Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа
Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписанным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором.
Введение
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
1.1. Сущность налога
1.2. Элементы налога
1.3. Функции налогов
1.4. Классификация налогов
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА
2.1. Структура налоговых доходов государства
2.2. Динамика налоговых доходов
2.3. Значение налогов в доходах государства и ее экономической системе
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ
3.1. Сущность налоговой системы РФ и принципы налогообложения
3.2. Перспективы повышения эффективности налоговой системы РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Правовые принципы налогообложения, в том числе регионального, имеют многостороннее содержание (и экономическое, и правовое), поскольку правовые принципы должны иметь всеохватывающий характер, что отвечает задачам эффективности и действенности нормативного правового регулирования налоговых отношений со стороны государства[29].
С экономической точки зрения НДС в России является налогом с оборота, а не с добавленной стоимости. Он рассчитывается исходя из выручки от реализации товара с учетом расходов, понесенных на производство товара. Расходы обязательно должны быть подтверждены счетом-фактурой, иначе они не будут учитываться. Таким образом, если отсутствует счет-фактура (неправильно оформлен, контрагент - неплательщик НДС), то НДС будет взиматься со всей выручки. Данная экономическая проблема пока не разрешена юридическими способами[30].
Важное направление совершенствования НК РФ - согласование его с законами других отраслей права. Хотя законодатель к каждому новому закону и создает свой понятийный аппарат, который применяется только в рамках конкретного закона, теоретики считают, что юридические понятия должны во всех нормативных актах использоваться в том значении, которое было дано впервые при введении их в оборот. Яркий пример - понятие индивидуальных предпринимателей в ГК РФ и НК РФ. Согласно ГК РФ к индивидуальным предпринимателям относятся граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, зарегистрированные в этом качестве в установленном законом порядке. В НК РФ к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, были добавлены частные нотариусы, частные детективы, частные охранники, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет (разные редакции до 27 июля 2006 г.). В связи с этим возникало много проблем, поскольку нотариусы при налогообложении признавались индивидуальными предпринимателями, а при подаче искового заявления в суд об оспаривании санкций налоговых органов - нет[31].
На сегодняшний день институт индивидуального предпринимателя гармонизирован и применяется во всех отраслях права в значении ГК РФ. Вывод, напрашивающийся сам собой, но который не сделал пока законодатель, - в НК РФ необходима рецепция не отдельных понятий других отраслей права, а рецепция целых институтов права. Таких расхождений пока много, их ликвидация, как было отмечено, - одна из тенденций изменений НК РФ.
2.2. Динамика налоговых доходов
По мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали основным источником доходов государства. Другие источники государственных доходов: военная добыча, доходы от использования государственного имущества, доходы от государственных монополий. Например, в восточных деспотиях налоги взимались в виде арендной платы за проживание и возделывание земель, являющихся собственностью главы государства[32].
К началу XVIII в. налоги стали главным источником доходов государственной казны.
Интересно отметить, что в США основное место в структуре налогов штатов занимает налог с продаж (налог с оборота). Доля этого налога в общем объеме доходов бюджетов превышает 40%. Налог с продаж является косвенным и по своим характеристикам напоминает российский налог на добавленную стоимость, которым облагается не собственно добавленная стоимость, а обороты по реализации товаров, работ или услуг.
В современной России налоговые доходы государства и муниципальных образований — это публичные доходы, формирующиеся за счет поступлений от предусмотренных налоговым законодательством федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также пени и штрафов, взимаемых за нарушение налогового законодательства.
При рассмотрении вопроса о соотношении различных видов доходов в исторической ретроспективе следует отметить следующее обстоятельство. Если первоначально роль налоговых доходов в общем объеме финансирования государственных нужд была минимальной, то, как отмечали финансисты XIX в., «дальнейшее развитие государственных институтов уже происходит все с большим, а затем и подавляющим участием денег налогоплательщиков». За последние два столетия налоговые доходы постепенно превратились в главную финансовую основу любого индустриального государства. В литературе принято отмечать, что если в СССР «налоговый механизм... объективно отсутствовал»[33], то в Российской Федерации налоговые доходы составляют более 90% поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны[34].
Так, в Федеральном законе от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» записано: утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2011 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 50 389,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,5 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года), при этом прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета определен в сумме 8 844 554 761,0 тыс. рублей.
Этим же законом предложено утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 55 950,0 млрд. рублей и 61 920,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года) и 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года) так, что прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета определен на 2012 год в сумме 9 503 469 245,0 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 10 379 889 320,0 тыс. рублей.
Необходимо наладить действенный контроль над соблюдением дотационными и высокодотационными субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями вводимых для них дополнительных требований и ограничений[35].
2.3. Значение налогов в доходах государства и ее экономической системе
В настоящее время несправедливое перераспределение национального дохода в обществе - одна из самых обсуждаемых тем в России. Выход из сложившийся ситуации необходимо искать в разумной налоговой политике, с помощью которой должны быть решены основные проблемы в социальной сфере - высокое имущественное расслоение и масштабная бедность населения России[36].
В зависимости от характера изменения налоговой политики различают налоги прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.
Налог считается: (а) прогрессивным, если с увеличением дохода возрастает норма процента налога; (б) пропорциональным, если ставка налога представляет собой постоянную долю дохода, и (в) регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.
100% /\
│ \ /(а)
Процентная │ \ /
доля │ \ /
дохода, │ \ /
выплачиваемая │ ---------\---------(б)
в виде │ / \
налога │ / \
│ / \
│ / \(в)
│
└─────────────────────────────
Таким образом, социальная функция налогов сводится к тому, что тот, кто работал больше и заработал больше, должен платить больше налогов с той целью, чтобы быть ближе по своим доходам к менее обеспеченному соседу, тем самым способствуя снижению социальной напряженности в обществе.
Помимо проблемы элементарной экономической справедливости здесь возникает еще и проблема создания искусственной преграды на пути социальной мобильности. Ведь тот, кто много работал и много заработал, меняет свой статус и перемещается в социальную ячейку более высокого социального статуса, тем самым освобождая свою ячейку для представителей более низких социальных статусов. Таким образом, человек, зарабатывающий больше, соответственно больше способствует социальной мобильности, которая является неотъемлемой частью любого здорового гражданского общества.
Применительно к российской действительности необходимо поднять вопрос о пересмотре шкалы налогообложения доходов физических лиц. Введенная единая 13-процентная ставка НДФЛ[37] является необоснованным подарком для богатых членов общества, более того, это противоречит основным принципам социальной справедливости. Пропорциональная шкала налогообложения не является лучшим вариантом и для стимулирования процессов формирования среднего класса общества. Более того, наша власть поступила вопреки здравым принципам социальной справедливости, характерным для государств с рыночной экономикой. Ни в одной развитой стране мира нет такой низкой ставки налогообложения индивидуальных доходов физических лиц. Этого себе не могут позволить даже страны, в которых имущественное расслоение населения в 2 - 3 раза меньше, чем в России.
В условиях, когда работники, зависящие от бюджетного финансирования (по уровню профессионализма, культуры, образования это потенциальный резерв для формирования среднего класса), получают нищенскую заработную плату, нужно вернуться к введению прогрессивной шкалы подоходного налога. При этом размер налога должен устанавливаться таким образом, чтобы существующий налог в размере 13% платили граждане с душевым доходом до 2 - 3 прожиточных минимумов (ПМ) включительно. Введение прогрессивной шкалы будет способствовать снижению социального неравенства, а также повышению конкурентоспособности оплаты труда работников бюджетной сферы и приближению их по этому критерию к среднему классу[38].
Практика показывает, что власть способствует последовательному снижению налогов на миллиардные личные состояния и большой бизнес. Роман Абрамович (бывший владелец НК «Сибнефть») в 2005 г. получил дивидендов более миллиарда долларов США и уплатил 9% подоходного налога, тогда как рядовой гражданин с месячной зарплатой в 8 - 9 тысяч рублей платит 13%. Необходимо поднимать предельные ставки налогообложения высоких индивидуальных доходов до уровня развитых западных стран, там подоходные налоги составляют 30 - 40% от совокупных доходов и более. При этом нужно разработать качественный и эффективный механизм налогового администрирования, ставки налогов устанавливать в соответствии с Законом Артура Лаффера (кривая Лаффера), иначе высокие ставки будут способствовать сокрытию доходов.
Можно утверждать, что, увеличивая налоговое бремя на граждан с большими доходами и снижая на малоимущих, достигаются две цели: во-первых, уменьшается социальное расслоение населения, и во-вторых, стимулируется рост экономики, так как две трети расходов малоимущих граждан характеризуются как потребительские. При этом известно, что основную часть ВВП страны составляют именно потребительские расходы, следовательно, рост потребления ускоряет рост экономики в целом.
Таким образом, налоги являются источником формирования государственного капитала - инструмента государственного макросоциального регулирования, который не используется сегодня в полной мере. Существующая практика налоговой и социальной политики государства должна быть ориентирована на вмешательство государства в процесс перераспределения доходов в обществе, путем снижения доходов богатых и повышения доходов бедных. При этом необходимо понимать, что основной задачей государства должно стать стимулирование людей к предпринимательской деятельности (малый и средний бизнес) - это приведет к существенному повышению уровня жизни большей части населения страны (создание новых рабочих мест, увеличение поступления налогов и т.д.), и как следствие - уменьшатся бедность, безработица и имущественное расслоение[39].
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ:
3.1. Сущность налоговой системы РФ и принципы налогообложения
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды[40], доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.
В пункте 1 статьи 1 НК РФ содержится исключительно важное правило о том, что только НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах образуют законодательство о налогах и сборах[41] . Данное правило учитывается при разрешении самых разных вопросов: от того, могут ли нормы о бухгалтерском учете рассматриваться как часть налогового законодательства, до того, что состав расходов юридического лица, принимаемых к вычету для целей налогообложения, не может регламентироваться неналоговым законодательством, в частности нормами Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Пункт 2 статьи 1 НК РФ закрепляет перечень вопросов, подлежащих регулированию НК РФ. Это означает, что указанное в данной норме иным нормативным правовым актом устанавливаться не может.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 НК РФ его действие распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию налога, то есть на налоговые правоотношения.
Положения статьи 7 НК РФ необходимо рассматривать в непосредственной связи с нормами части 4 статьи 15 Конституции РФ: положения международного договора РФ имеют приоритет над нормами национального налогового законодательства.
Международные договора в области налогообложения бывают трех основных типов:
- соглашения об избежании двойного налогообложения (например, Конвенция от 13.04.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал);
- соглашения о взаимодействии в налоговой сфере (например, Соглашение о взаимодействии государств - участников Содружества Независимых Государств по сближению механизма налогообложения на железнодорожном транспорте (Москва, 10.03.2000);
Информация о работе Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития