Налоговая система в республике Белорусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 03:22, реферат

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Работа состоит из  1 файл

агро сервис.doc

— 491.00 Кб (Скачать документ)

                  15.25%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.

Освобождаются от налогообложения НДС обороты от реализации на территории РБ:

                  лекарственные средства, а также медицинская техника,

                  услуги по уходу за больными,

                  услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях,

                  услуги в сфере образования, связанные с учебным процессом,

                  жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению,

                  услуги по перевозке пассажиров государственным транспортом,

                  услуги связи населению,

                  услуги адвокатов населению.

2. Акцизы.

Плательщиками акцизов являются: организации и индивидуальные предприниматели производящие подакцизные товары, ввозящие их на таможенную территорию РБ и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию РБ подакцизные товары; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.

Горский К.В. выделает, что объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

а) по произведенным подакцизным товарам:

– как объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов,

– как стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, на которые установлены адвалорные ставки акцизов,

б) по подакцизным товарам, ввозимых на таможенную территорию РБ:

– как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов,

– как таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины ми сборов за таможенное оформление, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов,

в) при реализации ввезенных на таможенную территорию РБ подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, – как стоимость (без учета акцизов) реализованных товаров,

г) при реализации ввезенных на таможенную территорию РБ без уплаты акцизов подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, – как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. [4]

При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборот включается фактически отгруженные (переданные, использованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары.

Согласно классификации Змачинской Г.Н., при натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, обмене с участием подакцизных товаров, их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных объектом налогообложения являются:

– по товарам, на которые установлены твердые ставки акцизов, – объем таких товаров,

– по товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, – стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учета акцизов на аналогичные товары собственного производства на момент передачи готовых товаров, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен, сложившихся в данном регионе на аналогичны товары в предыдущем отчетном периоде.

Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимых за пределы РБ. Указанное положении не распространяется на подакцизные товары, экспортируемые из РБ в государства – участники Содружества Независимых Государств (кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения). Подакцизные товары, вывозимые в порядке товарообмена подлежат обложению акцизами.

Сумма акцизов, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий государств – участников Содружества Независимых Государств, уменьшатся на сумму акцизов, фактически уплаченную в стране их происхождения. Настоящее положение применяется на условиях взаимности в порядке, определяемом Советом Министров РБ.

Акцизами облагаются следующие товары:

· спирт технический,

· алкогольная продукция,

· табачная продукция,

· нефть и нефтепродукты,

· ювелирные изделия,

· легковые автомобили и микроавтобусы.

На всей территории РБ действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию РБ и (или) реализуемых на таможенной территории РБ. Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). Ставки акцизов устанавливаются Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ. В 2004 году ставки акцизов установлены постановлением Совета Министров РБ от 21.01.2003 г. №63 (с учетом изменений и дополнений).

Сумма акциза рассчитывается следующими способами:

1. сумма акцизов по товарам, на которые установлены адвалорные ставки:

 

А=Н*С/100,

 

где А – сумма акциза, Н – стоимость товара без акциза, С – ставка акциза в%.

2. сумма акцизов по товарам, на которые установлены твердые ставки

 

А=V*С,

 

где А – сумма акциза, V – объем продукции в натуральном выражении, С – ставка акциза.

Расчеты предоставляются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Окончательный расчет должен быть произведен не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

3. Единый платеж (сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда).

Плательщиками являются организации, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. В 2005 году отчисления уплачиваются единым платежом в размере 3,9%.

Освобождаются от уплаты налога:

1. организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства, пчеловодства и продуктов детского питания,

2. организации бытового обслуживания, располагающиеся в сельской местности,

3. организации, осуществляющие научную деятельность,

4. организации, финансируемые из бюджета,

5. организации, осуществляющие лотерейную деятельность,

6. организации применяемые упрощенную систему налогообложения,

7. Национальный Банк РБ.

Сумма налога рассчитывается как:

Н=НБ*С/100, где Н – сумма налога, НБ – налогооблагаемая база, С – савка налога. [12]

Плательщик целевых платежей не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата целевых сборов производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

4. Налог с продаж товаров в розничной торговле.

Плательщиками сбора являются организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организаций, как имеющие, так и не имеющие обособленного баланса и текущего и иного банковского счета, которые уплачивают налог в бюджет по месту получения выручки. Объектом обложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров.

Ставки налогов:

                  15% – по товарам, ввезенным на таможенную территорию РБ и выпущенных в сводное обращение в РБ,

                  5% – других товаров, включая товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли, а также соки, нектары, консервы овощные и фруктово-ягодные, мед, кофе, стиральные машины, электропылесосы, электроутюги, магнитофоны, видеокамеры, фотоаппараты, ввезенные на таможенную территорию РБ и выпущенные в свободное обращение в РБ.

Освобождаются от уплаты налога:

1. организации розничной торговли, расположенные в сельской местности, за исключением реализации ликероводочных и табачных изделий,

2. организации общественного питания, уплачивающие налог на услуги,

3. организации и индивидуальные предприниматели, используемые труд инвалидов, численность которых составляет более 50% списочной численности работников в среднем за отчетный месяц,

4. религиозные организации.

Налог с продаж рассчитывается как:

 

НП=(НБ*С)/100, где НБ – налогооблагаемая база, С – ставка налога.


Плательщик налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленного налога. Уплата налога производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

5. налог с продаж автомобильного топлива.

Плательщиками налога являются реализующие на территории РБ автомобильное топливо организации и индивидуальные предприниматели; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.

В статье Ивановой И.К. в газете «Консультант» от 2009 г., №27 выделено, что налоги, уплачиваемые из валовой выручки, включают в себя:

1. налог при упрощенной системе налогообложения.

Плательщиками налога являются предприятия и предприниматели со среднемесячной численностью работников до 15 человек имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 базовых величин, установленных в данный период законодательством РБ.

2. единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

Плательщиками налога являются производители сельскохозяйственной продукции, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70% от общей выручки за предыдущий финансовый год. Объектом налогообложения является валовая выручка, которая определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. Ставка единого налога установлена в размере 2% от валовой выручки.

Налоги, относимые на себестоимость.

Налоги, относимые на себестоимость продукции, включают:

1. Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.

В 2005 году чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости уплачиваются единым платежом в размере 4% от фонда заработной платы. При этом ставка чрезвычайного налога составляет 3%, обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости – 1%.

2. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог).

Плательщиками налога являются: юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет; организации, финансируемые из бюджета.

Налог состоит из:

Ставки налога за использование природных ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются Советом Министров РБ по представлению специально на то уполномоченных государственных органов. Ставки экологического налога утверждены Постановлением Совета Министров РБ от 5 февраля 2002 г. №146 «О ставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ».

3. Платежи за землю (земельный налог).

Плательщиками налога являются юридические и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.

Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земель. Размер земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения определяется по данным кадастровой оценки земли. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. В 2005 году ставки земельного налога индексируются на 34%. [14]

Налоги, уплачиваемые из прибыли.

Налоги, уплачиваемые из прибыли включают в себя:

1. Налог на прибыль.

Плательщиками налога являются: юридически лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Прибыль организации облагается налогом по ставке 24%. Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Информация о работе Налоговая система в республике Белорусь