Налоговое администрирование НДПИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:18, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретических вопросов о порядке формирования налога на добычу полезных ископаемых, проблем администрирования; умение применить теоретические знания на практике.
Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
Ознакомиться с историей развития НДПИ;
Изучить основные элементы налога на добычу полезных ископаемых;
Рассмотреть проблемы администрирования НДПИ и пути их решения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты порядка исчисления и уплаты НДПИ 5
1.1. История развития НДПИ 5
1.2. Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых 12
1.3. Проблемы администрирования НДПИ и пути их решения 20
Глава II. Практические примеры производства по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов и сборов
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения

Работа состоит из  1 файл

налоговое администрирование ндпи.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

         В рамках дальнейшего совершенствования  налогообложения добычи углеводородного  сырья предлагается:

     1. В целях рационального использования  энергетических ресурсов и обоснованного снижения налоговой нагрузки на нефтедобывающую отрасль экономики в части НДПИ, а также создания стимулов для разработки месторождений с высоким уровнем затрат, будут введены «налоговые каникулы» при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных в Черном и Охотском морях. Указанная льгота в виде нулевой ставки будет предоставлена на сроки 10 или 15 лет (в зависимости от вида лицензии) до достижения накопленного объема добычи на участке недр 20 млн. тонн для Черного моря и 30 млн. тонн – для Охотского моря.

     2. В целях создания стимулов  для разработки малых месторождений  предполагается ввести понижающие  коэффициенты при добыче нефти  на таких месторождениях.

     3. В рамках повышения эффективности  использования природных ресурсов  в Российской Федерации предлагается продолжить работу по созданию налоговых и финансовых стимулов для утилизации попутного нефтяного газа, а также рассмотреть вопрос об отмене нулевой ставки с фактических потерь нефти и налогообложении добытой нефти на устье скважины с созданием соответствующих систем учета нефти и попутного газа.

     4. В прошедшем периоде продолжалось  поэтапное повышение цен на  горючий природный газ. За период  с 1 января 2006 года оптовые цены  на газ возросли не менее  чем в два раза, в то же  время ставка НДПИ в этом периоде оставалась неизменной. Кроме того, налоговая нагрузка на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче нефти, превышает налоговую нагрузку на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче природного газа. В указанных условиях предприятия газовой отрасли располагают значительными рентными доходами, которые с 1 января 2010 г. предполагается изымать с использованием ставки налога на добычу полезных ископаемых, которая будет ежегодно индексироваться в соответствии с динамикой внутренних цен на газ.

     5. В рамках дальнейшего совершенствования  порядка налогообложения добычи  полезных ископаемых предполагается  разработать и закрепить с  2010 – 2011 годов в законодательстве  о налогах и сборах механизм, позволяющий создавать налоговые стимулы для добычи нефти из комплексных месторождений, что позволит значительно увеличить эффективность разработки месторождений.

         Одной из мер по стимулированию  дополнительной добычи нефти  и вовлечения в разработку  не разрабатываемых сегодня запасов нефти в нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождениях является установление пониженной ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть, добываемую из нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений, в которых нефтяная часть составляет по объему условного топлива менее определенной величины (например, 30%). При этом необходимо разработать прозрачные и легко администрируемые критерии выделения месторождений (лицензионных участков), при добыче нефти на которых будет применяться льготный порядок исчисления НДПИ. На первоначальном этапе применения подобного порядка целесообразно ограничить область применения льготы нефтью, добываемой на лицензионных участках, находящихся в границах Ямало-Ненецкого автономного округа.

     6. В соответствии с одобренными ранее документами, определяющими основные направления налоговой политики в Российской Федерации на трехлетнюю перспективу, предполагалось перейти в долгосрочной перспективе на налогообложение добавочного дохода, возникающего при добыче природных ресурсов. Это форма изъятия ренты представляется наиболее эффективной с экономической точки зрения и применяется в налоговых системах ряда развитых нефтедобывающих стран, в частности, в Норвегии, Великобритании и США. С 2009 года указанную форму налогообложения применяет Казахстан.

     Предпочтительность  использования этого вида налогообложения  определяется тем обстоятельством, что все горно-геологические и  географические характеристики месторождения, попытки учесть которые при налогообложении  в настоящее время отражаются в наличии разного рода понижающих коэффициентов к ставке НДПИ, освобождений и налоговых каникул, в конечном счете отражаются в размере дохода, получаемом организацией – недропользователем при разработке месторождения. В результате, подход к налогообложению, основанный на определении чистого дохода, обеспечивает реальную дифференциацию налоговой нагрузки в зависимости от конкретных условий добычи нефти. При таком подходе учитывается не только получаемый производителем валовой доход, но и затраты на добычу нефти на конкретном месторождении. Налоговая система, построенная таким образом, не создает экономических препятствий для разработки нефтяных месторождений, характеризующихся повышенными капитальными, эксплуатационными, транспортными затратами.

     Такой подход может быть реализован в разных формах, например, на основе применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, ресурсно-рентного налога или дополнительного налога на прибыль. Каждый налог имеет свои особенности. Например, налог на дополнительный доход (НДД) включает в себя механизм прогрессивности. Налоговая база НДД определяется как стоимость добытых и реализованных углеводородов, уменьшенная на величину затрат по производству и реализации продукции (за вычетом амортизации), производственных капитальных вложений и невозмещенных затрат предыдущего налогового периода. Ставка налога определяется значением Р-фактора, рассчитываемого как отношение накопленного дохода от добычи и реализации углеводородов к накопленным капитальным и эксплуатационным затратам на их добычу, и изменяется в диапазоне от 15% до 60%.

     При этом НДД имеет ряд преимуществ  по сравнению с НДПИ. В отличие  от налога на добычу полезных ископаемых, НДД основан на показателях дополнительного  дохода и Р-фактора, отражающих реальную экономическую эффективность разработки конкретного месторождения. Тем самым непосредственно учитываются горно-геологические и географические условия добычи углеводородов. В случае высокоэффективных проектов применение НДД обеспечивает прогрессивное изъятие ресурсной ренты в пользу государства; одновременно улучшаются условия реализации низкоэффективных проектов. Применение НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, поскольку налог не взимается вплоть до полной окупаемости капитальных затрат, а последующее налогообложение соответствует показателям доходности.

     При введении НДД на новых месторождениях целесообразно сохранение НДПИ в  качестве налога, взимаемого при добыче нефти на «старых» месторождениях, а также в качестве некоторого минимального уровня налоговых изъятий на новых месторождениях, который бы гарантировал государству определенный уровень налоговых поступлений от реализации проекта, прежде всего на ранних стадиях добычи и в периоды низких цен. По налогу на добычу полезных ископаемых, взимаемому одновременно с НДД должна быть установлена достаточно низкая ставка (например, с коэффициентом 0,3-0,5 к основной или адвалорная ставка 6-10%).

     По  сравнению со схемой НДПИ налогообложение  чистого дохода является, однако, существенно более сложным с точки зрения налогового администрирования. Эффективная реализация этого подхода на практике требует решения ряда административных, методических и технических проблем, включая проблемы определения и применения для целей исчисления налогов рыночных цен на нефть и организации учета и контроля доходов и затрат при добыче нефти в разрезе месторождений (лицензионных участков). В частности, необходимой предпосылкой для применения НДД является эффективно функционирующая система контроля за трансфертным ценообразованием. В то же время с точки зрения интересов долгосрочного развития отрасли такое усложнение налоговой системы представляется оправданным.

     7. Налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый при добыче твердых полезных ископаемых.

     Будет активизирована работа по совершенствованию  налогообложения добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному  сырью, с целью применения специфической  ставки налога на добычу полезных ископаемых к добыче различных видов твердых  полезных ископаемых, а также уточнения действующих норм законодательства о налогах и сборах в части определения налоговой базы, количества добытых полезных ископаемых и расходов на их добычу.

     В рамках предлагаемого порядка налогообложения  добычи угля будет предусмотрено периодическое применение к ставкам налога на добычу полезных ископаемых коэффициента-дефлятора, учитывающего изменение цен на уголь, определяемого ежегодно. Это позволит автоматически индексировать налоговые ставки в соответствии с фактически сложившимся уровнем цен на уголь в предыдущем году.

    В качестве существенного нововведения, позволяющего учесть при налогообложении  затрат налогоплательщика на обеспечение  безопасности труда при добыче угля предполагается установить возможность  применения налогового вычета к исчисленной сумме налога в размере затрат, произведенных в целях обеспечения безопасности труда на участках недр с высоким уровнем метанообильности и склонностью угольных пластов к самовозгоранию. Предполагается также, что размер указанного налогового вычета не будет превышать 30% суммы исчисленного за налоговый период налога, а понесенные расходы как текущего, так и капитального характера, можно будет вычитать из суммы исчисленного налога в течение трех лет после месяца, в котором такие расходы были осуществлены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

     Суммируя  все вышеизложенное, можно сделать  вывод о необходимости скорейшего совершенствования механизмов администрирования  налога на добычу полезных ископаемых, установления справедливого и эффективного уровня налоговой нагрузки, а также создания дополнительных стимулов для развития отрасли и рационального использования природных ресурсов.

     Реализация  подходов к построению рентоориентированной системы налогообложения нефтегазового  сектора должна происходить поэтапно, а каждый ее шаг должен быть синхронизирован с мероприятиями по реформированию других элементов системы регулирования и развитием рынка углеводородов. Необходим учет взаимосвязанности и взаимообусловленности норм и правил в сфере налогообложения и сфере пользования недрами. Выгоды государства и недропользователей зависит не только от того, на основе каких налогов построена система налогообложения, но также и от степени системы государственного регулирования сектора, включая мониторинг и контроль как в сфере недропользования, так и налогообложения.

     Топливно-энергетический комплекс является основой российской экономики, от состояния и развития которого зависит не только развитие всех отраслей общественного производства, но и национальная безопасность страны. Природные топливно-энергетические ресурсы и созданный производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики - национальное достояние России. Эффективное его использование является необходимой основой перехода страны на траекторию устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния народа.

     Действующая налоговая система в нефтегазовом секторе экономики России таит реальную и очень серьезную угрозу национальной безопасности страны.

     Необходимо  обезопасить бюджет от влияния возможных колебаний мировой конъюнктуры на энергоносители, для чего необходимо снизить таможенные пошлины и НДПИ. Выпадающие при этом доходы федерального бюджета необходимо получать из перерабатывающих отраслей и других секторов экономики, на развитие которых должны направляться накапливаемые средства.

     Действующая сегодня система налогообложения  недропользования, и в частности  налог на добычу полезных ископаемых, недостаточно эффективно изымает природную  ренту, образующуюся у пользователей недр при разработке месторождений полезных ископаемых. Неотложная задача совершенствования налогового механизма регулирования недропользования должна быть основана прежде всего на дифференциации налогообложения в зависимости от особенностей объекта недропользования; необходим переход на рентный принцип изъятия сверхприбыли.

     Также необходимо сформировать экономический  механизм воспроизводства минерально-сырьевой базы и поддержания на необходимом  уровне геологической службы страны.

     От  решения рентной проблемы, от справедливой оценки природно-ресурсного потенциала зависит не только благосостояние России, но и само ее существование. Для создания условий успешного использования природной ренты необходимо только одно - политическая воля. Россия - очень богатое природными ресурсами государство. Наши расчеты показывают, что кадастровая оценка недр еще долго будет служить основным источником российского благополучия. Россия по своим богатствам недр может быть независимой от мировых кризисов, как Норвегия, Саудовская Аравия, ОАЭ и др. страны.

Список литературы 

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный  ресурс] / КонсультантПлюс – Москва, 2011. – Режим доступа: http://www.consultant.ru . – Загл. с экрана. 
  2. Федеральный закон «О недрах» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс – Москва, 2011. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nedr/. – Загл. с экрана
  3. Распоряжением правительства  «О возмещении убытков, причиненных  в результате самовольного пользования  недрами».  [Электронный ресурс] / www.lawmix.ru. – Москва, 2011. – Режим доступа:  http://www.lawmix.ru/zkrf/28441 - Загл. с экрана
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных».  [Электронный ресурс] / http://law.kodeks.ru. – Москва, 2011. – Режим доступа:  http://law.kodeks.ru/egov/index?tid=0&nd=1000001590&prevDoc=901704628 - Загл. с экрана
  5. Бюджетный Кодекс РФ. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс – Москва, 2011. – Режим доступа: http://www.consultant.ru . – Загл. с экрана. 
  6. Салина А.И., Налогообложение добычи полезных ископаемых // Налоговый вестник. [Электронный ресурс] / http://law.kodeks.ru. – 2007. – Режим доступа:  http://www.lawmix.ru/comm/5565/- Загл. с экрана
  7. Фадеев Д.Е., Актуальные вопросы развития налоговой системы//Налоговый вестник.2010, № 4. – с. 16-46
  8. Юхимова Я.Я., Налог на добычу полезных ископаемых и его реформирование // Диссертация кандидата экономических наук. [Электронный ресурс] / http://rsute.ru. – Москва, 2008. – Режим доступа:  http://rsute.ru/structure/administration/Unad/ODS/DocLib4/2008.pdf- Загл. с экрана
  9. Грызлова Е.В., О вопросах реформирования налогообложения нефтедобычи//Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. [Электронный ресурс] / http://naloglib.net. – Москва, 2008. – Режим доступа:  http://naloglib.net/010/o-naloge-na-dobychu-poleznykh-iskopaemykh - Загл. с экрана
  10. Юмаев М.М., Налогообложение добычи основных видов минерального сырья: проблемы и направления совершенствования//Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации, 2009, N 12, с. 25-27.
  11. Шувалов Е.Б., Налоги и налогообложение, учебное пособие / Московская финансово-промышленная академия. [Электронный ресурс] / http://www.twirpx.com. – Москва, 2005. – Режим доступа:  http://www.twirpx.com/file/429023/ - Загл. с экрана
  12. С.В. Барулин, Ю.Н. Солнышкова, Налогообложение природопользования: учебное пособие. [Электронный ресурс] / http://www.twirpx.com. – Москва, 2008. – Режим доступа:  http://www.twirpx.com/file/112015/ - Загл. с экрана
  13. Пансков В.Г., Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. [Электронный ресурс] / http://www.twirpx.com. – Москва, 2006. – Режим доступа:  http://www.twirpx.com/file/58817/ - Загл. с экрана
  14. В.С. Заика., Проблемы и направления совершенствования налогообложения нефтедобычи. [Электронный ресурс] / http://www.ecsocman.edu.ru. – Сургут, 2010. – Режим доступа:  http://www.ecsocman.edu.ru/data/2011/05/04/1268029675/37.pdf - Загл. с экрана. 
  15. Митрофанова И.А.Пичугин А.В.,Модернизация системы налогообложения в посткризисной фазе российской экономики.  [Электронный ресурс] / http://www.moluch.ru. – Москва, 2011. – Режим доступа:  http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/9/110/ - Загл. с экрана.
  16. УФНС напоминает об изменении порядка уплаты НДПИ при добыче угля. [Электронный ресурс] / http://www.klerk.ru. – Москва, 2011. – Режим доступа:  http://www.klerk.ru/buh/news/209539/ - Загл. с экрана.

Информация о работе Налоговое администрирование НДПИ