Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа
Тема курсовой работы «Налоговая система Республики Беларусь и путь ее совершенствования» выбрана не случайно. Налоги являются необходимым инструментом экономических отношений в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направления ее совершенствования.
Введение..................................................................................................................... 3
1. Налоговая система: теоритические аспекты………………………………....... 4
1.1 Сущность понятий налога и налоговой системы………………………… 4
1.2 Функции и классификация налогов…………………………………… …. 4
2. Налоговая система Республики Беларусь……………………………………... 7
2.1 Налоговая система на современном этапе………………………………... 7
2.2 Характеристика основных видов налоговых платежей, взимаемых на территории Республики Беларусь………………………………………………. . 11
2.2.1 Подоходный налог с физических лиц……………………………. 14
2.2.2 Налог на прибыль и доходы………………………………………. 16
2.2.3 Налог на добавленную стоимость………………………………… 18
2.2.4 Акцизы……………………………………………………………… 20
2.2.5 Налог на недвижимость…………………………………………… 22
3. Ключевые проблемы развития национальной налоговой системы……….... 24
4. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……… 28
Заключение……………………………………………………………………….. 31
Список источников……………………………………………………………….. 33
Приложения………………………………………………………………………. 34
Содержание
Введение......................
1. Налоговая система: теоритические аспекты………………………………....... 4
1.1 Сущность понятий налога и налоговой системы………………………… 4
1.2
Функции и классификация
2. Налоговая
система Республики Беларусь………
2.1
Налоговая система на
2.2
Характеристика основных видов
налоговых платежей, взимаемых на
территории Республики
2.2.1 Подоходный налог с физических лиц……………………………. 14
2.2.2 Налог на прибыль и доходы……………
2.2.3 Налог на добавленную
2.2.4 Акцизы………………………………………………………………
2.2.5 Налог на недвижимость………………………
3. Ключевые проблемы
развития национальной
4. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……… 28
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Тема курсовой работы «Налоговая система Республики Беларусь и путь ее совершенствования» выбрана не случайно. Налоги являются необходимым инструментом экономических отношений в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
С развитием государства меняется налоговая политика и весь механизм налогового регулирования. Нынешний этап развития государства характеризуется коренной ломкой прежнего механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Решающую роль в совершенствовании, как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования играют налоги.
Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направления ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
Что касается
литературы, то в настоящее время
существует возможность выбора из целого
ряда учебников, учебных пособий по налогам
и налогообложению. Также есть возможность
доступа к электронным ресурсам. Выпущено
немало работ по налоговой системе и налоговому
праву Республики Беларусь. В отечественной
литературе наиболее значимые труды Зайца
Н.Е., Киреевой Е.Ф., Василевской Т.И.
Главной
статьей бюджетных доходов
Налоги — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.
Исторически налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Это взносы граждан для содержания публичной власти. Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им, писалось в прошлом.
Анализируя понятие налога, следует особо подчеркнуть, что это обязательный платеж, не зависящий от прихоти налогоплательщика (юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги). Таким образом, налог имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований. Следующая характерная черта налога — он может взиматься только на установленных законодательством основаниях.
Чрезвычайно важно помнить, что налоги — это платежи, не предполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу. Без эквивалентность налога не означает, что налогоплательщик вовсе не получит каких-либо благ от государства. Подобная компенсация может быть в форме организации государством бесплатного обучения, медицинской помощи и т.д.
Таким образом, налоги характеризуются следующими основными признаками: обязательностью, отсутствием специальной возмездности, взиманием на основе законодательных актов, всеобщностью.
Налоговая система – совокупность установленных и взимаемых в той или иной стране налогов форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов.
В современных условиях налоги выполняют три основные функции:
Фискальная функция заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.
Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности. Эту функцию иногда называют распределительной.
Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
В настоящее время налоги классифицируются по многим признакам:
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги – это налоги на отдельные объекты имущества (земля, природные ресурсы и др.) или на доходы отдельных лиц (физических и юридических), которые уменьшают сумму доходов плательщика.
К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара (услуги) и увеличивающие ее размеры, а в конечном итоге, уменьшающие доходы плательщиков. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (далее НДС), акцизы, таможенные пошлины.
В зависимости от органов власти в распоряжение которых поступают те или иные налоги различают общегосударственные и местные налоги и сборы.
К общегосударственным относятся налоги и сборы, имеющие в основном фискальное значение, поступающие в бюджет центрального правительства. Общегосударственные налоги могут использоваться и для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений; в этом случае они относятся к регулирующим доходам (это прежде всего НДС и акцизы).
Общегосударственные налоги устанавливаются специальными законодательными актами центральной законодательной власти.
К местным налогам относятся налоги и сборы, устанавливаемые решениями местных органов власти и зачисляемые в местные бюджеты.
В зависимости от вида плательщиков налоги подразделяются на налоги с хозяйствующих субъектов – юридических лиц, и налоги с физических лиц.
По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги подразделяются на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество.
Налоги на доходы взимаются с доходов юридических и физических лиц. Непосредственными объектами налогообложения является заработная плата и другие доходы граждан, прибыль или валовой доход предприятий.
Налоги на потребление уплачиваются не при получении доходов, а при их расходовании. Они взимаются в форме косвенных налогов.
Налоги
на имущество устанавливаются в отношении
движимого или недвижимого имущества.
Они взимаются постоянно, пока имущество
находится в собственности.
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
2.1. Налоговая система на современном этапе.
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены классические принципы налогообложения, а также некоторые разработанные ранее в развитых зарубежных странах принципы налогообложения. Некоторые из них дополнены и уточнены в соответствии с конкретными условиями.
Налоговая система Республики Беларусь базируется на следующих принципах:
Однако эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушена при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации налогов в зависимости от уровня органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов играет регулирующую роль для местных органов власти. Нередко закон подписан в середине года, а его действие распространяется на весь год.
Действующая
в Республике Беларусь налоговая
система начала работать в условиях
экономического кризиса, свертывания
производства на крупных предприятиях,
которые традиционно
К наиболее существенным недостаткам формирования национальной налоговой системы следует отнести:
За последние годы в Беларуси были предприняты реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом законодательстве:
1)1 января 2004 г. принят Налоговый кодекс - основной документ,
регламентирующий сферу налоговых отношений; 2) сокращено значительное число индивидуальных налоговых льгот и преференций; 3) снижена ставка основного бюджетообразующего налога - НДС - до 18%; 4) происходит постепенное уменьшение ставок оборотных налогов и налогов на заработную плату, упрощается механизм их исчисления и уплаты.