Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического обоснования структурно-функциональных составляющих механизма налогового администрирования, выявить его роль в развитии налоговых отношений и направления дальнейшего совершенствования.
Выбор цели исследования предопределил необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
- определение понятия налогового администрирования, его сущности и основных характеристик;
- характеристика форм и методов налогового администрирования, их развитие;
- рассмотрение структуры органов управления налогового администрирования, их взаимосвязь и функционирование;
- анализ зарубежного опыта налогового администрирования, на примере США и Германии;
- анализ критериев эффективности налогового администрирования и определение путей его совершенствования в РФ.
-прогнозирование налоговых поступлений;
- участие в межбюджетных
отношениях и социальных
информационность;
- строгая регламентация
и документарность
обобщение отечественного и
зарубежного опыта
- совершенствование
Таким образом, налоговое администрирование достаточно объемный процесс по внутреннему экономическому содержанию, внешним формам взаимодействия, условиям организации, субъектам и объектам самого процесса администрирования, совокупности решаемых задач, целевым параметрам и значимостью результатов функционирования.6
2. Формы
и методы налогового
Налоговое администрирование - организационно-управленческая система реализации налоговых отношений. Оно включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.
Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Указанные методы не могут быть жестко разграничены, так как на практике они нередко пересекаются. Каждому из этих методов присущи свои формы способы и приемы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач.
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средствами, приёмы и способы для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных субъектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.
Налоговое планирование может
быть текущим (тактическим) и на более
отдалённую перспективу (стратегическим
или налоговым
Основная задача налогового планирования обеспечить - качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов.
На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи:
- оценивается налоговый
потенциал региона;
- утверждается бюджет по налогам;
- выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции , индексы цен;
-разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;
-определяется долевое распределение налоговых ставок, льгот и др.
В теории и практике, налогового планирования выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее.
Стратегическое планирование в системе налогового администрирования есть ни что иное, как прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования позволяет решать более конкретные задачи такие как:
-определение налоговых баз по видам налогов и сборов ;
-расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;
-оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам - налогоплательщикам , отраслям , регионам и т.д.7
Налоговое планирование включает в себя: работу по прогнозированию объемов налоговых поступлений с учетом инфляции, валютного курса, деловой активности субъектов экономической деятельности, теневой экономики и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект бюджета на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработка контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым ФНС России.
Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего, налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.
Система налогового стимулирования предполагает изменение срока
уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение
относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и
регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок – процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.
Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.
Неотъемлемой составляющей налогового регулирования и формой налогового администрирования является система санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются финансовые и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.
Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны.
Основная цель – препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.
Сущность налогового контроля можно рассматривать двояко:
1. Как функцию или элемент
государственного управления
2. Как особую деятельность
по исполнению
Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей, полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением, числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.8
Можно выделить следующие основные формы налогового администрирования при осуществлении мероприятий налогового контроля:
- регистрация и учет налогоплательщиков;
- прием и обработка отчетности;
- учет поступления налогов и начисленных сумм;
- контроль за своевременным поступлением платежей;
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки;
- реализация материалов налоговых проверок;
- контроль за реализацией
материалов проверок и уплатой
начисленных финансовых
В качестве субъектов налогового контроля выступает Федеральная налоговая служба РФ и её территориальные органы, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом РФ - таможенные органы и МВД.
Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов.
Одним из основных способов
контроля добросовестного выполнения
налогоплательщиками своих
Налоговая проверка
является важнейшим
В апреле в 2005 году в своем послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин заявил о необходимости предотвращения «налогового терроризма». Результатом законотворческой деятельности, направленной на совершенствование налогового администрирования стал вступивший в силу Федеральный закон № 137- ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 29.07.2006 г.
Изменения в часть первую НК РФ существенно ограничили возможности налоговых органов по проведению камерального налогового контроля (касающиеся прежде всего истребования документов), в связи с чем существенно возросла роль выездных налоговых проверок.9
Согласно п.1 ст.87 НК РФ, налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
- камеральные налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Выездные проверки позволяют
налоговому органу получить больше информации
о финансово-хозяйственной
В этих целях ФНС России
разработала Концепцию
В соответствии с
данной Концепцией у
Согласно ст.88 Налогового
кодекса Российской Федерации под
камеральной проверкой
В новой редакции НК РФ круг задач, решаемых в ходе камеральной налоговой проверки, значительно сужен, равно как и параметры ее проведения, ограничен и круг используемых инструментов налогового контроля, что несколько снижает их трудоемкость.
Данным видом налогового контроля, как правило, охватываются 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков.
Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового
администрирования обеспечивает результативность налоговой политики
государства.
3. Органы
управления налогового
Значение налогового администрирования в системе государственного управления во многом определено структурой субъектов налогового администрирования и принципами их действия и взаимодействия.
Одной из наиболее характерных
черт системы налогового администрирования
является множественность субъектов
его осуществляющих. Органами налогового
администрирования условно
Главные цели работы налоговых органов в сфере налогового администрирования, как уже отмечалось, включают обеспечение полного и своевременного сбора налогов и пошлин, в соответствии с законодательством и при условии правильного применения правовых положений, определяющих режим стимулирования и поощрения законопослушных налогоплательщиков и необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налоговых законов.
Информация о работе Налоговое администрирование и пути его совершенствования