Налоговое администрирование и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического обоснования структурно-функциональных составляющих механизма налогового администрирования, выявить его роль в развитии налоговых отношений и направления дальнейшего совершенствования.
Выбор цели исследования предопределил необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
- определение понятия налогового администрирования, его сущности и основных характеристик;
- характеристика форм и методов налогового администрирования, их развитие;
- рассмотрение структуры органов управления налогового администрирования, их взаимосвязь и функционирование;
- анализ зарубежного опыта налогового администрирования, на примере США и Германии;
- анализ критериев эффективности налогового администрирования и определение путей его совершенствования в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Налоговое администрирование1.docx

— 76.60 Кб (Скачать документ)

-прогнозирование налоговых поступлений;

- участие в межбюджетных  отношениях и социальных процессах;

информационность;

- строгая регламентация  и документарность осуществления;

обобщение отечественного и  зарубежного опыта налогообложения;

- совершенствование налогообложения  в направлении развития социально-экономической системы общества.

Таким образом, налоговое  администрирование достаточно объемный процесс по внутреннему экономическому содержанию, внешним формам взаимодействия, условиям организации, субъектам и объектам самого процесса администрирования, совокупности решаемых задач, целевым параметрам и значимостью результатов функционирования.6

 

 

 

2. Формы  и методы налогового администрирования

 

Налоговое администрирование - организационно-управленческая система  реализации налоговых отношений. Оно  включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления  в бюджетную систему России.

Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Указанные методы не могут быть жестко разграничены, так как на практике они нередко пересекаются. Каждому из этих методов присущи свои формы способы и приемы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средствами, приёмы и способы для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных субъектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Налоговое планирование может  быть текущим (тактическим) и на более  отдалённую перспективу (стратегическим или налоговым прогнозированием). Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов, а так же оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Основная задача налогового планирования обеспечить - качественные и количественные параметры заданий  по формированию доходной части бюджетов.

На региональном уровне в  ходе налогового планирования решаются следующие задачи:

- оценивается налоговый  потенциал региона; прогнозируются  объёмы налоговых поступлений  с учётом темпов экономического  роста региона; 

- утверждается бюджет  по налогам;

- выводятся суммы бюджетного  дефицита, уровень инфляции , индексы  цен;

-разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;

-определяется долевое распределение налоговых ставок, льгот и др.

В теории и практике, налогового планирования выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее.

Стратегическое  планирование в системе налогового администрирования есть ни что иное, как прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования позволяет решать более конкретные задачи такие как: 

-определение налоговых баз по видам налогов и сборов ;

-расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;

-оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам - налогоплательщикам , отраслям , регионам и т.д.7

Налоговое планирование включает в себя: работу по прогнозированию объемов налоговых поступлений с учетом инфляции, валютного курса, деловой активности субъектов экономической деятельности, теневой экономики и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект бюджета на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработка контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым ФНС России.

Целью налогового регулирования  является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего, налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

Система налогового стимулирования предполагает изменение срока

уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение

относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и

регулирующей. От размера  налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок – процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.

Система налоговых льгот  представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

Неотъемлемой составляющей налогового регулирования и формой налогового администрирования является система санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются финансовые и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны.

Основная цель – препятствие  уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Сущность налогового контроля можно рассматривать двояко:

1. Как функцию или элемент  государственного управления финансами и экономикой;

2. Как особую деятельность  по исполнению законодательства  по налогам и сборам.

Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей, полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением, числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.8

Можно выделить следующие  основные формы налогового администрирования  при осуществлении мероприятий  налогового контроля:

- регистрация и учет  налогоплательщиков;

- прием и обработка  отчетности;

- учет поступления налогов  и начисленных сумм;

- контроль за своевременным  поступлением платежей;

- камеральные налоговые  проверки;

- выездные налоговые проверки;

- реализация материалов  налоговых проверок;

- контроль за реализацией  материалов проверок и уплатой  начисленных финансовых санкций  и административных штрафов.

В качестве субъектов налогового контроля выступает Федеральная  налоговая служба РФ и её территориальные  органы, а также в случаях, предусмотренных  налоговым кодексом РФ - таможенные органы и МВД.

Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также  реализация налоговых отношений  между государством и плательщиками  налогов и сборов.

Одним из основных способов контроля добросовестного выполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов в бюджет является проведение налоговых проверок.

 Налоговая проверка  является важнейшим инструментом  налогового контроля, позволяющим  наиболее полно и обстоятельно  проверить правильность уплаты  налогов (сборов) и исполнение  налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством  о налогах и сборах. Длительное  время налоговые проверки были  практически нерегламентированным  мероприятием, что приводило к  массовым нарушениям со стороны  налоговых органов по отношению  к другим участникам налоговых  отношений- налогоплательщикам и  налоговым агентам. 

В апреле в 2005 году в своем  послании Федеральному собранию Президент  РФ В.В. Путин заявил о необходимости  предотвращения «налогового терроризма». Результатом законотворческой деятельности, направленной на совершенствование  налогового администрирования стал вступивший в силу Федеральный закон  № 137- ФЗ «О внесении изменений в  часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные  акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 29.07.2006 г.

Изменения в часть первую НК РФ существенно ограничили возможности  налоговых органов по проведению камерального налогового контроля (касающиеся прежде всего истребования документов), в связи с чем существенно  возросла роль выездных налоговых проверок.9

Согласно п.1 ст.87 НК РФ, налоговые  органы проводят следующие виды налоговых  проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

- камеральные налоговые  проверки;

- выездные налоговые проверки.

Выездные проверки позволяют  налоговому органу получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. При планировании и осуществлении выездных налоговых  проверок нужно уделять большое  внимание правильному и обоснованному  отбору налогоплательщиков, которые  становятся объектом таких проверок, а для их назначения в отношении  конкретного налогоплательщика  должны быть веские причины.

В этих целях ФНС России разработала Концепцию планирования выездных налоговых проверок, которая  утверждена Приказом  ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333. Ставилась задача «построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых  органов системы планирования выездных налоговых проверок»10, провозглашались двусторонняя ответственность участников налоговых отношений и повышение уровня налогового администрирования в целом.

 В соответствии с  данной Концепцией у налогоплательщиков  и налоговых органов возникла  некая общая цель- рост налоговой  дисциплины и снижение количества  и объема налоговых споров.

Согласно ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации под  камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых  деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для  исчисления и уплаты налогов, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В новой редакции НК РФ круг задач, решаемых в ходе камеральной  налоговой проверки, значительно  сужен, равно как и параметры  ее проведения, ограничен и круг используемых инструментов налогового контроля, что несколько снижает  их трудоемкость.

Данным видом налогового контроля, как правило, охватываются 100% налогоплательщиков, представивших  налоговую отчетность в налоговые  органы, в то время как выездные проверки налоговые органы имеют  возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков.

 

Оптимальное соотношение  перечисленных методов и форм налогового

администрирования обеспечивает результативность налоговой политики

государства.

 

3. Органы  управления налогового администрирования,  их структура и основные задачи

 

Значение налогового администрирования в системе государственного управления во многом определено структурой субъектов налогового администрирования и принципами их действия и взаимодействия.

Одной из наиболее характерных  черт системы  налогового администрирования  является множественность субъектов  его осуществляющих. Органами налогового администрирования условно можно  называть те государственные органы, которые наделены какими-либо властными  полномочиями в сфере налогообложения, за исключением осуществляющих сугубо правоохранительную функцию.11

Главные цели работы налоговых органов  в сфере налогового администрирования, как уже отмечалось, включают обеспечение  полного и своевременного сбора  налогов и пошлин, в соответствии с законодательством и при  условии правильного применения правовых положений, определяющих режим  стимулирования и поощрения законопослушных  налогоплательщиков и необходимого контроля и наказания в отношении  нарушителей налоговых законов.

Информация о работе Налоговое администрирование и пути его совершенствования