Налоговая система в республике Белорусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 03:22, реферат

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Работа состоит из  1 файл

агро сервис.doc

— 491.00 Кб (Скачать документ)

По вопросу, касающемуся выдачи справки, подтверждающей право на осуществление банковского перевода денежных средств физическому лицу, смотри постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17 января 2007 г. №9 и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. №1399.

Форма такой справки, порядок ее выдачи и представления банку устанавливаются Министерством по налогам и сборам.

Согласно п. 7 ст. 20 Закона «О подоходном налоге с физических лиц» в 2009 г. сумма налога, исчисленная и удержанная у плательщика, в отношении которого он признается источником дохода, должна была уплачиваться в бюджет по месту постановки налогового агента на учет в налоговом органе.

Налоговые агенты – белорусские организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения (далее – обособленные подразделения), указанные в п. 3 ст. 13 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.), обязаны были перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определялась исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого плательщикам этими обособленными подразделениями.

В 2010 г. в гл. 16 НК вопросы перечисления в бюджет подоходного налога обособленными подразделениями не нашли отражения.

Вместе с тем согласно п. 3 ст. 13 Налогового кодекса в редакции, действующей с 1 января 2010 г., филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют сумму налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Налоговым кодексом либо Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, в 2010 г. суммы подоходного налога должны перечисляться в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, которые созданы и признаны таковыми в соответствии с законодательством, учредительными и иными организационно-распорядительными документами.

 

 


4. Совершенствование подоходного налогообложения

 

В целях сокращения регрессивности налоговой системы необходим постепенный переход преимущественно на прогрессивное подоходное налогообложение, а также построение эффективной системы косвенного налогообложения при одновременном совершенствовании системы адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Несмотря на относительно ограниченную роль подоходного налога с граждан в доходах бюджета, актуальной задачей в области индивидуального налогообложения в настоящее время является не столько обеспечение роста дополнительных поступлений, сколько достижение более справедливой и четкой системы налогообложения с учетом реального уровня жизни. Для этого следует пересмотреть размер минимума, освобождаемого от налогообложения. Вместо минимальной заработной платы, утратившей свой первоначальный экономический смысл, необходимо использовать показатель минимального прожиточного минимума. Однако, такой переход возможен лишь при увеличении общего уровня доходов населения и снижении налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, что будет способствовать росту сбережений населения и их участию в инвестиционных процессах.

Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, несмотря на ряд явных преимуществ, не получила широкого распространения по следующим причинам:

              авансовый характер платежа по основному налогу «вымывает» оборотные средства субъектов хозяйствования, что непосредственно отражается на своевременности и полноте исполнения иных их обязательств;

              для данных субъектов сохраняется необходимость начисления и уплаты всех налогов и сборов от фонда оплаты труда, что, как и в условиях общей системы налогообложения, снижает заинтересованность и финансовые возможности нанимателей по легальному повышению заработной платы работающих;

              установление жесткого ограничения по объему ежеквартальной выручки, нарушение которого чревато переходом на общую систему налогообложения, препятствует стремлению малых предприятий к поиску выгодных заказов, повышению производительности труда, расширению и развитию бизнеса, т.е. к созданию необходимых предпосылок для обеспечения высоких заработков их персонала;

              сохранение, наряду с единым, большого количества других налогов обуславливает высокий уровень цен на продукцию или услуги малых предприятий, снижая их конкурентоспособность и вынуждая применять «серые» схемы расчетов, в том числе по заработной плате. Подтверждением тому служит факт, что средняя заработная плата в предпринимательском секторе экономики оказалась по итогам прошлого года значительно ниже чем в госсекторе.

Исходя из изложенного следует, что основными направлениями совершенствования указанной системы налогообложения субъектов малого бизнеса в целях создания реальных преференций в области налогового администрирования и уровне налоговой нагрузки являются следующие:

              исключение авансовых платежей по основному налогу (предварительной оплаты стоимости патента);

              исключение для субъектов малого бизнеса других оборотных платежей из выручки;

              увеличение порогового значения численности работающих для применения упрощенной системы налогообложения до 25 человек;

              установление пороговых значений численности работающих и объема выручки от реализации в расчете на год, а не по кварталам; при превышении пороговых значений любого из критериев осуществление перехода на общую систему налогообложения лишь с начала следующего года.

В отличие от стран с рыночной экономикой подоходное налогообложение физических лиц в Беларуси не имеет прогрессивного характера и обладает низкой бюджетной отдачей. Его доля в доходах консолидированного бюджета в течение последних пяти лет не превышала 10%, в то время как в Литве она составляет более 23%, в Венгрии – около 17%, в Эстонии – 21%.

Кроме того, узкая налоговая шкала и «привязка» большого количества сборов и платежей к фонду оплаты труда искажает поведение экономических субъектов и тем самым оказывает негативное влияние на функционирование экономики.

Поэтому основным направлением реформирования подоходного налогообложения являются следующие:

              повышение прогрессивности подоходного налога;

              усиление его нейтральности;

              повышение уровня собираемости налога и его доли в доходах консолидированного бюджета;

              повышение эффективности налогового администрирования.

Для повышения прогрессивности подоходного налогообложения следует увеличить необлагаемый уровень дохода до уровня бюджета прожиточного минимума. При этом во избежание резкого снижения налоговых поступлений в бюджет должно иметь место одновременное повышение налоговых ставок.

В целях придания налоговым вычетам более адресного характера следовало бы предусмотреть потерю права гражданина на осуществление вычета необлагаемого минимума дохода при достижении его совокупного дохода установленной суммы.

Необходимы также выработка и внедрение гибкой системы льгот, обеспечивающих социальные и инвестиционные вычеты.

Поскольку более 90% населения уплачивают подоходный налог по ставкам 9 и 15%, целесообразным было бы введение одновременно с увеличением необлагаемого минимума и системы налоговых вычетов плоской ставки подоходного налога на уровне не выше 15%.

Введение плоской ставки подоходного налога предполагает переход от системы глобального к системе шедулярного налогообложения. Это не только обеспечит снижение затрат на налоговое администрирование, но и повысит нейтральность подоходного налогообложения в части влияния на поведение экономических субъектов, а также стимулирования вторичной занятости населения.

 

 


Заключение

 

В ходе дипломного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений

2) Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

3) Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.

В ходе исследования необходимо отметить:

              принципы исчисления подоходного налога в нынешнем 2010-м году останутся такими же, как и в 2009-м. Для физических лиц будет применяться единая ставка 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов – 15 (для резидентов Парка высоких технологий – 9%). Снижена ставка подоходного налога в отношении полученных гражданами дивидендов с 15% до 12%.

              увеличены размеры некоторых вычетов. С 1 января 2010 года они будут ежемесячно предоставляться в следующем размере: 270 тыс. рублей при получении дохода, не превышающего 1 млн. 635 тыс. рублей (раньше было соответственно 250 тыс. и 1,5 млн. рублей), 75 тыс. рублей – на каждого ребенка и иждивенца, 150 тыс. рублей – при наличии троих и более детей до 18 лет или ребенка-инвалида, а также вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, 380 тыс. рублей – для физических лиц, относящихся к льготным категориям плательщиков (граждане, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС; лица, награжденные высшими государственными наградами; ветераны войны; инвалиды I и II группы, дети-инвалиды).

              с 1 января 2010 г. освобождаться от налога будет доход, полученный в течение календарного года от возмездного отчуждения одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

              с 1 января 2010 г. увеличивается размер социального налогового вычета с 24 до 48 базовых величин в год по уплаченным плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Для повышения прогрессивности подоходного налогообложения следует увеличить необлагаемый уровень дохода до уровня бюджета прожиточного минимума. При этом во избежание резкого снижения налоговых поступлений в бюджет должно иметь место одновременное повышение налоговых ставок.

Объектом исследования являлось предприятие ИП «Штотц Агро-Сервис». Сельскохозяйственные организации являются плательщиками налогов в бюджет. ИП «Штотц Агро-Сервис» с 2008 года перешел на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, поэтому сейчас он уплачивает следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и таможенные платежи.

Сумма подоходного налога с физических лиц ИП «Штотц Агро-Сервис» в отношении доходов, по которым применяются налоговые ставки, установленные пунктами 1 (12%) и 3 (9%) ст. 173 НК, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного плательщику.

 

 


Список использованных источников

 

1)            Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» – 2009 г.

2)            Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. №218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., №7–9, ст. 101). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» – 2009 г.

3)            Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 года №3321-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., №34, ст. 566). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» – 2009 г.

4)            Годунов В.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный): В 3 кн. Кн. 2. Разд. III. Общая часть обязательственного права. Раздел IV. Отдельные виды обязательств (главы 30–50) / Отв. ред. и руководитель авторского коллектива В.Ф. Чигир. – Мн.: Амалфея, 2010.

5)            Аносов В. Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения реального сектора // Финансы, учет, аудит – №11 – 2008, с. 37–39.

6)            Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2008, – 560 с.

7)            Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 2009 – 544 с.

Информация о работе Налоговая система в республике Белорусь