Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического обоснования структурно-функциональных составляющих механизма налогового администрирования, выявить его роль в развитии налоговых отношений и направления дальнейшего совершенствования.
Выбор цели исследования предопределил необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
- определение понятия налогового администрирования, его сущности и основных характеристик;
- характеристика форм и методов налогового администрирования, их развитие;
- рассмотрение структуры органов управления налогового администрирования, их взаимосвязь и функционирование;
- анализ зарубежного опыта налогового администрирования, на примере США и Германии;
- анализ критериев эффективности налогового администрирования и определение путей его совершенствования в РФ.
Поскольку субъекты налогового
администрирования представляют собой
специализированную управленческую систему,
реализующую налоговую
Основной задачей органов
налогового администрирования является
создание эффективной системы
Анализ действующего законодательства и методов налогового администрирования позволяет отнести к органам налогового администрирования: финансовые органы, налоговые органы, таможенные органы.
Основным звеном - администратором налоговых правоотношений со стороны государства являются налоговые органы, «осуществляющие контроль за соблюдением законодательства, регулирующего налоговые отношения».13
В соответствии со статьей 30
НК РФ налоговые органы составляют
единую централизованную систему контроля
за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет
налогов и сборов, а в случаях,
предусмотренных
Исходя из административного и национально-территориального деления, принятым в Российской Федерации, систему налоговых органов в России можно представить в виде следующих звеньев:
1) центрального аппарата ФНС России;
2) межрегиональных инспекций ФНС России;
3) территориальных налоговых органов.
Во главе Федеральной налоговой службы находится Руководитель ФНС России, который имеет семь заместителей. В составе центрального аппарата имеется девять управлений: Аналитическое управление, Контрольное управление, Управление налогообложения, Административное управление, Управление обеспечения, Управление информатизации, Правовое управление, Управление по обеспечению процедур банкротства и Управление досудебного аудита.
В состав межрегиональных инспекций ФНС России входят семь инспекций по федеральным округам (МРИ по Центральному ФО, по Северо-Западному ФО, по Южному ФО, по Приволжскому ФО, по Уральскому ФО, по Сибирскому ФО и по Дальневосточному ФО), Межрегиональная инспекция ФНС по централизованной обработке данных и десять МРИ по крупнейшим налогоплательщикам (в сфере нефтегазовой промышленности, металлургии, оборонной промышленности, связи, банковской деятельности). (Приложение 1)
В результате компьютеризации
налоговых органов, применения других
средств информатизации стала возможной
типовая структура налоговой
инспекции, в которой внутренние
подразделения формируются
Типовая структура устанавливает
единые принципы и требования к организации
внутреннего устройства инспекции
независимо от ее местонахождения, устраняет
дублирование в работе отдельных
инспекторов, в итоге уменьшается
нагрузка на одного налогового инспектора,
определяемая числом налогоплательщиков.
Это позволяет укрупнить
В соответствии с п. 6 статьи 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются также финансовые органы.
Регулятивная деятельность
финансовых органов при решении
задачи повышения собираемости налогов
направлена на ликвидацию пробелов, создающих
возможности ухода от налогообложения,
снижение рисков, связанных с неоднозначной
трактовкой налогового законодательства,
четкое разграничение правомерной
практики налоговой оптимизации
от случаев противоправного
Следующим субъектом налогового
администрирования выступают
Здесь необходимо отметить,
что таможенные органы к налоговым
органам не относятся. Однако Федеральная
таможенная служба и ее территориальные
органы наделены полномочиями налоговых
органов при осуществлении
Таким образом, в настоящее
время в Российской Федерации
сложилась достаточно стройная система
органов государственной
Необходимо отметить, что в силу того, что в составе субъектов налогового администрирования находится большое количество органов государственной власти, особую важность приобретает принцип действенности, который предполагает, что в своей деятельности субъекты налогового администрирования должны четко взаимодействовать, объективно и оперативно решать поставленные задачи.
Субъекты налогового администрирования, реализуя свои полномочия, обязаны осуществлять правоприменительную практику, которая сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права, оказывать организующее воздействие на объект управления, причем налоговая правосубъектность ограничивается их компетенцией. В тоже время субъекты налогового администрирования должны быть наделены полномочиями в области применения мер административного принуждения и, в силу объективной необходимости, осуществлять правотворческую деятельность.
Безусловно, большое значение имеет взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел. Исследователи отмечают, что "общность задач, выполняемых органами внутренних дел и налоговыми органами в сфере налогов и сборов, обусловливает необходимость их взаимодействия. Прежде всего, имеется в виду обмен информацией, составляющей налоговую тайну, и материалами по фактам нарушения законодательства о налогах и сборах, а также проведение совместных проверок налогоплательщиков".14
Важным направлением является правовое взаимодействие ФНС России и Казначейства России. Их совместная работа по учету поступающих от налогоплательщиков платежей в бюджет, а также осуществление возврата по представлению налоговых органов излишне взысканных и уплаченных сумм налогов и других платежей является важным направлением налоговой политики государства.
Взаимодействие
налоговых органов с
Таким образом, можно сделать
вывод о том, то система органов,
осуществляющих регулирование налоговых
отношений в Российской Федерации,
может быть охарактеризована и как
совокупность взаимодействующих на
основании специальных
Необходимо отметить, что
Федеральная налоговая служба является
одним из передовых органов федеральной
исполнительной власти России, осуществляющих
практически все необходимые
мероприятия, предусмотренные
4. Зарубежный
опыт налогового
Одной из важнейших задач, стоящих перед налоговыми органами, является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов занимается специальный аппарат - налоговая служба, которая существенно различается по организационной структуре и административной ответственности. Однако в большинстве стран налоговая администрация или налоговое ведомство является, как правило, составной частью министерства финансов. Вместе с тем это не исключает некоторую их автономность в осуществлении своих функций. В США и Великобритании к этому аппарату относится Служба внутренних доходов (СВД), во Франции - Главное налоговое управление (ГНУ), в Германии - Федеральное налоговое управление и налоговые управления земель и т. д.16
Рассмотрим порядок и формы организации работы налоговых органов на примере США и Германии.
Основными задачами налоговой
службы США установлены следующие:
Ø увеличение поступлений от
мероприятий по налоговому контролю;
Ø облегчение процедуры уплаты
налогов для налогоплательщиков;
Ø повышение качества и эффективности
работы службы и более полное удовлетворение
запросов клиентов.
При этом в организационном плане система налогового администрирования в США имеет следующие три уровня:
- на верхнем, федеральном,
уровне - Служба внутренних доходов
(СВД), которая осуществляет контроль
за соблюдением налогового
- на среднем уровне - налоговые
службы штатов, собирающие налоги
и сборы, вводимые
- на нижнем уровне — местные налоговые органы, которые взимают налоги, вводимые местными органами власти.
Организационная структура налогового управления строится по функциональному принципу, и состоит из следующих основных подразделений:
В рамках СВД действует
десять региональных компьютерных центров,
в которых аккумулируется вся
информация о налогоплательщиках. К
примеру, в Мартинсбургском компьютерном
центре, обрабатывается и хранится
вся информация о налогах, уплаченных
юридическими и физическими лицами
(140 млн. деклараций физических лиц и
60 млн. юридических лиц). СВД также
предоставляет налоговым
Следует подчеркнуть, что налоговые органы в США применяют разнообразные формы помощи для налогоплательщика. Прежде всего, налогоплательщикам высылается комплект налоговых документов: чистая форма налоговой декларации, которую налогоплательщик представлял в прошлом году, инструкция по ее заполнению и изменения в налоговом законодательстве, а также информация о том, где можно получить дополнительную помощь. Налоговые декларации и другие печатные материалы, касающиеся налогообложения можно получить также и в любой налоговой инспекции, общественной библиотеке, а также заказать по почте.
В Германии для налоговых органов определены следующие основные направления их деятельности: - учет налогоплательщиков, -сбор, -обработка и проверка получаемой налоговой отчетности, -расследование нарушений порядка исчисления и уплаты налогов, -информационная помощь налогоплательщикам и их консультирование, -осуществление действий по программе досудебного разрешения споров.
Информация о работе Налоговое администрирование и пути его совершенствования