Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического обоснования структурно-функциональных составляющих механизма налогового администрирования, выявить его роль в развитии налоговых отношений и направления дальнейшего совершенствования.
Выбор цели исследования предопределил необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
- определение понятия налогового администрирования, его сущности и основных характеристик;
- характеристика форм и методов налогового администрирования, их развитие;
- рассмотрение структуры органов управления налогового администрирования, их взаимосвязь и функционирование;
- анализ зарубежного опыта налогового администрирования, на примере США и Германии;
- анализ критериев эффективности налогового администрирования и определение путей его совершенствования в РФ.
Введение
Налоговое администрирование — это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью обшей теории и практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Таким образом, понятие налоговое администрирование раскрывается с двух сторон.
Во-первых, это система органов
управления (законодательные и
Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.
Актуальность исследования. Налоговое администрирование — наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность. С другой стороны, успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике, например, способствует улучшению инвестиционного климата.
Таким образом, максимизация
общественного благосостояния и
обеспечение устойчивых темпов экономического
роста во многом зависят от того,
насколько адекватны
Сложность и актуальность научной проблемы, наличие нерешенных вопросов методологии, теории и практики налогового администрирования обусловили выбор темы курсовой работы, постановку ее цели и задач.
Цель курсовой работы состоит
в том, чтобы на основе теоретико-методологического
обоснования структурно-
Выбор цели исследования предопределил
необходимость постановки и решения
следующих взаимосвязанных
- определение понятия
налогового администрирования,
- характеристика форм
и методов налогового
- рассмотрение структуры
органов управления налогового
администрирования, их
- анализ зарубежного опыта
налогового администрирования,
- анализ критериев
Объектом исследования является налоговое администрирование, как основа повышения собираемости налогов.
Предмет исследования - сущность,
содержание и практика налогового администрирования
на современном этапе
Теоретико-методологическая
основа и информационная база работы
состоят из существенных положений,
содержащихся в публикациях в
печати специалистов-практиков, из законодательных
актов и нормативных
1.Налоговое
администрирование как
Налоговое администрирование
– категория сложная и
1) юридический
2) управленческий
3) финансовый
Налоговое администрирование в юридическом аспекте есть деятельность органов власти по поводу контроля за исполнение налогового законодательства и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Налоговое администрирование в управленческом аспекте представляет собой процесс управления, связанный с осуществлением налогового контроля. Налоговое администрирование в финансовом аспекте – это деятельность государственных органов власти по обеспечению полноты сбора налоговых платежей в государственный бюджет. Таким образом, объединив все аспекты, можно определить, что налоговое администрирование есть целенаправленные действия государственных уполномоченных органов по управлению налоговым процессом в рамках существующей государственной финансово-экономической политики между участниками налоговых правоотношений, включающими функции по сбору налогов, налоговому контролю и привлечению к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, учета и работы с налогоплательщиками.1
В России термин «налоговое администрирование» был внесен в теорию и методологию налоговых отношений с переходом на рыночную экономику. В настоящее время он нашел широкое применение в научных работах, выступлениях российских ученых, должностных лиц и политических деятелей. В российской теории и практике имеют место два подхода к определению дефиниции «налоговое администрирование».
Представители первого подхода
рассматривают налоговое
Так, по мнению Л.Я. Абрамчик,
налоговое администрирование
Более широкое определение
налогового администрирования дают
Пономарев А.И., Игнатова Т.В. По их мнению
налоговое администрирование -это
приведение процесса взимания налогов
и возникающих отношений и
связей между представителями
В рамках второго подхода
налоговое администрирование
Однако ни в Налоговом Кодексе РФ (далее НК РФ), ни в других законодательных актах, регулирующих налоговые отношения легального толкования научного понятия, которое выражается данным термином, не существует. В условиях реформирования экономики России, когда совершенствованию налогового администрирования со стороны государства придается значение одного из основных направлений развития налоговых отношений, вопрос толкования терминологии, используемой в процессе постановки цели и задач, является одним из приоритетных.
Впервые вопрос о налоговом администрировании, как основной цели налоговой политики на ближайшую перспективу был затронут в бюджетном послании на 2004 г., где говорится о совершенствовании налогового администрирования как первоочередной цели налоговой политики РФ.
Таким образом налоговое администрирование осуществляется в целях реализации государственной налоговой политики, эффективного использования различных методов, форм и инструментов налогового планирования и регулирования, осуществления контроля в сфере налогов и сборов, обеспечения плановых налоговых доходов бюджета, укрепления налоговой дисциплины.4
К признакам налогового администрирования как деятельности уполномоченных органов могут быть отнесены: целевой характер деятельности уполномоченных органов, проявляющийся в обеспечении достижения целей, определенных государственной налоговой политикой и установленных законодательством о налогах и сборах; регламентированный характер деятельности, выраженный в наличии процессуальных и процедурных норм; подзаконность деятельности, так как она осуществляется на основании и во исполнение законодательных норм в целях реализации требований закона; регулярный характер деятельности; вторичный характер по отношению к законодательной деятельности; наличие административно-властных полномочий у уполномоченных органов; осуществление контроля за деятельностью администрируемых лиц.5
Основными принципами налогового администрирования являются:
1. Принцип законности. Данный
принцип означает, что налоговое
администрирование, являясь
2. Принцип объективности.
При проведении мероприятий
3. Принцип единства. Предполагает
единство применяемых приемов,
методов и инструментов
4. Принцип эффективности.
Результаты налогового
Задачами налогового администрирования на макроуровне является:
- анализ макроэкономических процессов налогообложения и выработка исходных данных для прогнозирования их развития,
- оценка отклонений фактических значений макропоказателей от прогнозируемых, выявление причин их появления,
- детальная (для ввода
в действие в ближайшей
Задачами налогового администрирования на микроуровне является:
- ввод в действие принимаемых налоговых законов,
- обеспечение повседневной
деятельности налоговых
Современная система налогового администрирования должна выполнять несколько задач:
1) повышение уровня собираемости налогов;
2) создание справедливой
прозрачной системы НА, которое
помимо прочего
3) Обеспечение
справедливых и равных условий
налогообложения для
Обобщая научное исследование
теоретических и
- обеспечение взаимосвязи
фундаментальных общественных
- правовая обоснованность
и инициативность в
законодательно-нормативной базы;
- управление процессом налогообложения;
- содействие поступлению налогов в бюджет;
- контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов;
Информация о работе Налоговое администрирование и пути его совершенствования