Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписанным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором.

Содержание

Введение

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
1.1. Сущность налога
1.2. Элементы налога
1.3. Функции налогов
1.4. Классификация налогов
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА
2.1. Структура налоговых доходов государства
2.2. Динамика налоговых доходов
2.3. Значение налогов в доходах государства и ее экономической системе
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ
3.1. Сущность налоговой системы РФ и принципы налогообложения
3.2. Перспективы повышения эффективности налоговой системы РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система (2).doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

- соглашения в области косвенного налогообложения (например, Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг)[42].

Справедливости ради следует отметить, что правоведы на протяжении ряда последних лет целенаправленно пытаются в этом разобраться, разрабатывая соответствующие теоретические положения. К сожалению, как в законодательстве, так и в теории налогового права отсутствует единый подход к определению структуры модели налогов[43].

Как уже говорилось раньше, практике налогообложения используются различные виды налогов (способу платежа различают прямые и косвенные налоги, налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные, в зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги).

        

Множественность и многообразие налогов и налогообложения позволяют органам власти максимально использовать все потенциальные возможности, заложенные в налоговой форме аккумуляции государственных доходов для надлежащего исполнения своих функций и финансового обеспечения процесса представленных общественных благ[44]. Однако органы власти, выступающие от лица публично-правовых образований, не свободны в своих волеизъявлениях на установление системы общеобязательных платежей. Ограничение компетенции в данном случае особенно актуально для нижестоящих по отношению к государству органов власти - органов власти субъектов РФ. Регулирующая функция региональных органов власти применительно к налогообложению должна реализовываться в пределах определенного порядка установления, введения и взимания региональных фискальных платежей[45].

Важным критерием отнесения налогового платежа к виду платежей того или иного уровня (федеральному, региональному, местному) является установление органа власти определенного территориального уровня, компетентного принимать решение о введении и взимании налога на соответствующей территории (в соответствии с НК РФ). Речь в данном случае идет о пределах реализации налоговой компетенции субъектов РФ (муниципальных образований) в лице законодательных (представительных) органов власти. Очевидно, принимаемое уполномоченными органами власти решение о введении налогового платежа не должно выходить за рамки требований НК РФ.

При этом сам критерий компетентности того или иного органа власти, полномочного от лица территориального образования вводить налоговый платеж, обусловлен особенностями природы того или иного платежа. Иными словами, критерии разграничения налогов между различными уровнями территориальных образований в действительности имеют более глубокое содержание, нежели обусловленность пределами компетенции соответствующих субъектов. Критериями разграничения выступают различные характеристики самих платежей: возможные объемы поступления платежей; распространенность объектов обложения (например, доходы физических лиц, прибыль организаций и т.д.); источники уплаты налога - их территориальная привязка; обусловленность потенциальных платежей хозяйственным развитием территорий; особенности режима исчисления и уплаты платежей - привязка исчисления к конкретной территории взимания платежа.

Так, например, по мнению специалистов, земельный налог и налог на имущество физических лиц целесообразно признавать местными, поскольку именно на местном уровне возможно установить оптимальное соотношение между объектом налогообложения (конкретным земельным участком) и режимными характеристиками соответствующего налогового платежа в региональном законодательстве[46].

Региональные налоги - налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес - целесообразно взимать на региональном уровне, поскольку такие платежи предполагают значительные объемы поступлений денежных средств в собственность субъектов РФ, что должно позволять формировать им сильную финансовую основу, в том числе и в целях дальнейшего развития межбюджетных отношений с муниципальными образованиями (отношения установления нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, отношения межбюджетных трансфертов - ст. ст. 58, 129 Бюджетного кодекса РФ)[47];

В таблицах Приложения приведены статистические данные, характеризующие эффективность налоговой системы Российской Федерации.

Анализ, с одной стороны, свидетельствует о значительной налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета, а, с другой, - о просроченной задолженности по налогам и сборам в этот самый консолидированный бюджет страны (в период 2005-2010 гг.).

Главная причина бюджетного кризиса страны — недостаточность доходов, ежегодные ошибки в оценке собираемости налогов.

Важнейшее условие выхода из кризиса — продолжение налоговых преобразований, дополнение их рядом новых положений. При этом нужно учитывать некоторые объективные обстоятельства и делать выводы из опыта налоговых реформ.

Первое. Попытка сразу построить в России налоговую систему, характерную для стран с развитой рыночной экономикой, не увенчалась успехом. Ныне действующая налоговая система не учитывает особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делает ее неэффективной. Доходы скрываются, капиталы перетекают из легального сектора в теневую экономику, вывозятся за границу.

Второе. Решая задачу существенного повышения собираемости налогов, нельзя надеяться только на снижение налоговых ставок. Такое снижение важно, но, взятое изолированно, не окажет решающего воздействия на наполняемость бюджетов всех уровней.

Третье. Ужесточение налогового администрирования, безусловно, необходимо, но возлагать на него особые надежды было бы ошибкой. Собираемость налогов не удастся увеличить путем административного давления без формирования для предприятий действенных экономических стимулов честно платить налоги, без сокращения бартерных операций и вытеснения денежных суррогатов.

С ныне действующей налоговой системой выход из бюджетного и экономического кризиса будет для России непозволительно долгим и трудным. Сложившиеся налоговые отношения стали для кого-то привычными, для кого-то удобными, но в целом страна несет огромные потери.

Налоговая система РФ давно подвергается серьезной и основательной критике[48], в силу того что:

1) Она имеет в основном фискальный характер, и именно эта функция превалирует над функциями регулирования экономики и стимулирования ее развития.

2) При установлении налогов не учитываются различия в видах предпринимательской деятельности.

3) Зачастую одни и те же налоги взимает и с крупной финансовой компании, и производственного объединения, и коммерческого киоска.

4) Действующая налоговая система не стимулирует отечественных производителей, так как используется одинаковый подход к тем, кто производит национальный доход, и к тем, кто его только перераспределяет. А в итоге предприятия - производители продукции фактически платят больше, в частности за счет налогов на имущество, земельного налога и ресурсных платежей.

5) Недостаточно учитываются специфические особенности малого бизнеса.

6) Не применяется хорошо зарекомендовавшая себя патентная система налогообложения.

7) Действующие налоговые законы и инструкции к ним зачастую противоречивы и допускают возможность различного их толкования.

 

3.2. Перспективы  повышения эффективности налоговой системы РФ             

В период 2011 - 2013 годов ожидается продолжение реализации целей и задач, предусмотренных Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов и Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, в целях дальнейшего совершенствования налогового администрирования.

В целях поддержки инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области осуществления научных исследований и опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР), предлагается ввести новации в амортизационную политику.

В настоящее время состав амортизационных групп основан на физическом сроке службы того или иного объекта основных средств. Однако не во всех случаях физический срок службы объекта основных средств должен определять скорость отнесения его стоимости на расходы по налогу на прибыль организаций[49].

Очевидно, что для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы, в частности скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства, выводить их из эксплуатации до истечения физического срока их службы. При этом Правительство Российской Федерации вынуждено постоянно менять состав амортизационных групп, что делается как для снижения уровня налоговой нагрузки, так и для учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли, однако сами сроки полезного использования для того или иного объекта основных средств перестали быть обоснованными.

Таким образом, предлагается в среднесрочной перспективе пересмотреть подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп[50].

В целях совершенствования действующего порядка применения нулевой ставки по НДС необходимо продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения данной ставки. В частности, необходимо исключить из числа документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки, документы, подтверждающие фактическое поступление экспортной выручки на счет налогоплательщика в российском банке. Также следует оценить целесообразность с точки зрения их избыточности и других требований к документам (например, требования к контракту на поставку товаров и т.д.)[51].

Особое значение для инновационных компаний имеет создание благоприятных условий налогового администрирования. Оно предполагает как внедрение новых инструментов налогового администрирования (создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, единое окно постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам), так и использование неформальных инструментов и регламентов (особый отбор сотрудников, добросовестное исполнение обязанностей по информированию налогоплательщиков о способах исполнения законодательства о налогах и сборах, отсутствие очередей, удобные часы работы инспекций и т.д.).


Заключение

При выполнении настоящей курсовой работы последовательно решены все поставленные задачи:

- исследованы социально-экономическая сущность и функции налогов;

- определены принципы классификации налогов;             

- выполнен анализ динамики и структуры налоговых доходов государства;

- выявлено значение роли налогов в доходах государства;             

- проведен анализ сущности налоговой системы РФ и принципов налогообложения;

- охарактеризованы перспективы  повышения эффективности налоговой системы РФ.

Приходится констатировать, что налогообложение является одной из важнейших функций государства и одновременно выступает средством финансового обеспечения его деятельности.

Современная налоговая система России централизована. В данном случае следует различать централизацию в зависимости от государственного устройства страны: налоговые системы унитарных государств абсолютно централизованы, а в федеративных - централизация относительна.

В РФ федеральный законодатель устанавливает в НК РФ общие принципы налогообложения и формирования налоговой системы, в том числе исчерпывающий перечень налогов и сборов. НК РФ установил трехзвенную структуру налоговой системы, которая отражает федеративное устройство России. При этом перечень налогов и сборов всех уровней, содержащийся в НК РФ, является исчерпывающим.

Статья 12 НК РФ дает характеристику федеральным, региональным и местным налогам, конкретные виды которых приведены в статьях 13, 14 и 15 НК РФ, определяя полномочия государства, субъектов РФ и муниципальных образований по установлению субъектов и элементов налогообложения.

Налог следует считать установленным в случае, если соблюдена необходимая правовая процедура его легитимизации, определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Под налогообложением следует понимать весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

В настоящее время в юридической и экономической науке нет однозначного толкования понятия функций налогообложения. Содержание понятия функций налогообложения как экономико-юридической категории продолжает оставаться предметом дискуссий.

Выполненный анализ позволил выделить четыре основные функции налогообложения, обоснованные финансовой наукой: фискальную; регулятивно-стимулирующую, или, как ее еще называют, стабилизирующую; социальную и контрольную.

Сегодня Россия несет серьезные бюджетные потери, восполнение которых административными методами с нарушением положений п. 7 ст. 3 НК РФ, как правило, приводит к массовым нарушениям налоговыми органами прав частноправовых участников налоговых отношений, что вряд ли можно признать допустимым.

в Российской Федерации в настоящее время не нашли своего закрепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий (содержание которых упрощенно можно сформулировать так: бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор). Сегодня этому критерию не отвечает налог на имущество физических лиц

В итоге, кодификация налогового законодательства происходит бессистемно, методом проб и ошибок. Принятие едва ли не каждой новой главы части второй НК РФ осуществляется без учета положений первой части Кодекса и порождает перманентный процесс ее доработки «на ходу».

Информация о работе Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития