Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:18, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических вопросов о порядке формирования налога на добычу полезных ископаемых, проблем администрирования; умение применить теоретические знания на практике.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
Ознакомиться с историей развития НДПИ;
Изучить основные элементы налога на добычу полезных ископаемых;
Рассмотреть проблемы администрирования НДПИ и пути их решения.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты порядка исчисления и уплаты НДПИ 5
1.1. История развития НДПИ 5
1.2. Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых 12
1.3. Проблемы администрирования НДПИ и пути их решения 20
Глава II. Практические примеры производства по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов и сборов
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения
С принятием Закона о налоге на добычу полезных ископаемых все фискальное и регулирующее значение налогообложения природопользования возросло[10].
Разразившийся мировой экономический кризис в 2009 обусловил необходимость внесения изменений в сферу налогообложения. Глобальный кризис, обернувшийся для России экономическим спадом, падением цен и оттоков капиталов, поставил необходимость поиска сценариев реформирования налогового бремени.
С середины 2008 года рост цен на полезные ископаемые прекратился, и началось их существенное падение, соответственно упали и размеры налоговых поступлений. Естественно, налогоплательщики, особенно осуществляющие добычу полезных ископаемых на низкорентабельных или убывающих месторождениях, попали в сложную ситуацию, а суммы получаемых от них налогов резко снизились. Однако государство не отказалось от намерения дифференцированного подхода к налогообложению природных ресурсов. С 2009 года был существенно расширен диапазон применения нулевой ставки НДПИ.
С 2009 года произошло стимулирование разработки месторождений с высоким уровнем затрат, в частности введение «налоговых каникул» распространяющихся на участки недр, расположенные на территориях севернее Северного полярного круга, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, на континентальном шельфе РФ, Азовском и Каспийском морях [15].
24 декабря 2010 г. Советом Федерации был одобрен принятый ранее Государственной Думой Федеральный закон №259042-5 «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового Кодекса РФ». Закон предполагал принципиально иной порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче угля.
Основное изменение в порядке налогообложения добычи угля связано с заменой адвалорной ставки налога, составляющей в настоящее время 4%, на фиксированные ставки, установленные на тонну добытого полезного ископаемого и дифференцированные в зависимости от вида угля.
Существенным нововведением была возможность уменьшить сумму налога, исчисленного за налоговый период (т.е. за календарный месяц), на сумму затрат, понесенных налогоплательщиком в том же налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасности труда при добыче угля. Закон четко не определял перечень затрат на обеспечение безопасности труда, которые могут быть включены в налоговый вычет, а лишь указывает их виды:
С 1 апреля 2011 года Федеральным законом от 28.12.2010 № 425-ФЗ введен новый порядок уплаты НДПИ для предприятий угольной промышленности.
Так, в частности, в качестве самостоятельных видов полезных ископаемых выделены антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, а также уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого.
При этом для каждого из указанных видов угля установлены специфические ставки (в расчете за 1 тонну добытого полезного ископаемого).
Согласно изменениям в законодательстве закону, к данным ставкам налога предусмотрено применение коэффициентов-дефляторов, учитывающих изменение цен на уголь. Коэффициенты-дефляторы определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
Кроме
того, статьей 343.1 НК РФ установлена
возможность применения налогового
вычета путем уменьшения суммы исчисленного
налога на расходы, связанные с обеспечением
безопасных условий труда при
добыче угля [16].
1.2.
Основные элементы налога
на добычу полезных
ископаемых.
Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр - организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели. [НК РФ] Отсутствие лицензии на право пользования недрами означает, что нет и обязанности по уплате налога, поскольку в данном случае в соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ не определен налогоплательщик. Однако в такой ситуации (отсутствие обязанности по уплате НДПИ) лицо, пользующееся недрами без соответствующей лицензии, должно возместить государству убытки [2,3]. Нередко на практике складываются ситуации, когда полезные ископаемые добываются в рамках осуществления совместной деятельности или для фактического выполнения работ по добыче привлекаются подрядчики. Плательщиком НДПИ в таком случае является лицо, которому выдана лицензия на право пользования недрами. Именно оно должно вести учет количества добытого полезного ископаемого, исчислять и уплачивать налог, а также представлять налоговую декларацию.
Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Для этого организации и предприниматели должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков налога. На это указывает пункт 1 статьи 335 НК РФ.
Если полезные ископаемые добываются на территории России, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ осуществляется по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование. Место нахождения участка недр - это территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр.
Если же добыча полезных ископаемых производится на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне России, а также за пределами России, но на территории, находящейся под ее юрисдикцией или арендуемой у иностранных государств, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ происходит по месту нахождения организации (месту жительства физического лица).
Постановка на учет (снятие с учета) происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы соответствующие сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами. Те в свою очередь направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе. На все эти операции государственным органам отведено 30 дней с момента выдачи лицензии (разрешения) на пользование участком недр.
Тот факт, что плательщики НДПИ подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, определяет особенности уплаты этого налога и порядок заполнения платежных документов. Взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами - представление налоговой декларации, подачи заявлений о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога или излишне взысканного налога, оно осуществляется через инспекцию по месту нахождения (жительства) налогоплательщика или межрайонную (межрегиональную) инспекцию (в случае постановки на учет в такой инспекции).
Согласно статье 341 НК РФ налоговый период по НДПИ - один календарный месяц. Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ). Как уже упоминалось, уплата налога осуществляется на территории того субъекта (субъектов) РФ, в котором налогоплательщик зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ.
Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Она заполняется в единственном экземпляре в целом по всей добыче, произведенной налогоплательщиком, и подается в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту своего нахождения (жительства). Обязанность по представлению декларации возникает у налогоплательщика с того налогового периода, в котором фактически началась добыча полезных ископаемых. В случае приостановления добычи обязанность по представлению декларации сохраняется.
Объектами признаются полезные ископаемые:
Не признаются объектом налогообложения:
1.
Общераспространенные полезные
ископаемые и подземные воды,
не числящиеся на
2.
Добытые минералогические, палеонтологические
и другие геологические
3. Полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;
4. Полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
5.
Дренажные подземные воды, не
учитываемые на
Налоговая
база по НДПИ — это стоимость добытых полезных
ископаемых. Сказанное не относится к добыче
нефти, попутного газа и газа горючего
природного из всех видов месторождений
Для формирования налоговой базы по НДПИ нужны две составляющие: количество добытого полезного ископаемого и его стоимость.
Полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов и потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации (предприятия) (далее – стандарты качества). То есть, это минеральное сырье, прошедшее первичную обработку, осуществляемую, как правило, в границах горного отвода и предусмотренную техническим проектом или проектом обустройства месторождения (Приложение 1).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Кроме того, к добытому полезному ископаемому относится полезное ископаемое, полученное из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах нетто массы или объема прямым или косвенным методом. Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто. Массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.