Налоговое администрирование и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического обоснования структурно-функциональных составляющих механизма налогового администрирования, выявить его роль в развитии налоговых отношений и направления дальнейшего совершенствования.
Выбор цели исследования предопределил необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
- определение понятия налогового администрирования, его сущности и основных характеристик;
- характеристика форм и методов налогового администрирования, их развитие;
- рассмотрение структуры органов управления налогового администрирования, их взаимосвязь и функционирование;
- анализ зарубежного опыта налогового администрирования, на примере США и Германии;
- анализ критериев эффективности налогового администрирования и определение путей его совершенствования в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Налоговое администрирование1.docx

— 76.60 Кб (Скачать документ)

Совершенствования научного подхода  требуют такие проблемы как создание методик автоматизированного проведения камеральных проверок и эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Особую значимость не только для налоговой  системы, но и для экономического развития страны в целом, имеют научно-исследовательские  работы в части оценки потенциальной  налогооблагаемой базы и прогнозов  поступления налогов, а также  последствий введения или отмены отдельных налогов и сборов,  изменения их ставок или налогооблагаемой базы. Развитие и совершенствование научного обеспечения будет проводиться на базе комплексного подхода к проведению научных исследований и использованию их результатов в практической деятельности налоговых органов.

Для обеспечения эффективной работы местного и регионального уровней  налоговых органов необходимо расширить  объем взаимодействия с соответствующими подразделениями федерального казначейства,  другими государственными органами, министерствами и ведомствами в части обмена информацией в электронном виде. В первую очередь, это касается приема сведений о платежах от подразделений федерального казначейства. Оперативный обмен этой информацией позволит существенно сократить непроизводительный труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность наложения санкций на налогоплательщиков за просрочку платежей. Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти, министерствами и ведомствами, позволит оперативно получать и использовать в аналитической работе налоговых органов косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимые для контроля налогооблагаемой базы. В настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, и у налоговых органов не хватает ресурсов для ее перевода в электронную форму с целью дальнейшего использования в автоматизированном режиме.  Важным элементом информационного взаимодействия является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость путем нарушения  законодательства о налогах и сборах при осуществлении экспортно-импортных операций.

Для обеспечения эффективного контроля за правильностью начисления и полнотой уплаты НДС - как одного из основных бюджетообразующих налогов, а также  обеспечения комплексной оценки экономических отношений между  предприятиями предусматривается  введение электронной обработки  счетов-фактур. Введение электронного учета счетов-фактур позволит существенно  уменьшить возможности ухода  от уплаты этого налога за счет занижения  налогооблагаемой базы и необоснованного  требования вычетов и возмещения сумм налога, уплаченных по фиктивным  и поддельным счетам-фактурам без  реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг).  Это также обеспечит эффективность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и позволит выявить налоговые правонарушения, связанные с другими налогами, уплачиваемыми от выручки.

Работа по повышению эффективности  налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства  в лице налоговых органов, с тем  чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного  воздействия, с другой - сохранить  за налоговыми органами достаточные  полномочия по контролю за соблюдением  законодательства.20

Это положение полностью  согласуется с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. В указанном документе подчеркивается, что «совершенствование налогового администрирования не исчерпывается изменениями законодательства,... требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, появления реальной ответственности налоговых органов за принимаемые решения. Даже при самом передовом законодательстве налоговое администрирование будет далеко от эффективного, если основной задачей налогового органа будет пополнение бюджета любой ценой, при том, что ответственность за окончательное решение вопросов о правомерности доначисления налогов по результатам проверок перекладывается на судебную систему, а издержки налогоплательщиков, связанные с таким администрированием, не принимаются во внимание»

Главной задачей построения современной налоговой системы  является гармонизация налогового администрирования — реализация системы налоговых отношений, обеспечивающей долгосрочный и устойчивый баланс интересов государства и налогоплательщиков.21Основой эффективной работы налоговой системы должна стать сознательная готовность большинства населения страны к добровольному выполнению налогового законодательства, в каком бы качестве гражданин не выступал — предпринимателя, наемного управляющего или налогоплательщика — физического лица.

Мировой опыт убедительно  свидетельствует, что формирование налоговой сознательности и культуры зависит прежде всего от того, насколько  беспристрастной, профессиональной и  эффективной считает общественность национальную налоговую службу.

Поэтому стратегической целью  совершенствования единой системы налоговых органов России может являться создание благоприятных предпосылок для повышения эффективности экономики и укрепления доходной части бюджета на основе формирования справедливой, ясной, стабильной, прозрачной и предсказуемой налоговой системы.

 

 

 

 

Заключение

 

В сложившихся условиях необходимым  условием функционирования налоговой  системы выступает эффективная  система налогового администрирования, значимость которого вытекает из того, что оно является  составной  частью процесса управления налоговыми отношениями между государством и бизнесом.

Понятие налоговое администрирование может быть раскрыто с двух сторон: 

-во-первых, это система органов управления (законодательные и административные налоговые органы).

-во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Целью налогового администрирования является достижение оптимального соотношения фискальной и распределительной функций налогов в экономике страны при оптимальных затратах на его осуществление. В процессе его осуществления должен гармонично сочетаться весь спектр методов управления: налоговое планирование, учет и отчетность, налоговый контроль, налоговое регулирование.

Указанные методы не могут  быть жестко разграничены, так как  на практике они нередко пересекаются. Каждому из этих методов присущи свои формы способы и приемы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач.

Можно сделать вывод о  том, то система органов, осуществляющих регулирование налоговых отношений  в Российской Федерации, может быть охарактеризована как совокупность взаимодействующих на основании  специальных нормативных правовых актов и межведомственных соглашений элементов. Совершенствование правового  регулирования такого взаимодействия может соответственно обеспечить повышение  эффективности и качества процесса налогового администрирования.

В настоящее время для  совершенствования налогового администрирования наиболее важными является решение следующих вопросов: выработка и законодательное закрепление определения дефиниции «налоговое администрирование», что позволит снизить риски в судебной и налоговой практике; повышение эффективности налогового планирования и прогнозирования; обеспечение роста результативности  налоговых проверок, как основного инструмента налогового администрирования, путем улучшения качества аналитической работы; создание полной организационно-технологической модели деятельности налоговых органов; модернизация системы учета налогоплательщиков и построение общегосударственной системы регистрации юридических лиц; совершенствование системы учета платежей; централизация информации и обработки данных в налоговой системе; применение современных подходов к проектированию крупномасштабных автоматизированных информационных систем.

Работа по повышению эффективности  налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства  в лице налоговых органов, с тем  чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного  воздействия, с другой - сохранить  за налоговыми органами достаточные  полномочия по контролю за соблюдением  законодательства.

Необходимо отметить, что  Федеральная налоговая служба является одним из передовых органов федеральной  исполнительной власти России, осуществляющих практически все необходимые  мероприятия, предусмотренные административной реформой. Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сложилась достаточно стройная система органов государственной власти, осуществляющих конкретные функции налогового администрирования.

 В то же время  остаются множество проблем и  нерешенных вопросов, продолжающих  вызывать споры налогоплательщиков  и налоговых органов, которые  далеко не всегда разрешаются  однозначно, в том числе и судебных  инстанциях. Безусловно, данное обстоятельство  является значительным сдерживающим  фактором для качественного улучшения  налогового администрирования и  контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1.Налоговый Кодекс РФ. Части 1 и 2. //КонсультантПлюс

2.Федеральный закон № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК HA и в отдельные законодательные акты HA в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 29.07.2006 г.

3.Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. 2007. N 6, С. 19

4.Алехин С.Н. О развитии налогового администрирования в РФ// Финансы и кредит, № 33(465), 2011, С.45

5.Генгина А.В. Как оценить работу налогового инспектора, или Каждому – по труду//Налоговая политика и практика № 10(94), 2010, С.35

6.Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009, С. 151

7.Денишенко М.Н.Содержание налогового администрирования, его формы и методы// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2006, №1, стр.17, Северо-Кавказский государственный технический университет

8.Куклина Т.В. Налоговое администрирование в РФ: сущность, принципы и основные проблемы//Сборник научных трудов. Серия «Экономика», 2009, №1, С.5

9.Мишустин М.В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования // Российский налоговый курьер № 13-14, 2010, С.15

10.Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов, под ред. В.Г. Князев, Д.Г. Черник. - М.: Закон и право, Юнити, 2005. - 191 с.

11.Найденова Т.А. Теоретические аспекты налогового администрирования//Сборник научных трудов. Серия «Экономика», 2010, № 3, стр.2-3, Сыктывкарский государственный университет

12.Осокина И.В. Актуальные вопросы налоговой реформы// Финансы и кредит, № 26(458), 2011, С.69

13.Угрюмова А.В. К вопросу о содержании понятий «налоговое администрирование» и «администрирование налога» // Вестник финансовой академии. 2008. № 4, С.13

14.Интернет-ресурсы: www.nalog.ru

1 Угрюмова А.В. К вопросу о содержании понятий «налоговое администрирование» и «администрирование налога» // Вестник финансовой академии. 2008. № 4, С.13

2 Абрамчик Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. 2007. N 6, С. 19

3 Пономарев А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2006. С. 23

4 Куклина Т.В. Налоговое администрирование в РФ: сущность, принципы и основные проблемы//Сборник научных трудов. Серия «Экономика», 2009, №1, С.5

5 Найденова Т.А. Теоретические аспекты налогового администрирования//Сборник научных трудов. Серия «Экономика», 2010, № 3, стр.2-3, Сыктывкарский государственный университет

6 Денишенко М.Н.Содержание налогового администрирования, его формы и методы// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2006, №1, стр.17, Северо-Кавказский государственный технический университет

7 Налоговое администрирование: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение» / О.А. Миронова, Ф.Ф. Ханафеев, - Москва 2008

8 Денишенко М.Н.Содержание налогового администрирования, его формы и методы// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2006, №1, стр.28, Северо-Кавказский государственный технический университет

9 Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития системы налогового контроля// Финансы №10, 2011 С.34

10 Концепция планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333

11 Кучеров И.И. Налоговое право России. Учебник. - М.: ЦентрЮрИнфор, 2009.

12 Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009, С. 151

13 Постатейный комментарий к Закону РФ «О налоговых органах Российской Федерации» / Под общ ред. Ялбулганова А.А. -  М.: Городец, 2008, С.7

14 Кучеров И.И. Налоговое право России. Учебник. - М.: ЦентрЮрИнфор, 2009.

15Мишустин М.В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования // Российский налоговый курьер № 13-14, 2010, С.15

16 Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов, под ред. В.Г. Князев, Д.Г. Черник. - М.: Закон и право, Юнити, 2005. - 191 с.

17 Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009.

18 Генгина А.В. Как оценить работу налогового инспектора, или Каждому – по труду//Налоговая политика и практика № 10(94), 2010, С.35

19 Генгина А.В. Как оценить работу налогового инспектора, или Каждому – по труду//Налоговая политика и практика , № 10(94), 2010, С.37

Информация о работе Налоговое администрирование и пути его совершенствования