Налоговая система:теоритические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы «Налоговая система Республики Беларусь и путь ее совершенствования» выбрана не случайно. Налоги являются необходимым инструментом экономических отношений в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направления ее совершенствования.

Содержание

Введение..................................................................................................................... 3

1. Налоговая система: теоритические аспекты………………………………....... 4

1.1 Сущность понятий налога и налоговой системы………………………… 4

1.2 Функции и классификация налогов…………………………………… …. 4

2. Налоговая система Республики Беларусь……………………………………... 7

2.1 Налоговая система на современном этапе………………………………... 7

2.2 Характеристика основных видов налоговых платежей, взимаемых на территории Республики Беларусь………………………………………………. . 11

2.2.1 Подоходный налог с физических лиц……………………………. 14

2.2.2 Налог на прибыль и доходы………………………………………. 16

2.2.3 Налог на добавленную стоимость………………………………… 18

2.2.4 Акцизы……………………………………………………………… 20

2.2.5 Налог на недвижимость…………………………………………… 22

3. Ключевые проблемы развития национальной налоговой системы……….... 24

4. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……… 28

Заключение……………………………………………………………………….. 31

Список источников……………………………………………………………….. 33

Приложения………………………………………………………………………. 34

Работа состоит из  1 файл

налоги.docx

— 101.58 Кб (Скачать документ)

    Важным  недостатком налоговой системы  Республики Беларусь является высокий  уровень налогообложения субъектов  хозяйствования.

    Современная налоговая система Республики Беларусь до сих пор оказывает угнетающее воздействие на производственный сектор экономики. Многие предприятия вынуждены использовать различные нелегальные схемы ухода от налогов, связанные с обращением наличных денег.

    Еще одной проблемой белорусской  налоговой системы является большое  количество налогов и сборов, а  также их нестабильность. Хаотическое  нагромождение налоговых и неналоговых платежей не только создает трудности в финансовом планировании, но и в самих расчетах. Возникла необходимость в законодательном порядке устанавливать очередность включения налогов и сборов при формировании цены как следствие - в результате ошибки, даже в сторону увеличения, одного из платежей приводит к занижению другого.

    Большое количество налогов усложняет механизм налогообложения в целом, порождает излишний документооборот и увеличивает затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному повышению цен. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям сбыта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.

    Также сложность для плательщиков создает  и нестабильность налоговых законов, нередки случаи, когда законодательные  акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют  возможность вольного их толкования.

    "Разбросанность" налоговых вопросов по многочисленным  документам, за появлением или  отменой которых трудно уследить, недостаточная ясность правовых  предписаний, противоречивость их  интерпретации, отсутствие нормативного закрепления применяемых понятий - одни из основных причин налоговых нарушений.

    Требует существенной доработки вопрос предоставления налоговых льгот. В большинстве  случаев они нарушают принцип  справедливости и равнозначности налогообложения по отношению к участникам экономической деятельности, не пользующихся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налоговой нагрузки для других. Льготы по косвенным налогам по отдельным видам деятельности или продукции не достигают конечного потребителя, не вызывают желаемого социального эффекта к снижению цен, которые независимо от предоставляемых льгот достигают уровня спроса. 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. ПУТИ СИВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

    Указанные в третьей главе недостатки отражают необходимость дальнейшего совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

    С целью совершенствования налогообложения  в Республики Беларусь могут быть приняты следующие меры:

   •Следует  больше внимания уделять стимулирующей  функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике, необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение;

   •Представляется возможным отмена отчислений в государственные  целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость  осуществления целевых мероприятий  и программ может финансироваться  за счет формирования в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов.

   •Целесообразно  ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы  налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок должна стимулировать налогооблагаемую базу в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога.

   •Следует  установить более ранние сроки уплаты налогов, одновременно дифференцируя  их в зависимости от размеров исчисленных  сумм. Наряду с помесячной уплатой основной части платежей в бюджет при малых суммах налогов целесообразно установить сроки их уплаты раз в квартал или раз в год;

   •Целесообразно  осуществить некоторое упрощение  налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором  бы нашли отражение все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок;

   •Возможность  комментировать и разъяснять законодательные  акты предоставить исключительно органам, их принявшим;

   •Необходимо упорядочить предоставление льгот  особенно в отношении налогов  и сборов, которые напрямую сказываются  на уровне конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков;

   •Заменить льготы социального характера по косвенным налогам механизмом начисления налогов на общих условиях, но не перечислять в бюджет, а оставлять этим субъектам на целевые мероприятия и развитие собственной материальной базы.

    Следует пересмотреть порядок предоставления льготы по налогу на прибыль на расширение производства. Льгота по налогу на прибыль, направляемая на расширение производства, должна использоваться на действительное развитие производственной деятельности предприятия, строительство производственных объектов и жилья. В поле действия данной льготы также следует ввести объекты интеллектуальной собственности.

    Необходимо  качественно улучшить структуру  налоговой системы с одновременным обеспечением на этой основе снижения совокупной налоговой нагрузки. По итогам 2008г. налоговая нагрузка на белорусскую экономику, характеризующая удельный вес налоговых платежей в валовом внутреннем продукте страны (ВВП), с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты (ФСЗН), составил 48,3%, снизившись по сравнению с прошлым годом на 0,3%. [12] По оценкам экспертов Всемирного банка, белорусский бизнес вынужден тратить 1,188 тыс часов каждый год для осуществления 112 налоговых выплат, составляющих 117,5% прибыли. По этому индикатору ведения бизнеса страна, как и в прошлом году, занимает последнее 181-е место в рейтинге Всемирного банка «Doing Business 2009»[13].

    Важную  роль в улучшении структуры налоговой  системы Республики Беларусь будет играть определение исчерпывающего перечня республиканских и местных налогов, сборов (пошлин); установление единых принципов исчисления налоговой базы, конкретных ставок соответствующих платежей; повышение эффективности налогового контроля; улучшение работы с налогоплательщиками. В этих целях позитивные результаты от изменений налоговой системы должны быть получены не путем введения новых налогов или повышения налоговых ставок, а посредством рационализации налоговой системы, расширения налоговой базы, равномерного распределения налоговой нагрузки и улучшения налоговой дисциплины.

    Недостаточная системность и направленность проводимых мероприятий по модернизации налогообложения, оценка их эффективности позволяют  сделать вывод, что ключевой проблемой развития национальной налоговой системы является: отсутствие научно обоснованной государственной концепции реформы налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и модель национальной экономики, ориентированную на устойчивый экономический рост и создание социально ориентированного постиндустриального общества.

    Таким образом, в Республике Беларусь особое внимание уделяется не расширению налоговой  базы, а сбалансированности бюджета. Как следствие, налоги носят преимущественно фискальный характер.  
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Тема  курсовой работы: «Налоговая система  Республики Беларусь и пути ее совершенствования». Цель курсовой работы была рассмотреть  налоговую систему Республики Беларусь и определить направления ее совершенствования. Данная цель достигалась решением следующих задач: в общем рассмотреть налоговую систему и в частности Республики Беларусь, охарактеризовать основные виды платежей, выявить основные проблемы национальной налоговой системы и исследовать основные направления ее совершенствования.

     Проведя анализ литературных источников можно  сделать следующие выводы, что  налоги являются необходимым инструментом экономических отношений в обществе, активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

     В первой главе рассматривались теоритические аспекты налоговой системы из которых следуют выводы о том, что налог представляет собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Понятие налогов включается в понятие налоговой системы, которая является совокупностью установленных и взимаемых в той или иной стране налогов форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов. Налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.

     Анализируя  вторую главу необходимо подчеркнуть, что в Республике Беларусь двухуровневая  налоговая система, которая включает в себя республиканские и местные налоговые сборы. Основными источниками налоговых поступлений являются: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и доходы, НДС, акцизы и налог на недвижимость. Наиболее значимым в структуре налоговых платежей является НДС.

     В третьей главе были выявлены проблемы развития национальной налоговой системы, среди них можно отметить следующие: проблема высокого удельного веса косвенных платежей, большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность, применение различных внебюджетных (целевых бюджетных) фондов, нестабильность налогового законодательства. Важнейшей из них является высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования.

     Четвертая глава была посвящена необходимости  дальнейшего совершенствования налоговой системы Республики Беларусь посредством, во-первых, ликвидации практики формирования профицита консолидированного бюджета, а, во-вторых, снижения общего уровня централизации доходов бюджета как за счёт отмены неэффективных (инфляционных) фискальных платежей, так и путём предоставления налоговых льгот и освобождений (включая снижение налоговых ставок) приоритетным отраслям и сферам национальной экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ

1. Василевская Т.И. Оценка налоговой системы Республики Беларусь/ Василевская Т.И.// Белорусская газета. – 2000. – 3апреля. – С. 8 – 12.

2. Заяц  Н.Е. [и др.] Налоги и налогообложение: учебник / под.общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 420 с.

3. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республики, 1992. – 720с.

4. Нечаева Т. Г. Совершенствование механизма налогообложения субъектов хозяйствования в Республике Беларусь / Т.Г.Нечаева // Бухгалтерский учёт и анализ. – 2000.- № 6.- С. 16-20.

5. Новикова  И.В., ясинский Ю.М. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки – 2-е издание / под. ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского// Мн: ТетраСистемс, 2009. – 304 с.

6. Овсейко С.В. Избежание двойного налогообложения. – Мн.: Регистр, 2008. – 180 с.

7. Полоник  С.С. Предложения по изменению системы государственного регулирования развития Беларуси в краткосрочной перспективе / С.С.Полоник // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2002.- №7.- С. 4-9.

8. Цеханович Ю.С. Сложные вопросы исчисления НДС. – Мн.: Регистр, 2009. – 96 с.

9. Налоги. Словарь – справочник. М.: ИНФРА-М, 2000.

10.  О  состоянии и перспективах развития  науки в Республике Беларусь  по итогам 2006 года: Аналитический  доклад / А.Н.Коршунов и др. Минск:  ГУ «БелИСА», 2007.

11.  Проекты  бюджетов Республики Беларусь 2004-2009 гг.

12.  http://www.nalog.by. (Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь)

13.  http://www.worldbank.org. (Официальный сайт Всемирного банка)

Информация о работе Налоговая система:теоритические аспекты