Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписанным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором.

Содержание

Введение

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
1.1. Сущность налога
1.2. Элементы налога
1.3. Функции налогов
1.4. Классификация налогов
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА
2.1. Структура налоговых доходов государства
2.2. Динамика налоговых доходов
2.3. Значение налогов в доходах государства и ее экономической системе
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ
3.1. Сущность налоговой системы РФ и принципы налогообложения
3.2. Перспективы повышения эффективности налоговой системы РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система (2).doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

— налоговая база;

— налоговый период;

— налоговая ставка;

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и другие элементы обложения применительно к конкретным сборам.

 

 

 

1.3. Функции налогов

Корни сегодняшнего понимания значения и функций налогов и налогообложения следует искать в истории развития научных представлений о налогообложении. В период формирования капиталистического рынка (конец XVIII— XIX в.) непрерывный процесс совершенствования налоговых систем, а также развитие практики налогообложения существенно опережали финансовую науку. Общественное мнение оказалось неподготовленным к принятию необходимости и неизбежности взимания налогов с большинства граждан, участвующих в рыночных отношениях. Правительства сталкивались с неприятием налогов населением, уклонением от их уплаты. Финансовая наука, объясняя принципы государственного устройства в условиях развивающихся рыночных отношений, была вынуждена исследовать вопросы необходимости налогообложения и теоретически обосновать право государства на взимание налогов. Поэтому такая проблематика с возникновением и формированием капиталистического общества вышла на первый план в исследованиях многих ученых-экономистов того времени[17].

Как известно, классики налоговой науки (А. Смит и его последователи) не признавали за налогообложением иной функции кроме фискальной. При этом Смит допускал возможность использовать налогообложение в исключительных случаях в качестве инструмента налоговой политики для поддержки национальной промышленности.

Французские мыслители Вольтер, С. Вобан,  Ж. Монтескье и другие последователи атомистической теории, согласно которой налоги — результат обмена эквивалентов в процессе реализации соглашения между государством и гражданами (так называемая «теория выгоды»), понимали налог как плату, вносимую каждым гражданином за различные услуги от государства: охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и т.д. Таким образом, по Вольтеру, сущность налогообложения для плательщика заключается в необходимости отдать государству часть своего имущества, чтобы сохранить остальное. В свою очередь, для государства главная функция налогообложения фискальная — налог есть средство наполнения казны.

Французский экономист и государствовед Ж.Б. Сэй также рассматривал налоги как плату государству за предоставляемые обществу услуги. На сходных позициях находился и Дж.С. Милль. По его мнению, налог для производственных сил общества выступает оплатой за обеспечение нормальных условий хозяйствования.

В России проблема функций налогообложения в течение продолжительного времени находилась в центре внимания финансовой науки. При этом помимо фискальной особо выделяется значение регулирующей  функции. Указанная позиция отражена в многочисленных работах юристов и экономистов (А.И. Буковецкого, П.П. Гензеля, В.В. Дитмана, И.М. Кулишера, П.В. Микеладзе, А.А. Соколова, В.Н. Твердохле-бова, А.А. Тривуса, К.Ф. Шмелева, И.И. Янжула и др.)[18].

Например, И.Х. Озеров писал: «Наше время наложило особый отпечаток на финансовую науку. Было замечено, что те приемы, посредством которых союзы публичного характера получают свои средства, могут оказывать сильное влияние на экономическую жизнь. Мы видим, вырастает воззрение на налог как орудие экономических и социальных реформ и особенно подчеркивается некоторыми роль налога как социального реформатора в целях перераспределения имущества, поддержания одних форм промышленности и развития других»[19].

В настоящее время в юридической и экономической науке нет однозначного толкования понятия функций налогообложения. Содержание понятия функций налогообложения как экономико-юридической категории продолжает оставаться предметом дискуссий[20].

Вместе с тем заметим, что слабая изученность этого вопроса в теории налогового права лишний раз подтверждается и отсутствием единства терминологической базы. Поэтому большинство исследователей в качестве базовых применяют два термина: функции налогов и функции налогообложения. При этом часть российских авторов применяет данные термины в качестве синонимов. К примеру, Дадашев указывает, что если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. А.В. Брызгалин отмечает, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Сравнительно-исторический анализ роли налогообложения и инструментов налогового администрирования в механизме государственного регулирования экономики позволяет выделить четыре основные функции налогообложения, обоснованные финансовой наукой:

1) фискальную (основная цель налогообложения — пополнение бюджета);

2) регулятивно-стимулирующую, или, как ее еще называют, стабилизирующую (налоговые механизмы могут использоваться для регулирования экономических отношений, стимулирования развития отдельных сегментов или отраслей экономики);

3) социальную (налогообложение направлено на исполнение государством его социальной функции по выравниванию уровня жизни, обеспечению минимальных социальных стандартов и т.д.);

4) контрольную (эта функция в целом производна от имеющейся контрольной функции финансов).

В XIX—XX вв. ученые-экономисты отмечали стабилизирующую функцию государственной налоговой политики наряду с фискальной, т.е. налоги рассматривались в качестве материальной (финансовой) основы стабильного функционирования национального рынка и поддержания существующей общественно-политической структуры. Впоследствии стабилизирующая функция налогообложения нашла качественно новое воплощение в выполнении налоговыми системами роли гаранта социальной поддержки наиболее бедных слоев населения, а следовательно, обеспечения социальной стабильности в обществе[21].

Процесс осознания стимулирующего влияния налогов на народное хозяйство — выявление регулирующей функции налогообложения ~ оказался достаточно сложным и противоречивым.

 

 

1.4. Классификация налогов

Совокупность налогов, сборов и других платежей класси­фицируется по определенным признакам:

а) от объекта налогообложения:

— прямые налоги, которые устанавливаются непосред­ственно на доход и имущество;

— косвенные налоги, которые формируют цену товаров (работ, услуг) или включаются в тариф;

б) по использованию:

— общие налоги, которые обезличиваются, поступая в бюджет государства для финансирования общегосударствен­ных мероприятий;

— специальные налоги, которые имеют строго определен­ное назначение в части финансирования затрат;

в) по субъекту налогообложения:

— налоги, взимаемые с юридических лиц;

— налоги, взимаемые с физических лиц;

— смешанные налоги;

г) по источникам финансирования:

— налоги, относимые на себестоимость продукции, това­ров, работ, услуг;

— налоги, относимые на результаты хозяйственной дея­тельности;

— налоги, финансируемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации;

д) по видам: федеральные налоги и сборы;  региональные налоги и сборы;  местные налоги и сборы.

Следует подчеркнуть, что доход  устанавливается статьей 209 НК РФ в качестве объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц, статьей 346.4 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом, статьей 346.14 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, и статьей 346.29 НК РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности[22].

 

 


2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ

ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА

 

2.1. Структура налоговых доходов государства

В целом налоговая система является одним из наиболее значимых инструментов экономической политики государства, поскольку она обеспечивает формирование доходной части бюджетов различных уровней и одновременно позволяет государству влиять на экономическое поведение налогоплательщиков путем законодательного введения или отмены налогов, изменения объектов налогообложения, размеров налоговых ставок, установления налоговых льгот и т.д. Так, например, в рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены значительные изменения и дополнения в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки[23].

В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ, в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

В настоящее время система налогов и сборов в Российской Федерации от­ражает федеративное устройство государства (или отражает уровни государ­ственного управления). Все налоги и сборы распределены между тремя уров­нями системы налогов и сборов. С учетом этого, в частности, выделяются[24]:

— федеральные налоги и сборы;

— налоги и сборы республик в составе Российской Федерации, краев, об­ластей, автономной области, автономных округов (региональные налоги и сборы);

— местные налоги и сборы.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других плате­жей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории РФ.

По своей структуре современная налоговая система РФ[25]:

— базируется на правовой основе, т. е. все налоги, сборы, пошлины и другие платежи вводятся и отменяются только органами власти;

— построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов;

— включает новые налоги и предусматривает существен­ные изменения в порядке исчисления налоговых льгот и на­логовой базы ранее действовавших налогов;

— устанавливает четкие сроки налогов и т. д.

Налоговая система строится на единых принципах, кото­рые регулируют налогообложение на всей территории страны. К ним относятся:

— однократность обложения, т. е. один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период;

— строгий порядок введения, установления и прекраще­ния действия налогов и сборов, их ставок и льгот;

— точная классификация налогов, взимаемых на терри­тории РФ;

— четкое распределение налоговых доходов между бюд­жетами разного уровня (федеральным, региональными и мес­тными).

Налоговую систему целесообразно рассматривать в раз­резе федеральных, региональных и местных налогов и сбо­ров.

Федеральными являются налоги и сборы, устанавливае­мые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся[26]:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональными являются налоги и сборы, которые уста­навливаются НК РФ, а также законами субъектов РФ и обя­зательны к уплате на территориях соответствующих субъек­тов РФ.

К региональным налогам относятся[27]:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В регионах определяются следующие элементы налогообложения : — налоговые ставки в пределах НК РФ; — порядок и сроки уплаты налога; — формы отчетности; — налоговые льготы.

Местными являются налоги и сборы, которые устанавли­ваются НК РФ и нормативными правовыми актами предста­вительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся[28]:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Установление налогов и сборов должно учитывать фак­тическую способность налогоплательщика к уплате налога (сбо­ра), а также иметь ряд недопущений:

— дискриминационного характера исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных кри­териев;

— дифференцирования ставок налогов и сборов, налого­вых льгот в зависимости от формы собственности, граждан­ства физических лиц или места происхождения капитала;

— нарушения единого экономического пространства в РФ, в частности, ограничения свободного перемещения в преде­лах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств;

— нарушения конституционных прав граждан.

Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответствен­но законами субъектов РФ о налогах и сборах, а также нор­мативными правовыми актами представительных органов са­моуправления.

Информация о работе Налоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития