Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа
Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписанным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором.
Введение
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
1.1. Сущность налога
1.2. Элементы налога
1.3. Функции налогов
1.4. Классификация налогов
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА
2.1. Структура налоговых доходов государства
2.2. Динамика налоговых доходов
2.3. Значение налогов в доходах государства и ее экономической системе
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ
3.1. Сущность налоговой системы РФ и принципы налогообложения
3.2. Перспективы повышения эффективности налоговой системы РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Несмотря на правило пункта 15 статьи 346.35 НК РФ в судебной практике возникают споры по данному вопросу. Налоговые органы часто не хотят признавать расходы налогоплательщика, если они не соответствуют требованиям НК РФ.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 18 НК РФ система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции относится к специальным налоговым режимам, которые могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 НК РФ.
Нельзя не признать, что налоговая система Российской Федерации является весьма динамичной. Это объясняется переходным периодом, который переживает наша экономика. Налоговая система не может быть застывшей в быстро меняющейся экономической ситуации.
Серьезной проблемой Российского налогового законодательства в девяностые годы было введение налоговых изменений и дополнений «задним числом», то есть за несколько месяцев до их принятия. Хотя даже просто внезапное принятие их со дня опубликования в середине календарного года способно дестабилизировать экономическое положение ряда налогоплательщиков.
Налоговый кодекс определяет виды налоговых правонарушений и вводит дифференцированную ответственность за их совершение.
Особое место отводится элементам, составляющим механизм налогово-правового принуждения, к числу которых относятся порядок обеспечения уплаты налога и порядок применения налоговых санкций за неуплату налога. Из совокупности этих элементов в конечном счете и складывается процедура исполнения налоговой обязанности, которой фактически и определяется функционирование налога.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Правовые нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (в ред. 22.01.2009 г.) // РГ. 25.12.1993.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010) // «Собрание законодательства РФ», № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
4. Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (принят ГД ФС РФ 24.11.2010) // «Российская газета», № 286, 17.12.2010.
5. Определение КС РФ от 05.07.2001 № 162-О // СПС КонсультантПлюс. 2010.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» // Российская газета. № 27. 2009. 18 фев.
7. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». // СПС КонсультантПлюс. 2010.
8. Определение ВС РФ от 17.05.2006 № 44-Г06-7 // СПС КонсультантПлюс. 2010.
9. Письмо Минфина России от 20.04.2006 № 03-02-07/2-30 // СПС КонсультантПлюс. 2010.
Специальная литература
10. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. М., 2008.
11. Барулин С.В. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие. М., 2006.
12. Борисов Ю.К., Годунова Н.С., Горшкова Л.Л., Кудрявцева А.Л. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (постатейный) / под ред. Л.Л. Горшковой // СПС КонсультантПлюс. 2010.
13. Иеринг Р. фон. Юридическая техника / Сост. А.В. Поляков. М., 2008.
14. Лермонтов Ю.М. О перспективах развития налогового законодательства Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2010.
15. Мандрощенко О. В. Налоги и налогообложение. — М., 2009.
16. Налог на доходы физических лиц. Справочное пособие. Серия: Все Знающий Бухгалтер. – СПб.: «Эскорт», 2009.
17. Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России : учебник/ В.А. Парыгина, К. Браун, Дж. Масгрейв, А.А. Тедеев. - М.: Эксмо, 2009. - 640 с.
18. Российский статистический ежегодник. 2010. – М..: ФСГС России, 2011.
19. Семенов Ю.И. Налоговое право: Учебное пособие. - М.: Компания Спутник+, 2009.
Периодические издания (источники из интернета).
20. Борзунова О.А. Проблемы и тенденции кодификации налогового законодательства // Налоги. 2010. № 2. С.2-6.
21. Бошно С.В. Современное состояние теории и практики в сфере кодифицированных актов // Современное право. 2003. № 12. С. 35.
22. Герасименко Н.В. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в бюджетно-налоговой сфере // Законодательство и экономика. 2003. № 4.
23. Гринберг Р. Несколько мыслей на тему «российская реформа и Запад» // Российский экономический журнал, 2005, № 3. С.5.
24. Иванова В.Н. Оптимизация юридической конструкции налога как одна из проблем совершенствования налоговой системы // Финансовое право. 2005. № 7.
25. Иншина Р.С. Налоговая система России на современном этапе и основные направления налоговой политики РФ // СПС КонсультантПлюс. 2010. С.1-4.
26. Козырин А.Н. Принципы законотворчества в сфере публичных финансов (на примере актов законодательства о налогах и сборах) // Финансовое право. 2008. № 2.
27. Костюков А.Н. Приоритеты конституционно-правового развития современной России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С.3-13.
28. Кучеров И.И. К вопросу о юридических конструкциях налогов и сборов // Финансовое право. 2010. № 1. С. 22 - 27.
29. Пешкова Х.В. Установление, введение и взимание региональных налогов с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ // Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ 2007 г.: по материалам 5-й Международной науч.-практ. конф.: Сб. / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2009.
30. Текст выступления Дмитрия Медведева на II Гражданском форуме в Москве 22 января 2008 г. // Российская газета. 2008. 24 января. С. 2.
31. Толкунов В.В. Принципы регионального налогообложения в системе принципов налогообложения // Финансовое право. 2009. № 10. С.37-40.
32. Чухвичев Д.В. Особенности законодательной техники при проведении кодификации // Право и политика. 2005. № 10.
33. Официальный сайт Минфина РФ.
Приложение
Таблица 1.
Консолидированный бюджет РФ в 2005-2010 гг.1)
(миллиардов рублей)
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Доходы – всего | 8579,6 | 10625,8 | 13368,3 | 16003,9 | 13599,7 | 16005,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
налог на прибыль | 1332,9 | 1670,6 | 2172,0 | 2513,2 |
1264,6 | 2513,0 |
налог на доходы |
|
|
|
|
|
|
физических лиц | 707,1 | 930,4 | 1266,6 | 1666,3 | 1665,8 | 1666,1 |
налоги и взносы на | 1178,1 | 1441,3 | 1980,8 | 2113,2 |
2300,5 | 2113,1 |
из них единый социальный налог | 436,5 | 614,2 | 782,5 | 811,9 | 976,0 | 812,0 |
налог на добавленную стоимость: |
|
|
|
|
|
|
на товары (работы, | 1025,8 | 924,4 | 1390,6 | 998,7 |
1176,9 | 998,8 |
на товары, ввозимые | 446,5 | 586,7 | 871,1 | 1133,8 |
873,4 | 1134,5 |
акцизы по подакцизным товарам |
|
|
|
|
|
|
производимым на территории | 236,1 | 253,3 | 288,2 | 314,7 | 327,4 | 314,6 |
ввозимым на территорию | 17,6 | 17,3 | 26,2 | 35,3 |
19,8 | 35,7 |
налоги на совокупный доход | 77,5 | 110,0 | 141,9 | 185,1 | 175,5 | 185,2 |
налоги на имущество | 253,1 | 310,9 | 411,2 | 493,4 | 569,7 | 493,4 |
налоги, сборы и регулярные платежи | 928,6 | 1187,3 | 1235,1 | 1742,6 |
1080,9 | 1747,4 |
задолженность и перерасчеты по | 53,9 | 28,8 | 22,9 | 6,2 |
5,2 | 6,1 |
доходы от внешнеэкономической | 1680,9 | 2306,3 | 2408,3 | 3584,9 |
2683,3 | 3584,9 |
доходы от использования | 255,8 | 352,5 | 526,6 | 439,5 |
653,9 | 440,2 |
платежи при пользовании | 73,0 | 94,4 | 82,4 | 136,9 | 85,2 | 137,1 |
безвозмездные поступления | 22,1 | 21,6 | 18,2 | 74,3 | 132,4 | 74,2 |
доходы от предпринима- | 59,1 | 79,5 | 98,0 | 80,2 |
64,2 | 82,2 |
Профицит, дефицит (-) | 1759,0 | 2250,6 | 1989,7 | 2012,1 | -2448,6 | 1009,2 |
1) Данные приведены с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Источник: Российский статистический ежегодник. 2010. – М..: ФСГС России, 2011. С.281.
Таблица 2.
Задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ
на 1 января 2011 гг.1) (миллиардов рублей)
| Задолженность | из нее | |
недоимка | урегулированная | ||
Всего | 675,4 | 303,3 | 363,4 |
в том числе: |
|
|
|
по федеральным налогам и сборам | 569,9 | 234,4 | 329,3 |
в том числе: |
|
|
|
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые из Республики Беларусь | 315,0 | 130,5 | 181,3 |
налог на прибыль организаций | 137,8 | 53,9 | 82,6 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации и ввозимым из Республики Беларусь | 29,4 | 8,9 | 19,8 |
из них: |
|
|
|
на бензин | 3,7 | 0,9 | 2,8 |
на табачную продукцию | 0,4 | 0,2 | 0,2 |
на дизельное топливо | 2,1 | 0,2 | 1,9 |
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) | 8,7 | 2,0 | 6,6 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 23,3 | 4,9 | 18,2 |
остальные федеральные налоги и сборы | 64,5 | 36,1 | 27,3 |
по региональным налогам и сборам | 61,9 | 41,2 | 19,1 |
по местным налогам и сборам | 30,8 | 19,6 | 10,6 |
по налогам со специальным налоговым режимом | 12,8 | 8,2 | 4,5 |
1) По данным ФНС России; без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций.
Источник: Российский статистический ежегодник. 2010. – М..: ФСГС России, 2011. С.282.
14
[1] Кучеров И.И. К вопросу о юридических конструкциях налогов и сборов // Финансовое право. 2010. № 1. С.22.
[2] См.: Иеринг Р. фон. Юридическая техника / Сост. А.В. Поляков. М., 2008. С. 67.
[3] См.: Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. М., 2008. С. 40.
[4] См. подробнее: Козырин А.Н. Принципы законотворчества в сфере публичных финансов (на примере актов законодательства о налогах и сборах) // Финансовое право. 2008. № 2.
[5] РГ. 25.12.1993.
[6] Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
[7] СЗ РФ. 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
[8] Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (принят ГД ФС РФ 24.11.2010) // «Российская газета», № 286, 17.12.2010.
[9] Лермонтов Ю.М. О перспективах развития налогового законодательства Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2010. С.1.
[10] Борисов Ю.К., Годунова Н.С., Горшкова Л.Л., Кудрявцева А.Л. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (постатейный) / под ред. Л.Л. Горшковой // СПС КонсультантПлюс. 2010. Комм. к ст.8.
[11] Кучеров И.И. К вопросу о юридических конструкциях налогов и сборов // Финансовое право. 2010. № 1. С.23.
[12] Борзунова О.А. Проблемы и тенденции кодификации налогового законодательства // Налоги. 2010. № 2. С.2.
[13] См.: Бошно С.В. Современное состояние теории и практики в сфере кодифицированных актов // Современное право. 2003. № 12. С. 35.
[14] Чухвичев Д.В. Особенности законодательной техники при проведении кодификации // Право и политика. 2005. № 10.
[15] Борисов Ю.К., Годунова Н.С., Горшкова Л.Л., Кудрявцева А.Л. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (постатейный) / под ред. Л.Л. Горшковой // СПС КонсультантПлюс. 2010. Комм. к ст. 3 НК РФ. С.16.
[16] Гринберг Р. Несколько мыслей на тему «российская реформа и Запад» // Российский экономический журнал, 2005, № 3. С.5.
[17] Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России. — М.: Эксмо, 2010. С.69.
[18] Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России. — М.: Эксмо, 2010. С.69
[19] Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Рига, 1923. С. 71.
[20] Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. - М, 2009. С. 22-23.
[21] Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России. — М.: Эксмо, 2010. С.74.
[22] Борисов Ю.К., Годунова Н.С., Горшкова Л.Л., Кудрявцева А.Л. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (постатейный) / под ред. Л.Л. Горшковой // СПС КонсультантПлюс. 2010. Комм. к ст.38. С.13.
[23] Иншина Р.С. Налоговая система России на современном этапе и основные направления налоговой политики РФ // СПС КонсультантПлюс. 2010. С.1.
[24] Семенов Ю.И. Налоговое право: Учебное пособие. - М.: Компания Спутник+, 2009. С.34.
[25] Мандрощенко О. В. Налоги и налогообложение. — М., 2009. С.8.
[26] Ст.13 НК РФ.
[27] Ст.14 НК РФ.
[28] Ст.14 НК РФ.
[29] Толкунов В.В. Принципы регионального налогообложения в системе принципов налогообложения // Финансовое право. 2009. № 10. С.37.
[30] Борзунова О.А. Проблемы и тенденции кодификации налогового законодательства // Налоги. 2010. № 2. С.6.
[31] См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» // Российская газета. № 27. 2009. 18 фев.
[32] Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России. — М.: Эксмо, 2010. С.28. — 640 с. — (Высшее экономическое образование).
[33] См., напр.: Ашмарина Е.М. Некоторые проблемы современного налогового права России // Государство и право. 2003. № 3. С. 50.
[34] См.: Горбунова О.Н., Селюкова А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. М.: ООО «ТК Велби», 2002. С. 33.
[35] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» // «Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», № 7, апрель, 2007
[36] Глинский А.Н. Налоговая политика как механизм перераспределения национального дохода в обществе. // «Налоги» (журнал), 2007, № 4. С.11.
[37] Ст.224 НК РФ.
[38] Глинский А.Н. Налоговая политика как механизм перераспределения национального дохода в обществе. // «Налоги» (журнал), 2007, № 4. С.12. С.11-15.
[39] Глинский А.Н. Налоговая политика как механизм перераспределения национального дохода в обществе. // «Налоги» (журнал), 2007, № 4. С.15.
[40] Внебюджетные фонды в России появились в 1991 г., когда было признано целесообразным выделить из бюджетной системы социальное страхование. Так были образованы: фонд социального страхования и пенсионный фонд. В том же году был создан Государственный фонд занятости населения, а в 1993 г. — фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и региональные). Кроме социальных фондов, созданы федеральный и региональные дорожные, экологические и другие целевые фонды, консолидированные дорожные, в бюджетной системе. В 2002 г. был создан Стабилизационный фонд России.
[41] Борисов Ю.К., Годунова Н.С., Горшкова Л.Л., Кудрявцева А.Л. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (постатейный) / под ред. Л.Л. Горшковой // СПС КонсультантПлюс. 2010. Комм. к ст. 1 НК РФ. С.16.
[42] Борисов Ю.К., Годунова Н.С., Горшкова Л.Л., Кудрявцева А.Л. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (постатейный) / под ред. Л.Л. Горшковой // СПС КонсультантПлюс. 2010. Комм. к ст. 7 НК РФ. С.18.
[43] См. подробнее: Иванова В.Н. Оптимизация юридической конструкции налога как одна из проблем совершенствования налоговой системы // Финансовое право. 2005. № 7.
[44] См.: Барулин С.В. Теория и история налогообложения: Учеб. пособие. М., 2010. С. 162.
[45] Толкунов В.В. Принципы регионального налогообложения в системе принципов налогообложения // Финансовое право. 2009. № 10. С.37.
[46] Толкунов В.В. Принципы регионального налогообложения в системе принципов налогообложения // Финансовое право. 2009. № 10. С.39.
[47] См. также: Пешкова Х.В. Установление, введение и взимание региональных налогов с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ // Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ 2007 г.: по материалам 5-й Международной науч.-практ. конф.: Сб. / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2009. С. 169 - 178.
[48] Магомедов Ш., Д. Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики // Экономист, 1999, №8. С.33.
[49] Лермонтов Ю.М. О перспективах развития налогового законодательства Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2010. С.6.
[50] Лермонтов Ю.М. О перспективах развития налогового законодательства Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2010. С.7.
[51] Лермонтов Ю.М. О перспективах развития налогового законодательства Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2010. С.8.
Информация о работе Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития