Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:18, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических вопросов о порядке формирования налога на добычу полезных ископаемых, проблем администрирования; умение применить теоретические знания на практике.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
Ознакомиться с историей развития НДПИ;
Изучить основные элементы налога на добычу полезных ископаемых;
Рассмотреть проблемы администрирования НДПИ и пути их решения.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты порядка исчисления и уплаты НДПИ 5
1.1. История развития НДПИ 5
1.2. Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых 12
1.3. Проблемы администрирования НДПИ и пути их решения 20
Глава II. Практические примеры производства по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов и сборов
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения
ГОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»
Кафедра
налогов и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: налоговое администрирование
Тема: «Налоговое
администрирование НДПИ»
Выполнил: студент 21-73 гр. 4 курса
Факультет экономики
Фамилия Федченко
Имя Елена
Отчество
Сергеевна
Научный руководитель:
К.э.н., доцент
Фамилия Каратаев
Имя Алексей
Отчество
Сергеевич
Cургут
2011 г
Содержание
Введение | 3 | |
Глава I. | Теоретические аспекты порядка исчисления и уплаты НДПИ | 5 |
1.1. | История развития НДПИ | 5 |
1.2. | Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых | 12 |
1.3. | Проблемы администрирования НДПИ и пути их решения | 20 |
Глава II. | Практические примеры производства по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов и сборов | |
Заключение | 30 | |
Список литературы | 32 | |
Приложения | 35 |
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом механизме природопользования. Обязательные платежи, взимаемые государством за пользование недрами, чаще всего бывают в форме прямых или косвенных налогов, либо особых целевых платежей. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды относятся к числу важнейших научно-практических задач.
Предметом исследования является налог на добычу полезных ископаемых.
Объектом исследования является налоговое администрирование НДПИ.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических вопросов о порядке формирования налога на добычу полезных ископаемых, проблем администрирования; умение применить теоретические знания на практике.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, первая глава включает в себя три параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе «Теоретические аспекты порядка исчисления и уплаты НДПИ» рассматриваются история возникновения, основные понятия и сущность налога на добычу полезных ископаемых; проблемы его администрирования. Вторая глава является практической частью.
При
написании курсовой работы использовались
нормативно-правовые акты, учебники, лекционные
материалы, периодические издания,
статьи в интернете.
ГЛАВА
1. Теоретические аспекты порядка начисления
и уплаты НДПИ.
1.1.
История развития
налога на добычу
полезных ископаемых
В
ранее действовавшей (до введения налога
на добычу полезных ископаемых) системе
налогообложения при
Платежи за пользование недрами взимались в форме разовых взносов и/или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Регулярные платежи определялись как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливались Правительством РФ по каждому месторождению в отдельности. Окончательные размеры этих платежей уточнялись при предоставлении лицензии на пользование недрами. Кроме того, при определенных условиях недропользователям предоставлялся достаточно широкий спектр льгот в виде освобождения от уплаты вышеуказанных платежей. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы направлялись на финансирование геологоразведочных работ в районах добычи полезных ископаемых. ОВМСБ, аккумулировавшиеся в бюджетах различных уровней и передававшиеся добывающим предприятиям, использовались только по целевому назначению, а порядок их использования определялся Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливались Федеральным Собранием РФ по представлению Правительства РФ по каждому месторождению индивидуально с учетом его особенностей.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Однако существовали и такие негативные моменты, сопутствовавшие плате за пользование недрами, как возможности прямого получения (минуя бюджет) недропользователями части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, что усложняло контроль за использованием этих средств, а также неденежного исполнения обязанности по уплате платежей за пользование недрами. Реформаторы налоговой системы посчитали, что действовавший на тот момент механизм взимания и использования ОВМСБ недостаточно эффективен и не позволяет решать задачи возмещения затрат государства на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, обеспечения эффективного контроля целевого использования отчислений, оставляемых предприятиям, самостоятельно выполняющим геологоразведочные работы. Поэтому было принято решение отменить ОВМСБ. Однако действенного механизма целевого финансирования затрат на геологоразведочные работы так и не было создано.
До введения НДПИ операции по реализации добытой нефти, включая стабильный газовый конденсат, а также добытого природного газа подлежали обложению акцизами в соответствии с гл. 22 «Акцизы» НК РФ.
Действовавшее до 2002г законодательство РФ, включавшее раздел платности пользования недрами, носило рамочный характер и не давало достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами.
В рамках проводимой в России налоговой реформы для соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков (недропользователей) была подготовлена глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, которая вступила в силу 1 января 2002г в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001г №126-ФЗ. Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и акциз на нефть (последний – в связи с особым порядком исчисления НДПИ по нефти). В результате механизм налогообложения добычи полезных ископаемых, регулируемый налоговым кодексом РФ, был сведен к НДПИ и акцизу на природный газ. Одновременно в Закон «О недрах» 1999г были внесены изменения, устанавливающие с 1 января 2002г новую систему платежей за пользование недрами, включающую разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плату за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий.
Глава 26 неоднократно изменялась, дополнялась. Федеральным законом от 31 декабря 2001г №198-ФЗ были внесены изменения, касающиеся определения подлежащего налогообложению природного горючего газа и попутного газа из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений.
В законодательство внесли изменения, и с 1 января 2003 года были отменены ежемесячные авансовые платежи, а срок уплаты НДПИ установлен не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Это позволило в 2003 году казначейству своевременно распределять налог по уровням бюджетов.
С
1 января 2004г в связи с изменением
механизма налогообложения
Результатом проведенных реформ налогообложения добычи полезных ископаемых стало создание фискально-ориентированной системы налогообложения, обеспечивающей существенный рост налоговых поступлений[12].
Кроме того, введение налога на добычу полезных ископаемых позволяет в определенной мере решить проблему правильной оценки факторов ценообразования для целей налогового контроля, в том числе трансфертных цен в нефтяном секторе экономики. Дело в том, что сложившаяся система реализации нефти для дальнейшей переработки вертикально интегрированными компаниями позволяла в широких масштабах использовать трансфертные цены, которые значительно ниже рыночных, что приводило к потере доходов бюджетов всех уровней, в частности, за счет уменьшения поступлений платы за пользование недрами при нефтедобыче, размер которых напрямую зависел от уровня цен реализации. Введение налога на добычу полезных ископаемых было направлено также на решение задач экономического принуждения природопользователей к бережному и экономному использованию природных ресурсов. Поступления данного налога должны были стать основным источником для финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей природной среды. Изменение порядка налогообложения недропользования позволяет обеспечить снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что должно положительно сказываться на создании благоприятного инвестиционного климата[13].
До принятия специальной главы второй части НК РФ вопросы платности пользования природными ресурсами были включены не в законодательство о налогах и сборах, а в законодательство о природопользовании. При этом важнейшее положение налогообложения природопользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении налогов, взимаемых при пользовании природными ресурсами. При этом все важнейшие элементы налогообложения природопользования, в том числе определение объекта обложения, налоговая база, ставка налога, налоговые льготы и некоторые другие, устанавливались межведомственными инструкциями. По отдельным же платежам, например таких, как плата за пользование недрами, ставка налога регулировалась в лицензионных соглашениях, т. е. определялись органами исполнительной власти совместно с налогоплательщиком. Вместе с тем, согласно ст.17 части первой НК РФ, вступившей в силу с 1 января 1999г, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены законодательно налогоплательщики и все элементы налогообложения. Таким образом, налоги, связанные с использованием природных ресурсов, три года фактически являлись незаконными.
Кроме того, законодательство о недропользовании допускает внесение налогов в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме, т. е. добытыми полезными ископаемыми, что также противоречит основным положениям НК РФ.