Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа
Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписанным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором.
Введение
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
1.1. Сущность налога
1.2. Элементы налога
1.3. Функции налогов
1.4. Классификация налогов
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА
2.1. Структура налоговых доходов государства
2.2. Динамика налоговых доходов
2.3. Значение налогов в доходах государства и ее экономической системе
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ
3.1. Сущность налоговой системы РФ и принципы налогообложения
3.2. Перспективы повышения эффективности налоговой системы РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента 3-го курса ШМ-303 группы
Хеираниди Тинатин Левановной
«Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития.»
|
| ||||||||||||
1 аттестация | 2 аттестация | Баллы по выбору преподавателя 8 | Всего баллов 108 | Оценка | Подпись преподавателя | ||||||||
Выбор и утверждение темы работы 5 | Поиск и сбор мате-риалов и статистики 10 | Утвержд. оконч. варианта плана работы 5 | Теоретическая часть (глава 1) 10 | Расчеты, анализ (качеств. и колич.) 10 | Глава2 (методология) Глава3 (практическая) 20 | Качество выводов (заклячение) 5 | Оформление работы 5 | Презентация 5 | Защита работы 25 | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Научный руководитель
Москва 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
1.1. Сущность налога
1.2. Элементы налога
1.3. Функции налогов
1.4. Классификация налогов
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА
2.1. Структура налоговых доходов государства
2.2. Динамика налоговых доходов
2.3. Значение налогов в доходах государства и ее экономической системе
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ
3.1. Сущность налоговой системы РФ и принципы налогообложения
3.2. Перспективы повышения эффективности налоговой системы РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Приложение.
Доходная часть консолидированного бюджета РФ в 2005-2010 гг.
Введение
Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписанным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором.
С тех пор прошло много времени, в течение которого произошли не только смена общественно-экономических формаций и других исторических явлений, но и смена форм налогообложения: от налогов в форме жертвоприношения до налогов в денежной форме.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделение общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогового регулирования стало усиливаться[1].
Утверждая те или иные термины, следует в первую очередь принимать во внимание, что еще в 1905 г. в одной из своих работ известнейший теоретик права
Р. Иеринг причислял юридическую конструкцию к основным приемам юридической техники[2]. Это теоретическое положение было впоследствии воспринято современными представителями правовой науки. В частности, С.С. Алексеев обратил внимание на то, что само развитие права есть история становления и совершенствования юридических конструкций. Соответственно, достоинство той или иной юридической системы во многом определяется совершенством характерных для нее юридических конструкций[3]. В пользу отстаиваемого нами термина свидетельствует и суждение А.Н. Козырина, который, рассматривая законодательство о налогах и сборах с точки зрения совершенствования законодательной техники, обозначает юридические конструкции в качестве одного из составляющих ее элементов[4].
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
Взимание налогов - одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Основы налоговой системы определены в Конституции Российской Федерации (в ред. 22.01.2009 г.)[5].
С января 1999 г. вступили в действие обе части Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), что создало благоприятные условия для унификации всей налоговой системы страны:
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010)[6];
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.12.2010)[7].
Положения статьи 2 НК РФ четко определяют круг общественных отношений, регулируемых налоговым законодательством. Это позволяет отграничить налоговые правоотношения от имущественных, регулируемых ГК РФ, бюджетных, регулируемых БК РФ и т.д.
В РФ впервые налоги разделены на три группы: федеральные налоги; налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований; местные налоги.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что, как, уже говорилось раньше, налоговая система играет ключевую роль в системе национального хозяйства государства и постоянно совершенствуется.
Так, 20 мая 2010 года Правительство Российской Федерации одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее - Основные направления налоговой политики)[8], подготовленные в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.
Основные направления налоговой политики являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного планирования, кроме того, они позволяют определить ориентиры для всех участников налоговых отношений[9].
Целью данной курсовой работы является исследование налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
- исследование социально-экономической сущности и функции налогов;
- определение принципов классификации налогов;
- анализ динамики и структуры налоговых доходов государства;
- оценка роли налогов в доходах государства
- анализ сущности налоговой системы РФ и принципов налогообложения;
- выявление перспектив повышения эффективности налоговой системы РФ.
В Приложении приведены статистические данные, характеризующие эффективность налоговой системы Российской Федерации.
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
1.1. Сущность налога
Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.
Так, Конституционный Суд косвенно признал денежную форму налога как единственно возможную форму отчуждения имущества при исполнении обязанности по уплате налога. Окончательное закрепление денежной формы уплаты налога состоялось с принятием первой части Налогового кодекса. Помимо статьи 8 НК РФ, в которой законодатель напрямую указывает на денежную форму платежа, пункт 3 статьи 45 Кодекса также допускает исполнение обязанности по уплате налога только в российской и иностранной валюте[10].
По мнению И.И. Кучерова, юридическая конструкция налога и сбора есть средство юридической техники, используемое при построении нормативного материала, некая универсальная модель, элементы которой подлежат законодательному определению при установлении и введении конкретных налоговых платежей[11].
Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сегодня сущность налоговой системы России.
Согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Таким образом, норма налогового права не будет действовать, если порядок ее принятия не соответствует НК РФ[12].
Статья 5 НК РФ закрепляет пределы действия во времени актов законодательства о налогах и сборах. Вне пределов, указанных в НК РФ, нормы налогового права не действуют.
И наконец, ст. 6 НК РФ прямо предусматривает случаи, когда нормативные правовые акты о налогах и сборах не соответствуют НК РФ. Исходя из данной нормы, с учетом ст. 1 НК РФ, нормы других федеральных законов, касающиеся предмета ведения НК РФ и не соответствующие НК РФ, не действуют.
Вышеуказанные примеры демонстрируют особый статус НК РФ.
Необходимо принимать во внимание, что под налоговым сбором понимается исключительно взнос, установленный НК РФ. Следовательно, иные обязательные платежи (например, предусмотренные законодательством о лицензировании) не подпадают под понятие сбора для целей НК РФ.
Кодификация как специфический вид правотворчества способствует повышению значения кодекса, который является результатом систематизирующей законодательной деятельности[13].
Во-вторых, благодаря введению единого акта были унифицированы правовые нормы и понятия, применяемые к разным налогам. Закрепление некоторых правовых институтов налогового права в части первой НК РФ дает возможность не дублировать их в нормах, регулирующих каждый отдельный налог.
«Кодификация представляет собой метод борьбы с излишним объемом законодательства, с его разбуханием, запутанностью, дублированием друг друга различными его элементами»[14].
В статье 3 НК РФ закреплены основные, руководящие начала налогового законодательства таким образом, что все остальные положения НК РФ им должны соответствовать.
Применение налогового законодательства по аналогии противоречит положениям статьи 3 НК РФ.
Приведенная в пункте 7 статьи 3 НК РФ норма позволяет судить о том, что в налоговых правоотношениях закреплен принцип добросовестности налогоплательщика и обоснованной налоговой выгоды[15].
В связи с этим на практике возникает проблема «недобросовестности» налогоплательщиков и признания налоговой выгоды необоснованной.
По данному вопросу следует руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Порой, странно, - считает Р. Гринберг, - слышать хвалебные слова в адрес самодовольных российских реформаторов, «сумевших навязать обществу плоскую шкалу налогообложения индивидуальных доходов, отказывающихся от всякого валютного контроля и от систематического субсидирования сельского хозяйства, стремящихся приватизировать вся и все и уже почти ликвидировавших государственную ответственность за социальную сферу»[16].
1.2. Элементы налога
Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура его закрепления в законе, определены элементы налогообложения.
К таким элементам налогообложения (или закона о налоге) относятся:
— налогоплательщики и объект налогообложения;
Информация о работе Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития