгот, в т.ч. индивидуальных, большое количество противоречий в законах и нормативных актах, создающих существенные возможности для уклонения от налогов.
Широко распространена точка зрения, согласно которой уровень налоговых изъятий в России в настоящее время является крайне высоким и препятствует экономическому росту[6]. Однако, налоговый пресс в России является высоким лишь для добросовестных налогоплательщиков, не имеющих налоговых преференций. В то же время значительное число налогоплательщиков имеет экономически неоправданные льготы, наращивает недоимки по налогам и (или) противозаконно уклоняется от налогов. Среди факторов, определяющих низкий уровень справедливости налоговой системы, важнейшее место занимает начисление налогов с последующей задержкой их перечисления в бюджет, т.е. недоимки. Наличие мягких бюджетных ограничений позволяет предприятиям годами функционировать, увеличивая свою задолженность по отношению к бюджету. Такое положение вносит существенные различия в уровень налогового бремени для предприятий, имеющих недоимки и платящих налоги вовремя. В условиях массового характера данного явления государство практически легитимизировало существование недоимок, не только не осуществляя банкротств недоимщиков, но и устанавливая различные пропорции распределения средств, поступающих на счет предприятия, между бюджетом и нуждами предприятия, проводя реструктуризацию имеющейся задолженности, предоставляя отсрочки и т.д.
Широкий разрыв между потенциальным объемом налоговых сборов и фактическими налоговыми поступлениями свидетельствует о высоком уровне несправедливости российской налоговой системы. Основную тяжесть налогового бремени несут средние и крупные предприятия (в основном промышленные), не имеющие значительных льгот и связей в государственных структурах, позволяющих наращивать недоимку. Такие предприятия не имеют значительных возможностей уклонения от налогов, поскольку являются достаточно прозрачными для налоговой администрации. Точно так же, среди физических лиц полностью уплачивают налоги граждане со средними доходами, получающие заработную плату, тогда как лица с высокими доходами имеют множество способов (в т.ч. формально не противоречащих закону, таких, как трансформация облагаемых видов доходов в необлагаемые типа процентного или страхового дохода) снизить величину уплачиваемых налогов до минимума.
На рисунке 1представлена динамика налоговых поступлений 2000 - 2007гг.
Рисунок 1 – Динамика налоговых поступлений в 2000 – 2010гг
График показывает, что
в 2000г. Налоговые
Следующим важнейшим фактором, подвергнутым изучению, является динамика инфляции. Если предположить абстрактную ситуацию равномерного роста всех цен и издержек, отсутствие межвременного перераспределения доходов и запасов, линейного характера связи между ростом цен и номинальными доходами, то инфляция не оказывала бы воздействия на реальные доходы, и ее влияние на величину реальных налогов сводилось бы к воздействию на эффективную ставку подоходного налога при наличии прогрессивности налоговой шкалы. На практике цены могут расти неравномерно, что приводит к несимметричному воздействию на издержки производства и выпускаемую продукцию, производство и потребление продукции не осуществляется моментально, инфляция искажает налоговую базу множеством способов, зависящим от конкретной техники взимания отдельных налогов. Так, разрешенные к вычету из базы налога на прибыль затраты предприятий на приобретение используемых в производстве материальных ресурсов и основных средств обесцениваются в условиях инфляции за период времени между их покупкой и моментом, в который фиксируется прибыль от реализации готовой продукции. Аналогично, с ростом цен за период между приобретением товаров, используемых в производстве, и моментом предоставления кредита по НДС происходит инфляционное обесценение величины разрешенного вычета. В условиях роста цен при отсутствии систематической переоценки стоимости налогооблагаемых активов уменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростом цен уменьшается реальная величина необлагаемого минимума доходов физических лиц. Все специфические ставки для различных налогов в реальном исчислении снижаются пропорционально инфляции и т.д. При этом опять же необходимо помнить о том, что инфляция по разному действует на различные установленные налоги, а значит, интегральный эффект определить очень сложно, особенно в периоды высокой инфляции.
Еще одним важным фактором для налоговых обязательств может служить динамика реального курса доллара. При содержательном анализе зависимости между данными показателями необходимо принимать во внимание то, что налоговые поступления с ростом курса доллара должны увеличиваться, Кроме того, с ростом курса увеличивается выручка и в ряде случаев (при отсутствии роста реального курса рубля) - прибыль предприятий, являющихся экспортерами. Перечисленные факторы определяют положительное воздействие роста курса доллара на налоговые обязательства.
В то же время следует принимать во внимание и факторы отрицательного влияния снижения курса рубля на налоговые поступления. К ним, в частности относится стремление экспортеров задержать в период быстрого роста курса доллара зачисление валютной выручки на счета с тем, чтобы ее обязательная продажа, в то время, когда действовали соответствующие правила, была осуществлена по более высокому курсу. В периоды нестабильности курса предприятия и население в наибольшей степени становятся заинтересованы в осуществлении расчетов иностранной валютой, в т.ч. наличной или рублями, не учитываемыми в налоговой отчетности (в таких условиях помимо возможности уклонения от налогов заинтересованность в расчетах наличными рублями объясняется более быстрым осуществлением платежей, чем в безналичной форме). Подобное стремление к ускорению платежей, естественно, сопровождается нарастанием процесса уклонения от налогов.
Налоговая система существенно пострадала в условиях финансового кризиса. В совокупности со снижением объемов производства и цен сократились налоговые базы, что привело к резкому снижению налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, как в целом, так и по отдельным налогам. Лидер снижения налоговых поступлений - налог на прибыль организаций.
Факторами, оказавшими негативное влияние на поступления налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ явились:
1) снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5 % до 2%;
2) увеличение числа убыточных предприятий и снижение прибыли, полученной прибыльными организациями;
3) рост цены заемных средств и увеличение объема заимствований у тех налогоплательщиков, которые ранее обходились собственными ресурсами или имели возможность использовать краткосрочные дешевые кредиты, а сегодня вынуждены брать дорогие долгосрочные кредиты;
4) включение в состав затрат всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников в рамках социальных обязательств;