Налоговое администрирование и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического обоснования структурно-функциональных составляющих механизма налогового администрирования, выявить его роль в развитии налоговых отношений и направления дальнейшего совершенствования.
Выбор цели исследования предопределил необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
- определение понятия налогового администрирования, его сущности и основных характеристик;
- характеристика форм и методов налогового администрирования, их развитие;
- рассмотрение структуры органов управления налогового администрирования, их взаимосвязь и функционирование;
- анализ зарубежного опыта налогового администрирования, на примере США и Германии;
- анализ критериев эффективности налогового администрирования и определение путей его совершенствования в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Налоговое администрирование1.docx

— 76.60 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Налоговое администрирование — это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью обшей теории и практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Таким образом, понятие налоговое администрирование раскрывается с двух сторон. 

Во-первых, это система органов  управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение  прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу.

Во-вторых, это совокупность норм и  правил, регламентирующих налоговые  действия и конкретную налоговую  технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Актуальность исследования. Налоговое администрирование — наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность. С другой стороны, успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике, например,  способствует улучшению инвестиционного климата.

Таким образом, максимизация общественного благосостояния и  обеспечение устойчивых темпов экономического роста во многом зависят от того, насколько адекватны институциональные  изменения налоговых отношений  и механизмы их реализации потребностям общества, что определяет актуальность углубления теории, методологии и методического обеспечения процедур налогового администрирования.

Сложность и актуальность научной проблемы, наличие нерешенных вопросов методологии, теории и практики налогового администрирования обусловили выбор темы курсовой работы, постановку ее цели и задач.

Цель курсовой работы состоит  в том, чтобы на основе теоретико-методологического  обоснования структурно-функциональных составляющих механизма налогового администрирования, выявить его  роль в развитии  налоговых отношений  и направления дальнейшего совершенствования.

Выбор цели исследования предопределил  необходимость постановки и решения  следующих взаимосвязанных задач:

- определение понятия  налогового администрирования, его  сущности и основных характеристик;

- характеристика форм  и методов налогового администрирования,  их развитие;

- рассмотрение структуры  органов управления налогового  администрирования, их взаимосвязь  и функционирование;

- анализ зарубежного опыта  налогового администрирования, на  примере США и Германии;

- анализ критериев эффективности  налогового администрирования и  определение путей его совершенствования  в РФ.

Объектом исследования является налоговое администрирование, как  основа повышения собираемости налогов.

Предмет исследования - сущность, содержание и практика налогового администрирования  на современном этапе экономического развития России.

Теоретико-методологическая основа и информационная база работы состоят из существенных положений, содержащихся в публикациях в  печати специалистов-практиков, из законодательных  актов и нормативных документов, трудов российских экономистов и  ученых, исследующих проблемы по изучаемой  теме, статистических данных ФНС,  информационных ресурсов глобальной сети Интернет.

 

 

 

 

 

1.Налоговое  администрирование как основное  направление деятельности налоговых  органов: понятие, сущность и основные характеристики

 

 

Налоговое администрирование  – категория сложная и многоплановая. Ее можно представить в нескольких аспектах, основными из которых являются:

1) юридический

2) управленческий

3) финансовый

Налоговое администрирование  в юридическом аспекте есть деятельность органов власти по поводу контроля за исполнение налогового законодательства и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Налоговое администрирование в управленческом аспекте представляет собой процесс управления, связанный с осуществлением налогового контроля. Налоговое администрирование в финансовом аспекте – это деятельность государственных органов власти по обеспечению полноты сбора налоговых платежей в государственный бюджет. Таким образом, объединив все аспекты, можно определить, что налоговое администрирование есть целенаправленные действия государственных уполномоченных органов по управлению налоговым процессом в рамках существующей государственной финансово-экономической политики между участниками налоговых правоотношений, включающими функции по сбору налогов, налоговому контролю и привлечению к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, учета и работы с налогоплательщиками.1

В России термин «налоговое администрирование» был внесен в  теорию и методологию налоговых  отношений с переходом на рыночную экономику. В настоящее время  он нашел широкое применение в научных работах, выступлениях российских ученых, должностных лиц и политических деятелей. В российской теории и практике имеют место два подхода к определению дефиниции «налоговое администрирование».

Представители первого подхода  рассматривают налоговое администрирование  как целенаправленную плановую комплексную  управленческую деятельность системы  уполномоченных органов, организаций  и их должностных лиц по организации  применения законодательства о налогах  и сборах, осуществлению контроля за его соблюдением, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов и сборов, проведению мероприятий, направленных на оптимизацию управленческих процессов, а также по обеспечению выполнения налогоплательщиками возложенных на них обязательств.

Так, по мнению Л.Я. Абрамчик, налоговое администрирование можно  рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой  сфере. При этом в узком смысле налоговое администрирование автор  определяет как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных  лиц, обеспечивающую своевременную  и полную уплату налогоплательщиками  в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей.2

Более широкое определение  налогового администрирования дают Пономарев А.И., Игнатова Т.В. По их мнению налоговое администрирование -это  приведение процесса взимания налогов  и возникающих отношений и  связей между представителями налоговых  органов и налогоплательщиков в  соответствии с изменившимися производственными  отношениями и формами хозяйствования.3

В рамках второго подхода  налоговое администрирование рассматривается  как повседневная деятельность налоговых  органов и их должностных лиц, обеспечивающая своевременную и  полную уплату налогоплательщиками  в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей. Таким образом, одни исследователи дают максимально детализированную дефиницию, тогда как другие придают налоговому  администрированию более широкий смысл.

Однако ни в Налоговом  Кодексе РФ (далее НК РФ), ни в других законодательных актах, регулирующих налоговые отношения легального толкования научного понятия, которое  выражается данным термином, не существует. В условиях реформирования экономики  России, когда совершенствованию  налогового администрирования со стороны  государства придается значение одного из основных направлений развития налоговых отношений, вопрос толкования терминологии, используемой в процессе постановки цели и задач, является одним  из приоритетных.

Впервые вопрос о налоговом  администрировании, как основной цели налоговой политики на ближайшую  перспективу был затронут в бюджетном  послании на 2004 г., где говорится о совершенствовании налогового администрирования как первоочередной цели налоговой политики РФ.

Таким образом налоговое администрирование осуществляется в целях реализации государственной налоговой политики, эффективного использования различных методов, форм и инструментов налогового планирования и  регулирования, осуществления контроля  в сфере налогов и сборов, обеспечения плановых налоговых доходов бюджета, укрепления налоговой дисциплины.4

К признакам налогового администрирования как деятельности уполномоченных органов могут быть отнесены: целевой характер деятельности уполномоченных органов, проявляющийся в обеспечении достижения целей, определенных государственной налоговой политикой и установленных законодательством о налогах и сборах; регламентированный характер деятельности, выраженный в наличии процессуальных и процедурных норм;  подзаконность деятельности, так как она осуществляется на основании и во исполнение законодательных норм в целях реализации требований закона;  регулярный характер деятельности;  вторичный характер по отношению к законодательной деятельности; наличие административно-властных полномочий у уполномоченных органов; осуществление контроля за деятельностью администрируемых лиц.5

Основными принципами налогового администрирования являются:

1. Принцип законности. Данный  принцип означает, что налоговое  администрирование, являясь подсистемой  управления налоговой системы,  должно подчиняться в своей  деятельности установленному налоговому  и финансовому законодательству  страны. Контрольные мероприятия,  проводимые в рамках налогового  администрирования, должны проводится  исключительно в установленных  законом правилах.

2. Принцип объективности.  При проведении мероприятий налогового  администрирования со стороны  налоговых органов как субъекта  налогового администрирования, обладающего,  несомненно, властными полномочиями, требуется обеспечение неприменения  дискриминационных мер, предвзятости  в отношении налогоплательщиков, уважения чести и достоинства,  обеспечение прав налогоплательщиков.

3. Принцип единства. Предполагает  единство применяемых приемов,  методов и инструментов налогового  администрирования на всей территории  РФ.

4. Принцип эффективности.  Результаты налогового администрирования  в абсолютной денежной и относительной  оценке (например, собираемость налогов  в бюджет) должны быть выше  затрат на его проведение.

Задачами налогового администрирования на макроуровне  является:

- анализ макроэкономических  процессов налогообложения и  выработка исходных данных для  прогнозирования их развития,

- оценка отклонений фактических  значений макропоказателей от  прогнозируемых, выявление причин  их появления,

- детальная (для ввода  в действие в ближайшей перспективе)  и концептуальная (на дальнейшую  перспективу-до завершающей стадии  переходного периода) разработка  налогового законодательства.

Задачами налогового администрирования на микроуровне  является:

- ввод в действие принимаемых  налоговых законов,

- обеспечение повседневной  деятельности налоговых органов  по мобилизации налогов и сборов, разработка и реализация организационных  мероприятий, повышающих эффективность  функционирования налоговых органов.  При этом критерием эффективности  НА следует считать обеспечение  мобилизации налогов и сборов  в объемах, отвечающих научно  обоснованным на весь переходный  период уровням налоговой нагрузки, при минимизации соответствующих  затрат на функционирование налоговой  системы.

Современная система  налогового администрирования должна выполнять несколько задач:

1)    повышение уровня  собираемости налогов;

2)    создание справедливой  прозрачной системы НА, которое  помимо прочего предусматривает  также сокращение издержек налогоплательщика  на выполнение требований налогового  законодательства и создание  для него максимально удобных  условий по уплате налогов;

3)    Обеспечение  справедливых и равных условий  налогообложения для юридических  лиц, работающих в одной сфере  хозяйственной деятельности.

Обобщая научное исследование теоретических и методологических основ, можно выделить следующие качественные характеристики налогового администрирования:

- обеспечение взаимосвязи  фундаментальных общественных наук  и активное восприятие достижений экономической и финансовой науки;

- правовая обоснованность  и инициативность в совершенствовании

законодательно-нормативной  базы;

- управление процессом  налогообложения;

- содействие поступлению  налогов в бюджет;

- контроль за своевременностью  и полнотой уплаты налогов;

Информация о работе Налоговое администрирование и пути его совершенствования