Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 03:22, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Цена приобретения объектов определяется путем суммирования фактически произведенных расходов на их покупку, за исключением налогов, не относимых на увеличение стоимости объектов. Цена приобретения безвозмездно полученных объектов определяется исходя из рыночной стоимости на дату их оприходования.
При реализации объектов незавершенного капитального строительства балансовая стоимость является ценой приобретения.
При реализации амортизируемых нематериальных активов ниже остаточной стоимости налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости. При реализации амортизируемых нематериальных активов ниже цены приобретения налоговая база определяется исходя из цены приобретения.
Налоговая ставка в размере 10 процентов применяется только при налогообложении товаров (работ, услуг), реализуемых на территории Республики Беларусь. При реализации указанных товаров (работ, услуг), за пределы Республики Беларусь их налогообложение производится с применением налоговой ставки в размере 18 процентов.
Плательщик имеет право уменьшить общую сумму налога по реализации объектов на установленные налоговые вычеты.
Вычету подлежат суммы налога:
предъявленные продавцами плательщику при приобретении им объектов вне зависимости от периода погашения задолженности после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, которая является регистром налогового учета;
фактически уплаченные плательщиком суммы налога при приобретении либо при ввозе объектов на таможенную территории Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, которая является регистром налогового учета;
уплаченные в бюджет Республики Беларусь при приобретении объектов на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.
Вычеты сумм налога при реализации экспортируемых товаров осуществляется только при наличии документального подтверждения фактов вывоза этих товаров за пределы Республики Беларусь.
Вычетом подлежат фактически уплаченные плательщиком суммы налога при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь объектов после отражения их в бухгалтерском учете. Суммы налога, уплаченные при приобретении объектов, за исключением основных средств и нематериальных активов, подлежат вычету после получения и оплаты объектов. Суммы налога, уплаченные при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь объектов, за исключением основных средств и нематериальных активов, подлежат вычету после оформления таможенных деклараций по указанным объектам. Суммы налога, уплаченные при приобретении либо ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь основных средств и нематериальных активов, подлежат вычету после принятия их на учет в качестве основных средств и нематериальных активов.
Вычеты сумм налога при реализации экспортируемых товаров осуществляется только при наличии документального подтверждения фактов вывоза этих товаров за пределы Республики Беларусь.
ИП «Штотц Агро-Сервис» как покупатель объектов для осуществления налоговых вычетов ведет книгу покупок. Она хранится у покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи при условии проведения проверки налоговыми органами.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по товарам, реализуемым по регулируемым розничным ценам, определяется как разница между общей суммой налога, исчисленного по итогам налогового периода, и суммами налоговых вычетов.
Плательщиками подоходного налога с физических лиц являются физические лица.
Объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиками:
от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь – для физических лиц;
от источников в Республике Беларусь – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.
К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся:
1.1. дивиденды и полученные от них проценты;
1.2. страховое возмещение;
1.3. доходы, полученные от использования объектов авторского права и смежных прав;
1.4. доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;
1.5. доходы, полученные от реализации недвижимого имущества;
1.6. вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;
1.7. пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;
иные доходы, получаемые плательщиком в результате осуществления им деятельности на территории Республики Беларусь.
Не относятся к доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций, связанных с ввозом товаров на территорию Республики Беларусь.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, нарастающим итогом с начала налогового периода как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Налоговым периодом признается календарный год.
Стандартный налоговый вычет предоставляется с месяца рождения ребенка или появления иждивенца и сохраняется до конца месяца, в котором ребенок достиг восемнадцатилетнего возраста либо был объявлен полностью дееспособным, студенты и учащиеся дневной формы обучения, получающие среднее, первое высшее или среднее специальное образование, окончили обучение, физическое лицо перестало быть иждивенцем, а также до конца месяца, в котором наступила смерть ребенка или иждивенца.
Итак, первый этап, расчет налогооблагаемой прибыли, выполнен, и вторым этапом определения налога на прибыль является нахождение суммы прибыли, облагаемой по основной ставке. Она определяется путем описанным выше и в нашем случае составляет 467569,2. Теперь непосредственно расчет суммы налога. Она рассчитывается по следующей формуле:
(1)
где Нос – сумма налога на прибыль, исчисленного по основной ставке,
Пос – налогооблагаемая прибыль для расчета налога по основной ставке.
Ставка налога на прибыль представлена в двух вариантах, так как на предприятии расчеты производились еще по ставке 35%, а в настоящее время действует ставка 30%. Таким образом, сумма налога на прибыль, рассчитанная по основной ставке на ИП «Штотц Агро-Сервис» составила: .
При расчете налоговой нагрузки на ИП «Штотц Агро-Сервис» с учетом льгот для примера рассмотрим применение только федеральных льгот. Исследуемое в работе предприятие в отчетном периоде израсходовало на благотворительные цели, а точнее на ремонт Пионерской городской больницы 47 800 рублей. Эти средства, так как они перечислены учреждению здравоохранения, освобождаются от налога на прибыль на уровне 3%.
Также предприятием осуществлены капитальные вложения в собственное развитие в размере 298 00000 руб., то есть величина облагаемой налогом прибыли уменьшится на эту сумму.
3.3 Порядок исчисления и уплаты подоходного налога, взимаемого с дохода работников ИП «Штотц Агро-Сервис»
Положения, регулирующие порядок исчисления и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц налоговыми агентами в 2010 г., определены в гл. 16 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), введенной в действие с 1 января 2010 г.
Согласно п. 1 ст. 175 НК белорусские организации, белорусские индивидуальные предприниматели, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, постоянные представительства международных организаций в Республике Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Республике Беларусь, от которых плательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 175 НК, обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Указанные белорусские организации, белорусские индивидуальные предприниматели, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, постоянные представительства международных организаций в Республике Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Республике Беларусь признаются налоговыми агентами, имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь и гл. 16 НК.
Пунктом 2 ст. 175 НК определено, что исчисление и уплата подоходного налога с физических лиц в соответствии с ст. 175 НК производятся в отношении доходов плательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата подоходного налога с физических лиц производятся в соответствии со ст. 160 НК (т.е. с учетом особенностей определения налоговой базы и налогообложения доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг и операциями с финансовыми инструментами срочного рынка) и ст. 176 НК (т.е. с учетом особенностей исчисления, порядка и сроков уплаты подоходного налога с физических лиц белорусскими индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами)).
В соответствии со ст. 23 НК налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое в силу Налогового кодекса и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
Налоговый агент имеет те же права, что и плательщик, если иное не установлено Налоговым кодексом.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами.
С 1 января 2010 г. согласно п. 3 ст. 175 НК исчисление подоходного налога с физических лиц применительно ко всем доходам, в отношении которых применяются налоговые ставки, установленные п. 1 (12%) и 3 (9%) ст. 173 НК, производится налоговыми агентами ежемесячно с учетом следующих особенностей:
доходы (за период нахождения плательщика в отпуске, пособия по временной нетрудоспособности, перерасчеты доходов за выполнение трудовых или иных обязанностей), исчисленные в одном месяце, но приходящиеся на другие месяцы (в т.ч. предыдущего или следующего календарного года), включаются в доходы месяца, за который они начислены;
в случае, если в установленные законодательством сроки налоговому агенту не представлены документы и отчеты о расходовании сумм, полученных под отчет, не сданы неизрасходованные остатки таких сумм и в пределах 30-дневного периода со дня истечения этого срока источником выплаты не принято распоряжение об удержании задолженности по ним, такие суммы включаются в доходы месяца, следующего за месяцем истечения указанных сроков;
доходы, выплачиваемые по решению суда, а также доходы, выплачиваемые в виде индексации заработной платы и денежного довольствия в связи с повышением цен на товары (работы, услуги), в виде премий и вознаграждений любого характера и периодичности, включаются в доходы того месяца, в котором осуществляется их начисление, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются;
из начисленного дохода производится вычитание стандартных налоговых вычетов в размерах, действовавших в месяце, за который исчисляется подоходный налог с физических лиц.
Отметим, что ранее такие правила с учетом некоторых вышеперечисленных особенностей частично были определены п. 3 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. №1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями; далее – Закон «О подоходном налоге с физических лиц»), утратившего силу с 1 января 2010 г.
Рассмотрим на примерах отдельные случаи правильности определения налоговой базы за месяц для исчисления подоходного налога для предприятия ИП «Штотц Агро-Сервис».
Нанимателем ИП «Штотц Агро-Сервис» издан приказ о направлении работника в командировку с 28 апреля по 4 мая 2010 г. Командированному работнику 28 апреля 2010 г. выданы деньги под отчет на командировочные расходы. По возвращении из командировки работником 6 мая 2010 г. представлен в бухгалтерию авансовый отчет о фактически произведенных расходах и приложены документы, подтверждающие понесенные расходы: билеты на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения. Суточные данному работнику были выплачены в пределах норм, установленных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2007 г. №197. Согласно подп. 1.3 ст. 163 НК суммы расходов освобождаются от подоходного налога и не включаются в налоговую базу при исчислении налога. Однако если бы работником не были приложены документы к авансовому отчету, например, подтверждающие оплату по найму жилого помещения, или размер выплаченных суточных расходов превысил установленные законодательством нормы, то сумму оплаты за жилое помещение (сверх нормы 4500 руб. за сутки без представления документа) и сумму превышения норм суточных расходов (сверх нормы 15000 руб. за каждый день командировки) следовало бы включить в налоговую базу при исчислении налога за май 2010 г.
Работнику ИП «Штотц Агро-Сервис» организации за февраль 2010 г. начислена заработная плата в размере 1 100 000 руб. и 13-я зарплата по итогам работы за 2009 г. в размере 2 000 000 руб. Плательщик имеет двух детей: одного ребенка в возрасте до 18 лет и второго ребенка в возрасте до 18 лет, являющегося инвалидом с детства. В данном случае работник не будет иметь права на получение стандартного налогового вычета на себя в сумме 270 000 руб., т. к. его доход равен 3 100 000 руб. (1 100 000 + 2 000 000), что превышает сумму 1 635 000 руб., являющуюся основанием для применения стандартного налогового вычета. Стандартный налоговый вычет на детей ему положен в следующем размере: 75 000 руб. на первого ребенка и 150 000 руб. на второго ребенка-инвалида с детства, т. к. ограничений для применения вычета на детей Налоговым кодексом не предусмотрено.