Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа
Тема курсовой работы «Налоговая система Республики Беларусь и путь ее совершенствования» выбрана не случайно. Налоги являются необходимым инструментом экономических отношений в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направления ее совершенствования.
Введение..................................................................................................................... 3
1. Налоговая система: теоритические аспекты………………………………....... 4
1.1 Сущность понятий налога и налоговой системы………………………… 4
1.2 Функции и классификация налогов…………………………………… …. 4
2. Налоговая система Республики Беларусь……………………………………... 7
2.1 Налоговая система на современном этапе………………………………... 7
2.2 Характеристика основных видов налоговых платежей, взимаемых на территории Республики Беларусь………………………………………………. . 11
2.2.1 Подоходный налог с физических лиц……………………………. 14
2.2.2 Налог на прибыль и доходы………………………………………. 16
2.2.3 Налог на добавленную стоимость………………………………… 18
2.2.4 Акцизы……………………………………………………………… 20
2.2.5 Налог на недвижимость…………………………………………… 22
3. Ключевые проблемы развития национальной налоговой системы……….... 24
4. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……… 28
Заключение……………………………………………………………………….. 31
Список источников……………………………………………………………….. 33
Приложения………………………………………………………………………. 34
Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:
Есть несколько видов дохода, не облагаемого этим налогом:
пенсии, стипендии, пособия, алименты; доходы от выполнения отдельных работ и видов деятельности; субсидии; средства, вырученные от продажи личного имущества; наследство, дарение, безвозмездная помощь; выигрыши, проценты, премии, вознаграждения, призы; материальная помощь и другие выплаты на цели социальной защиты; компенсационные выплаты; льготы для лиц из числа военнослужащих, состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, подразделений по чрезвычайным ситуациям и государственных служащих при выполнении ими служебных обязанностей.
Государство продолжает стимулировать рост реальных доходов населения одновременно с упрощением налогового законодательства.
Введение с 1 января 2009 года единой ставки подоходного налога в размере 12% вместо прогрессивной шкалы ставок, максимальная из которых достигала 30%, является очередным шагом по сокращению расходов населения по уплате налогов. При этом введение единой ставки подоходного налога не приведет к повышению налоговой нагрузки для низкооплачиваемых категорий граждан. Эта проблема решена путем увеличения стандартного налогового вычета, применяемого по месту основной работы (службы, учебы). Так, с 2009 года стандартный налоговый вычет на каждого работника при исчислении подоходного налога увеличен с 35 до 250 тыс. рублей. Эта сумма, соответствующая прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 год, не будет облагаться налогом. При этом воспользоваться вычетом смогут граждане, у которых среднемесячный доход не превышает 1,5 млн. рублей.
Также уменьшена налоговая нагрузка на граждан, получающих доходы не по месту основной работы по договорам подряда и иным гражданско-правовым договорам. Ставка подоходного налога с таких доходов уже снижалась в 2008 году с 20 до 15%. Очередное снижение произошло и в 2009 году. На этот раз с 15 до 12 % [11].
Стал проще и сам порядок исчисления подоходного налога. Теперь налог рассчитывается исходя из доходов за месяц. При этом нет необходимости учитывать для расчета все доходы плательщика нарастающим итогом с начала года, а также уплаченный с начала года подоходный налог.
Следует отметить, что все налоговые вычеты, действовавшие в прошлом году, в том числе стандартные, социальный и имущественный, продолжают применяться и в текущем году. Более того, расширен круг плательщиков, имеющих право на получение социального налогового вычета при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования. Теперь воспользоваться вычетом могут не только сами плательщики или их родители, или супруг (супруга), но и их родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.
Введен также новый вид социального налогового вычета. С 1 января 2009 года подлежат вычету суммы, уплаченные плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов. Такой вычет предоставляеться в сумме, не превышающей двух базовых величин за каждый месяц налогового периода.
Дивиденды и подобные им доходы, а также доходы, полученные за выполнение общественных обязанностей в комиссиях по подготовке и проведению выборов, референдума, по проведению голосования по отзыву депутата облагаются налогом по ставке 15%. Доходы, получаемые плательщиками от налоговых агентов, не являющихся местом их основной работы (службы, учебы), облагаются налогом по ставке 12%. Доходы, полученные наследниками (правопреемниками) авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе наследниками лиц, являющихся субъектами смежных прав, облагаются налогом по ставке 40%. Доходы от сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений физическим лицам в размере, не превышающем пятисот базовых велечин в год, облагаются налогом в фиксированных суммах.
Указанные доходы в совокупный годовой доход не включаются и декларированию не подлежат.
Плательщики при наличии оснований могут воспользоваться стандартными, социальными, имущественными и профессиональными налоговыми вычетами.
2.2.2 Налоги на доходы и прибыль
Налогообложение прибыли является важнейшим элементом налоговой политики любого государства.
Налог на прибыль является прямым налогом, поскольку его сумма, с одной стороны, зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятий, а с другой – непосредственно относится на уменьшение их доходов.
Наряду с НДС налог на прибыль представляет собой важнейший источник бюджетных поступлений. На него приходится значительная часть от общей суммы поступающих в бюджет налоговых платежей. Вместе с тем налог на прибыль является и основным регулирующим налогом, распределяемым между отдельными бюджетами в пропорциях, определённых Законом «О бюджете Республики Беларусь».
Кроме того, налог на прибыль выступает в качестве экономического инструмента регулирования экономики. Сформированная соответствующим образом система льгот, ставок и санкций позволяет государству создавать благоприятные условия для развития отдельных отраслей экономики, регионов страны, малого бизнеса; стимулировать внедрение научно технического прогресса, увеличение экспорта, расширение сферы социальных услуг.
Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы.
Налогооблагаемая прибыль определяется как общая сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Ставка налога на прибыль составляет 24 %.
Налоговые льготы в виде снижения ставок налога устанавливаются в законодательном порядке для:
• организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 % (уплачивают налог по ставке 10 %);
• организации, включенные в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 %).
Из облагаемой налогом прибыли вычитаются:
• прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;
• сумма затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, по содержанию находящихся на их балансе детских оздоровительных учреждений, учреждений народного образования, домов престарелых и инвалидов, не участвующих в предпринимательской деятельности, объектов жилищного фонда, здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и спорта, а также затрат на эти цели при долевом участии организаций в содержании указанных объектов и учреждений;
• другие направления использования прибыли отдельными предприятиями и секторами, указанными в законодательстве.
От налога на прибыль освобождаются:
• прибыль, полученная от погашения государственных ценных бумаг, ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, местных целевых облигационных жилищных займов и облигаций юридических лиц при погашении ценных бумаг эмитентом;
Налогообложение
иностранных организаций в
Ставки налога составляют по:
• дивидендам, роялти, лицензиям – 15%;
• доходам от долговых обязательств - 10%;
• плате за перевозки, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок – 6%;
• другим доходам – 15%.
2.2.3 Налог на добавленную стоимость
Наиболее значимым в структуре налоговых платежей является налог на добавленную стоимость (НДС). В 2007 году он занимал 18,64% в доходах консолидированного бюджета и 9,1% в ВВП [2, c. 82].
НДС относится к группе косвенных налогов и включается в отпускную цену товаров (работ, услуг).
НДС широко применяется в налоговых системах практически всех стран мира. Это объясняется в первую очередь универсальностью данного налога, который охватывает не только внутренний и внешний товарооборот государства, но и произведённые работы и услуги.
Самым распространённым методом исчисления НДС, на который перешла и Республика Беларусь с 2000 г., является косвенный метод вычитания или зачётный метод по счетам. В основе механизма исчисления лежит принцип зачёта ранее уплаченных сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг). Каждый последующий продавец уплачивает только ту сумму налога, которая начисляется на вновь созданную в процессе обращения стоимость.
НДС был введён в республике в 1992 г. вместо налога с продаж и широко применяемого налога с оборота.
Согласно действующему в республике законодательству плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Налог
на добавленную стоимость
• Ноль (0)%: экспортируемые товары; работы и услуги по сопровождению, погрузке, перегрузке, и иные подобные работы и услуги, непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы (услуги) по производству товаров из давальческого сырья (материалов).
• Десять (10)%: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень, утвержденный Президентом Республики Беларусь.
• Восемнадцать (18)%: реализация и ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь других товаров и услуг, не перечисленные выше.
При реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учётом налога используются ставки 9,09 и 15,25%.
Имеется ряд наименований товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь не облагаются НДС, в том числе лекарственные средства, медицинская техника, приборы и оборудование медицинского назначения; ветеринарные услуги; услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях; услуги в сфере образования, связанные с образовательным процессом, оказываемых финансируемыми из республиканского или местных бюджетов учреждениями образования, а также учреждениями образования потребительской кооперации, высшими учебными заведениями Федерации профсоюзов Беларуси, а также научными организациями, осуществляющими послевузовское образование; услуги в сфере культуры и искусства; банковские и страховые услуги; услуги учреждений связи, оказываемых физическим лицам, услуг, в том числе по доставке пенсий, средств массовой информации и т.п.