Налоговая система:теоритические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы «Налоговая система Республики Беларусь и путь ее совершенствования» выбрана не случайно. Налоги являются необходимым инструментом экономических отношений в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направления ее совершенствования.

Содержание

Введение..................................................................................................................... 3

1. Налоговая система: теоритические аспекты………………………………....... 4

1.1 Сущность понятий налога и налоговой системы………………………… 4

1.2 Функции и классификация налогов…………………………………… …. 4

2. Налоговая система Республики Беларусь……………………………………... 7

2.1 Налоговая система на современном этапе………………………………... 7

2.2 Характеристика основных видов налоговых платежей, взимаемых на территории Республики Беларусь………………………………………………. . 11

2.2.1 Подоходный налог с физических лиц……………………………. 14

2.2.2 Налог на прибыль и доходы………………………………………. 16

2.2.3 Налог на добавленную стоимость………………………………… 18

2.2.4 Акцизы……………………………………………………………… 20

2.2.5 Налог на недвижимость…………………………………………… 22

3. Ключевые проблемы развития национальной налоговой системы……….... 24

4. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……… 28

Заключение……………………………………………………………………….. 31

Список источников……………………………………………………………….. 33

Приложения………………………………………………………………………. 34

Работа состоит из  1 файл

налоги.docx

— 101.58 Кб (Скачать документ)

    В соответствии с действующим законодательством  НДС в отношении импортируемых (экспортируемых) товаров взимается  по принципу страны назначения.

    При ввозе на таможенную территорию Беларуси освобождаются от НДС следующие товары:

    • транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для нормальной эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

    • товары, перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь и предназначенные для третьих стран;

    • товары, предназначенные для реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;

    • иные категории товаров, установленные законодательством.

    Товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты налога, могут использоваться либо реализовываться  только на территории Республики Беларусь и в тех целях, в связи с которыми предоставлено такое освобождение от налогообложения. Использование указанных товаров в иных целях допускается с разрешения таможенного органа, произведшего таможенное оформление этих товаров, при условии уплаты налога и выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством Республики Беларусь.

    2.2.4 Акцизы

    Акцизы  относятся к разряду специальных  косвенных налогов, включаемых в  отпускную цену товаров как надбавка к цене. Устойчивый спрос населения  на отдельные виды продукции, монопольно высокие цены на подакцизные товары позволяют государству применять  акцизную политику в отношении определённых товарных групп для пополнения доходов бюджета. Акцизы играют значимую роль в проведении фискальной политики государства и в 2008 г. составили 3,2% ВВП и 7,2% в доход консолидированного бюджета [2, c. 66].

    В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об акцизах» на всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

    Ставки  акцизов устанавливаются в белорусских рублях в расчете на физическую единицу измерения объема облагаемого акцизом товара. Ставки акцизов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

    Перечень  облагаемых акцизами товаров может  уточняться Президентом Республики Беларусь.

    Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные  для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Порядок маркировки и уплаты акцизов по таким товарам устанавливается законодательством.

    Акцизами  не облагаются подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь.

    Акцизами  не облагаются реализуемые (передаваемые) конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению.

    При использовании подакцизного сырья  для производства подакцизных товаров, сумма акцизов, подлежащая уплате, уменьшается  на сумму акцизов по использованному  сырью.

    Акцизами  облагаются следующие товары (продукция):

  • спирт гидролизный технический;
  • спиртосодержащие растворы за исключением растворов с денатурированными добавками; спиртосодержащих лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств и препаратов, допущенных к производству на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке; спиртосодержащих средств, изготавливаемых аптечными организациями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты; спиртосодержащих средств и препаратов ветеринарного назначения, допущенных к производству и применению на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке; спиртосодержащих парфюмерно-косметических средств;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликёроводочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция, за исключением коньячного спирта и виноматериалов);
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобильные бензины, дизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных двигателей;
  • микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе и переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объёма двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.

    2.2.5 Налог на недвижимость

    В условиях государственной экономики  аналогом налога на недвижимость была плата за основные и оборотные  фонды. Это был один из инструментов стимулирования эффективного использования  основных и оборотных средств предприятий, но введение этого платежа особого успеха не имело.

    С образованием самостоятельной налоговой  системы с 1 января 1992 г. в Республике Беларусь был введён налог на недвижимость.

    Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица

    Налогом облагается стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении организаций, объектов незавершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных строительством (далее - здания и строения).

    Годовая ставка налога на недвижимость:

    • для организаций устанавливается в размере 1 %;

    • со стоимости зданий и строений, принадлежащих физическим лицам, зданий и строений, принадлежащих гаражно-строительным кооперативам, потребительским кооперативам автостоянок, садоводческим товариществам, созданным за счет личных взносов граждан, а также зданий и строений, используемых индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, устанавливается в размере 0,1 %;

    • для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 % со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства.

    Налогом не облагаются объекты социально-культурного назначения, основные средства организаций, принадлежащих обществам инвалидов, основные средства, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, жилые помещения в многоквартирных домах, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие пенсионерам и инвалидам и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3.КЛЮЧНВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.

    Стратегия развития Республики Беларусь определена основными программными документами и предусматривает модернизацию экономики и общества исходя из современных тенденций мирового экономического развития, многовекторную направленность ВЭД в соответствии с интересами страны при сохранении суверенитета государства. В концепции национального развития выделяются четыре этапа социально-экономического развития до 2015 г.: восстановительный (1998-2000 гг.); возобновление устойчивого экономического роста (2001-2005 гг.); активная структурная перестройка (2006-2010 гг.); приближение к европейским стандартам уровня и качества жизни (2011-2015 гг.).

    Поэтапное экономическое развитие непосредственно  связано с преобразованием финансовой системы, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную систему и систему цен. В связи с этим реформирование налоговой системы, учитывающее особенности каждого этапа развития национальной экономики, является необходимым процессом. Налоговая система должна соответствовать основным направлениям социально-экономического развития республики и обеспечить устойчивый экономический рост, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, рост реальных денежных доходов населения и социальную стабильность.

    Таким образом, процесс реформирования системы  налогообложения объективно необходим  и его результат зависит от адекватности применяемых методов состоянию реальной экономики.

    Анализ  проводимых мероприятий в области  налогообложения за последние годы показал, что осуществляемые изменения налоговой системы соответствуют общей программе реформирования налогообложения, в то же время полученный эффект незначителен. Сохраняется достаточно высокий уровень централизации финансовых ресурсов государством. Сравнение прогнозных показателей уровня централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете и налоговых платежей, представляющих собой отношение всех доходов государства, аккумулируемых в рамках бюджета, к ВВП, с данными исполнения бюджета показывает, что результаты фактически проведённых мероприятий за анализируемый период не соответствует планируемым ожиданиям (См. Приложение №3).

    Так, по сравнению с параметрами, определёнными  программой социально-экономического развития, уровень централизации  финансовых ресурсов в консолидированном бюджете (при параметре 45%) составил 46,2% в 2004 г., 47,7% - в 2005 г. и прогнозировался на 2006 г. в размере 46,1% без учёта дополнительных доходов местных бюджетов от местных налогов и повышения ставок налогов на собственность. По итогам работы за 2006 г. уровень централизации составил 48,45%, 2007 г. – 48,81% [11, с.43-45].

    Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

  • национальная экономика имеет реальный резерв в снижении уровня централизации доходов бюджета, что подтверждается ежегодным превышением планируемых доходов и наличием профицита бюджета;
  • снижение фискальной нагрузки до определённого программными документами уровня в размере 45% к ВВП должно проводиться более радикальными методами.

    В то же время тревожит рост целевых  бюджетных и внебюджетных фондов, выпадающих из общей концепции по сокращению уровня изъятия доходов. Отсутствие обоснованных расчётов по их введению и применению, концепции их реформирования приводит к их постоянному росту и, как следствие, к увеличению фискальной нагрузки на субъекты хозяйствования. Существенную долю в общем объёме финансовых ресурсов занимают отчисления в ФСЗН и инновационные фонды: в 2004 г. -13%, в 2005 г. -12,6, в 2006 г. – 13,89%, в 2007 г. – 13,3% при параметре 8 -10% [11, с.46-47]. Основная нагрузка приходится на фонды, механизм исчисления которых предусматривает обложение либо выручки от реализации продукции, либо увеличение себестоимости. В связи с этим необходимо отметить, что сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения, поскольку множественность целевых налогов даже при умеренных ставках по каждому виду в сумме приводит к значительному усилению налогового бремени. Кроме того, используемый механизм включения отчислений в целевые бюджетные фонды в цену продукции влечет увеличение стоимости продукции и, как следствие, неконкурентоспособность белорусской продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

    С позиции фискального значения важнейшую  роль играют косвенные налоги. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет, с другой - являются одним из значимых ценообразующих факторов. В общей сумме налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджет Республики Беларусь, превалируют косвенные налоги – НДС, акцизы, налог с продаж, налоги на внешнюю торговлю, прочие налоги на товары и услуги от выручки от реализации товаров, услуг, работ. Хотя в последние годы и прослеживается тенденция незначительного увеличения доли прямых налогов в ВВП, всё же косвенные налоги по сравнению с прямыми налогами на доходы и прибыль сохраняют лидирующее положение – около 60% налоговых поступлений[12].

    Высокий удельный вес косвенных налогов  в ВВП усиливает социальную несправедливость, поскольку лица с высоким уровнем  доходов могут значительную их часть обращать в накопление, а лица с низкими размерами доходов вынуждены полностью направлять их на покупку товаров первой необходимости.

Информация о работе Налоговая система:теоритические аспекты