Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа
Тема курсовой работы «Налоговая система Республики Беларусь и путь ее совершенствования» выбрана не случайно. Налоги являются необходимым инструментом экономических отношений в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направления ее совершенствования.
Введение..................................................................................................................... 3
1. Налоговая система: теоритические аспекты………………………………....... 4
1.1 Сущность понятий налога и налоговой системы………………………… 4
1.2 Функции и классификация налогов…………………………………… …. 4
2. Налоговая система Республики Беларусь……………………………………... 7
2.1 Налоговая система на современном этапе………………………………... 7
2.2 Характеристика основных видов налоговых платежей, взимаемых на территории Республики Беларусь………………………………………………. . 11
2.2.1 Подоходный налог с физических лиц……………………………. 14
2.2.2 Налог на прибыль и доходы………………………………………. 16
2.2.3 Налог на добавленную стоимость………………………………… 18
2.2.4 Акцизы……………………………………………………………… 20
2.2.5 Налог на недвижимость…………………………………………… 22
3. Ключевые проблемы развития национальной налоговой системы……….... 24
4. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……… 28
Заключение……………………………………………………………………….. 31
Список источников……………………………………………………………….. 33
Приложения………………………………………………………………………. 34
Эти
мероприятия позволили реально
сократить общую налоговую
В 2007 г. налоговая нагрузка на экономику страны с учетом отчислений в Фонд соцзащиты населения (далее ФСЗН) достигла 47,3% к ВВП, тогда как в предыдущем году этот показатель составил 45,7%. То есть и по сравнению с 2006 г. рост — 1,6 процентных пункта. Без учета отчислений в ФСЗН уровень налоговых изъятий из ВВП в 2007 г. равен 35,6%, тогда как в предыдущем — 34%.
Увеличение налогового бремени объясняется опережающим ростом налоговых доходов (темп роста в сопоставимых ценах к уровню 2006 г. — 113,4%) по отношению к росту ВВП (темп роста — 108,2%). При этом наибольший удельный вес в ВВП по-прежнему имеют косвенные налоги, доля которых составила 16,5% в ВВП. Тем не менее, удельный вес косвенных платежей в прошлом году снизился по сравнению с предыдущим на 1,3 п.п.
Причина такого снижения - отставание темпов роста поступлений косвенных налогов (100,7%) от динамики ВВП. Традиционно наибольший удельный вес в ВВП занимает НДС, на который приходится 54,6% всех поступлений косвенных налогов. В результате увеличения экспорта, по которому применяется нулевая ставка НДС, удельный вес НДС в ВВП снизился на 0,3 п.п. и составил 9%.
Сократилась также и доля акцизов до 3,2%. Это связано со снижением поступлений акцизов на автомобильное топливо из-за сокращения объемов импорта нефтепродуктов.
Удельный вес в ВВП платежей из выручки от реализации снизился с 3,7% в 2006 г. до 3,1% в 2007 г. Уменьшение поступлений произошло, прежде всего, за счет освобождения от этих платежей субъектов предпринимательства в малых и средних городах.
Одна
из новых тенденций для
Примерно 80% прямых налогов занимают налоги на прибыль и доходы и подоходный налог. По сравнению с 2006 г. их поступление выросло почти на 9%, а удельный вес в ВВП — на 0,1 п.п. и достиг 7,4%. Повышение значимости прямых налогов в значительной мере обусловлено положительной динамикой прибыли субъектов хозяйствования и денежных доходов населения
Удельный
вес смешанных налогов
Еще
одна из тенденций — существенный
рост доли прочих налоговых доходов,
сборов, пошлин. К ним относятся
доходы от внешнеэкономической
Такие значительные изменения объясняются ростом в 2,7 раза доходов от ВЭД, которые среди прочих налоговых доходов занимают 95%. При этом удельный вес доходов от ВЭД в ВВП возрос с 2,6% в 2006 г. до 6,5% в 2007 г. в основном за счет таможенных пошлин, прежде всего — на нефть и нефтепродукты, которые были подняты до уровня российских.
Без учета поступлений от ВЭД величина налогового давления на экономику с учетом отчислений в ФСЗН составила 40,8%, что на 2,3 п.п. ниже уровня 2006 г. Что касается отчислений в ФСЗН, то они остались неизменными и их доля равна 11,7%.
В 2008 году налоговая нагрузка снижена на 1%, что высвободило Br1 трлн. По прогнозу Минфина, в 2009 году снижение налоговой нагрузки на 1,2% к ВВП позволит оставить на развитие экономики Br1,4 трлн. [12].
(См. Приложение №1) Оценивая эффективность мероприятий в области налогообложения по основному показателю – уровню налоговой нагрузки на экономику, можно отметить, что его снижение идёт медленными темпами. В частности, существенное сокращение в 2004 г. налоговых ставок по НДС, оборотным налогам и местным целевым сборам, уплачиваемым за счёт прибыли, не привело к снижению налоговой нагрузки на 1,3% к ВВП (прогнозный показатель). По сравнению с 2003 г. она уменьшилась незначительно – на 0,3% к ВВП, а по сравнению с 2004 г.- только на 0,1% к ВВП. В 2006 г. фактическая налоговая нагрузка снизилась на 1% к ВВП (при прогнозе 2,9% к ВВП), а в 2007 г. налоговая нагрузка увеличилась на 1,6% по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, изменяющееся налоговое законодательство вызывает нестабильность налоговой системы [11, с.25-27].
Анализ налоговых платежей населения показал, что темп их роста в сопоставимых ценах по физическим лицам существенно выше, чем по юридическим лицам. В 2006 г. он составил 137 и 110,9% соответственно [11, с.28].
Среднегодовой прирост ВВП в 2000-2007 гг. держался на уровне 8%, а налоговые поступления составили около 12,0% (См. Приложение №2). Взаимозависимость темпов роста ВВП и налогов бюджета позволяет сделать вывод об эластичности национальной налоговой системы и, как следствие, её фискальной эффективности. В то же время снижение фискального бремени до 40% за счёт стимулирования инвестиций, сбережений населения, инноваций, а также приоритетных отраслей национальной экономики не только обеспечит их рост, но и придаст новый импульс развитию национальной экономики в целом.
Основные особенности функционирования налоговой системы Республики Беларусь:
Таким образом, в основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы налогообложения: однократность обложения, оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам - объектам налогообложения, четкая классификация налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня и др.
2.2 Характеристика основных видов налоговых платежей, взимаемых на территории Республики Беларусь.
На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Республиканские налоги могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».
В
некоторых случаях суммы
Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.
Порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный год. При этом определяются их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия их применения.
В
настоящее время местные органы
власти вправе вводить на территориях
своих административно-
налог с продаж товаров в розничной торговле; налог на услуги; целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)); сборы с пользователей (за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах; за владение собаками или использование их в предпринимательской деятельности); сбор с пользователей; курортный сбор.
Обязательность введения местными органами власти указанных налогов и сборов Налоговым кодексом не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решён органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно.
Налоговый кодекс определяет основные правовые рамки введения и применения таких платежей путём регламентации состава плательщиков местных налогов и сборов, их объектов налогообложения и налоговой базы с одновременным ограничением уровня налогового изъятия посредством установления предельного размера налоговых ставок.
При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь и законом о бюджете определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, при введении сборов с пользователей определяют налоговую базу.
Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые льготы по местным налогам и сборам.
В Республике Беларусь для отдельных категорий плательщиков предусмотрены специальные режимы налогообложения, применение которых заменяет собой уплату ряда основных налоговых платежей. К ним относятся:
• единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
• единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
• единый налог при упрощенной системе налогообложения;
• налог на игорный бизнес;
• налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
• налогообложение доходов, полученных в отдельных сферах деятельности;
• налогообложение резидентов свободных экономических зон.
В
2008 г. 80% налоговых поступлений
Основой формирования бюджета Республики Беларусь являются крупные плательщики. Реальные цифры таковы: 183 таких плательщиков в 2008г. обеспечили 41% всех поступлений. В сравнении с 2007г. налоги от данной категории плательщиков увеличились более чем на 6%.
64%
поступлений в бюджет
По организациям негосударственной формы в 2008г. сложилась положительная динамика. Темп роста поступлений от данного сектора экономики составил 110,6%, а его доля в общей сумме поступлений возросла и достигла 32% [12].
2.2.1 Подоходный налог с физических лиц
Особая роль в системе налогообложения физических лиц отводится подоходному налогу. В консолидированном бюджете 2006 года он составил 6,5%, или 3,1% к ВВП. На 2008 год его доля в доходах бюджета определена на уровне 6,8%, или 3,03% к ВВП [2, с.219-220].
Как и другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого государство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой – формирует доходную часть бюджета.