Налоговое администрирование и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического обоснования структурно-функциональных составляющих механизма налогового администрирования, выявить его роль в развитии налоговых отношений и направления дальнейшего совершенствования.
Выбор цели исследования предопределил необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
- определение понятия налогового администрирования, его сущности и основных характеристик;
- характеристика форм и методов налогового администрирования, их развитие;
- рассмотрение структуры органов управления налогового администрирования, их взаимосвязь и функционирование;
- анализ зарубежного опыта налогового администрирования, на примере США и Германии;
- анализ критериев эффективности налогового администрирования и определение путей его совершенствования в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Налоговое администрирование1.docx

— 76.60 Кб (Скачать документ)

Поскольку субъекты налогового администрирования представляют собой  специализированную управленческую систему, реализующую налоговую политику, то, по сути, они осуществляют государственно-управленческую деятельность. Состав и объем полномочий субъектов налогового администрирования  при этом определяются задачами системы  налогового администрирования.12

Основной задачей органов  налогового администрирования является создание эффективной системы налогообложения, а также обеспечение должного уровня исполнительности налогоплательщиков. Среди них выделяются: органы, отвечающие за осуществление налоговой политики; органы, непосредственно взимающие  налоги и сборы, а также контролирующие их уплату; органы, обладающие отдельными полномочиями в налоговой сфере.

Анализ действующего законодательства и методов налогового администрирования  позволяет отнести к органам  налогового администрирования: финансовые органы,  налоговые органы,  таможенные органы.

Основным звеном - администратором  налоговых правоотношений со стороны  государства являются налоговые  органы, «осуществляющие контроль за соблюдением законодательства, регулирующего налоговые отношения».13

В соответствии со статьей 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную  систему входят федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области  налогов и сборов, и его территориальные  органы - Федеральная налоговая служба.

Исходя из административного  и национально-территориального деления, принятым в Российской Федерации, систему  налоговых органов в России можно  представить в виде следующих  звеньев:

1)  центрального  аппарата ФНС России;

2)  межрегиональных  инспекций ФНС России;

3)  территориальных  налоговых органов.

Во главе Федеральной налоговой службы находится Руководитель ФНС России, который имеет семь заместителей. В составе центрального аппарата имеется девять управлений: Аналитическое управление, Контрольное управление, Управление налогообложения, Административное управление, Управление обеспечения, Управление информатизации, Правовое управление, Управление по обеспечению процедур банкротства и Управление досудебного аудита.

В состав межрегиональных  инспекций ФНС России входят семь инспекций по федеральным округам (МРИ по Центральному ФО, по Северо-Западному  ФО, по Южному ФО, по Приволжскому ФО, по Уральскому ФО, по Сибирскому ФО и по Дальневосточному ФО), Межрегиональная  инспекция ФНС по централизованной обработке данных и десять МРИ  по крупнейшим налогоплательщикам (в сфере нефтегазовой промышленности, металлургии, оборонной промышленности,  связи, банковской деятельности). (Приложение 1)

В результате компьютеризации  налоговых органов, применения других средств информатизации стала возможной  типовая структура налоговой  инспекции, в которой внутренние подразделения формируются исходя из их специализации на конкретных видах налоговой работы, т.е. по функциональному  принципу.

Типовая структура устанавливает  единые принципы и требования к организации  внутреннего устройства инспекции  независимо от ее местонахождения, устраняет  дублирование в работе отдельных  инспекторов, в итоге уменьшается  нагрузка на одного налогового инспектора, определяемая числом налогоплательщиков. Это позволяет укрупнить инспекции  и сократить их количество.

В соответствии с п. 6 статьи 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, являются также  финансовые органы.

Регулятивная деятельность финансовых органов при решении  задачи повышения собираемости налогов  направлена на ликвидацию пробелов, создающих  возможности ухода от налогообложения, снижение рисков, связанных с неоднозначной  трактовкой налогового законодательства, четкое разграничение правомерной  практики налоговой оптимизации  от случаев противоправного уклонения  от уплаты налогов, упрощение процедуры  государственной регистрации организаций  и индивидуальных предпринимателей.

Следующим субъектом налогового администрирования выступают таможенные органы. В соответствии со статьей 401 ТК РФ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В соответствии со статьей 402 ТК РФ таможенными  органами являются: 1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного  дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.

Здесь необходимо отметить, что таможенные органы к налоговым  органам не относятся. Однако Федеральная  таможенная служба и ее территориальные  органы наделены полномочиями налоговых  органов при осуществлении контроля над соблюдением налогового и  таможенного законодательства при  перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, в  том числе над правильным исчислением  и уплатой налогов (сборов) в связи  с указанным перемещением товаров. При этом должностные лица таможенных органов реализуют в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.  Соответственно, таможенные органы можно рассматривать как орган налогового администрирования.

Таким образом, в настоящее  время в Российской Федерации  сложилась достаточно стройная система  органов государственной власти, осуществляющих конкретные функции  налогового администрирования.

Необходимо отметить, что  в силу того, что в составе субъектов  налогового администрирования находится  большое количество органов государственной  власти, особую важность приобретает  принцип действенности, который  предполагает, что в своей деятельности субъекты налогового администрирования  должны четко взаимодействовать, объективно и оперативно решать поставленные задачи.

Субъекты налогового администрирования, реализуя свои полномочия, обязаны  осуществлять правоприменительную  практику, которая сопровождается разработкой  и принятием управленческих решений  в виде актов применения права, оказывать  организующее воздействие на объект управления, причем налоговая правосубъектность  ограничивается их компетенцией. В  тоже время субъекты налогового администрирования  должны быть наделены полномочиями в  области применения мер административного  принуждения и, в силу объективной  необходимости, осуществлять правотворческую  деятельность.

Безусловно, большое значение имеет взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел. Исследователи отмечают, что "общность задач, выполняемых органами внутренних дел и налоговыми органами в сфере налогов и сборов, обусловливает необходимость их взаимодействия. Прежде всего, имеется в виду обмен информацией, составляющей налоговую тайну, и материалами по фактам нарушения законодательства о налогах и сборах, а также проведение совместных проверок налогоплательщиков".14

Важным направлением является правовое взаимодействие ФНС России и Казначейства России. Их совместная работа по учету поступающих от налогоплательщиков платежей в бюджет, а также осуществление возврата по представлению налоговых органов излишне взысканных и уплаченных сумм налогов и других платежей является важным направлением налоговой политики государства.

Взаимодействие  налоговых органов с таможенными  органами при решении задач налогового администрирования, осуществляемое по трем основным направлениям (совместные контрольные мероприятия, информационное взаимодействие и разработка нормативно-правовых актов), можно признать самым результативным.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, то система органов, осуществляющих регулирование налоговых  отношений в Российской Федерации, может быть охарактеризована и как  совокупность взаимодействующих на основании специальных нормативных  правовых актов и межведомственных соглашений элементов. Совершенствование  правового регулирования такого взаимодействия может соответственно обеспечить повышение эффективности  и качества процесса налогового администрирования.15

Необходимо отметить, что  Федеральная налоговая служба является одним из передовых органов федеральной  исполнительной власти России, осуществляющих практически все необходимые  мероприятия, предусмотренные административной реформой. В то же время остаются множество проблем и нерешенных вопросов, продолжающих вызывать споры  налогоплательщиков и налоговых  органов, которые далеко не всегда разрешаются  однозначно, в том числе и судебных инстанциях. Безусловно, данное обстоятельство является значительным сдерживающим фактором для качественного улучшения  налогового администрирования и  контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Зарубежный  опыт налогового администрирования

 

Одной из важнейших задач, стоящих перед налоговыми органами, является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов занимается специальный аппарат - налоговая служба, которая существенно различается по организационной структуре и административной ответственности. Однако в большинстве стран налоговая администрация или налоговое ведомство является, как правило, составной частью министерства финансов. Вместе с тем это не исключает некоторую их автономность в осуществлении своих функций. В США и Великобритании к этому аппарату относится Служба внутренних доходов (СВД), во Франции - Главное налоговое управление (ГНУ), в Германии - Федеральное налоговое управление и налоговые управления земель и т. д.16

Рассмотрим порядок и  формы организации работы налоговых  органов на примере США и Германии.

Основными задачами налоговой службы США установлены следующие:  
Ø увеличение поступлений от мероприятий по налоговому контролю; 
Ø облегчение процедуры уплаты налогов для налогоплательщиков; 
Ø повышение качества и эффективности работы службы и более полное удовлетворение запросов клиентов.

При этом в организационном  плане система налогового администрирования  в США имеет следующие три  уровня:

- на верхнем, федеральном,  уровне - Служба  внутренних доходов  (СВД), которая осуществляет контроль  за соблюдением налогового законодательства  и сбором федеральных налогов  — подоходного налога, налога  на недвижимость, налога на дарения,  а также некоторых акцизов  (Служба внутренних доходов также  осуществляет федеральные налоговые  программы, утвержденные конгрессом);

- на среднем уровне - налоговые  службы штатов, собирающие налоги  и сборы, вводимые законодательными  собраниями штатов (эти налоги  поступают в бюджеты штатов);

- на нижнем уровне —  местные налоговые органы, которые  взимают налоги, вводимые местными  органами власти.

Организационная структура  налогового управления строится по функциональному  принципу, и состоит из следующих  основных подразделений:

  • Управление обработки налоговых деклараций
  • Управление проверки налоговых деклараций
  • Управление взыскания задолженности по налогам
  • Управление криминальных расследований
  • Управление консультирования и обслуживания налогоплательщиков
  • Управление пенсионных программ и некоммерческих организаций
  • Международный отдел, который занимается налогообложением многонациональных корпораций, иностранных компаний в США, американских компаний за границей, вопросами двойного налогообложения;
  • Управление кадров — в его компетенцию входит найм на работу, подготовка и переподготовка служащих СВД и др. вопросы.

В рамках СВД действует  десять региональных компьютерных центров, в которых аккумулируется вся  информация о налогоплательщиках. К  примеру, в Мартинсбургском компьютерном центре, обрабатывается и хранится вся информация о налогах, уплаченных юридическими и физическими лицами (140 млн. деклараций физических лиц и 60 млн. юридических лиц). СВД также  предоставляет налоговым службам  штатов информационную поддержку, участвует  в общегосударственных программах по оказанию помощи налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых  обязательств, проводит обучение сотрудников  местных и штатных налоговых  служб, участвует и в других совместных программах.

Следует подчеркнуть, что  налоговые органы в США применяют  разнообразные формы помощи для  налогоплательщика. Прежде всего, налогоплательщикам высылается комплект налоговых документов: чистая форма налоговой декларации, которую налогоплательщик представлял  в прошлом году, инструкция по ее заполнению и изменения в налоговом  законодательстве, а также информация о том, где можно получить дополнительную помощь. Налоговые декларации и другие печатные материалы, касающиеся налогообложения  можно получить также и в любой  налоговой инспекции, общественной библиотеке, а также заказать по почте.

В Германии для налоговых органов определены следующие основные направления их деятельности: - учет налогоплательщиков, -сбор,  -обработка и проверка получаемой налоговой отчетности, -расследование нарушений порядка исчисления и уплаты налогов, -информационная помощь налогоплательщикам и их консультирование, -осуществление действий по  программе досудебного разрешения споров.

Информация о работе Налоговое администрирование и пути его совершенствования