Налоговое регулирование и его особенности в России и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ налогового регулирования и его особенностей в России и зарубежных странах.
Для достижения цели мной поставлены следующие задачи:
1. Анализ отличий и сходств зарубежных налоговых систем и налоговой системы Российской Федерации.
2. Исследование национальных особенностей построения налоговых систем зарубежных стран.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Понятие государственного налогового регулирования…..……6
Содержание государственного налогового регулирования……….6
Инструментарий государственного налогового регулирования….8
Глава 2. Налоговое регулирование в Российской Федерации и зарубежных странах: отличия и сходства………………………………………………12
Международные соглашения об избежании двойного налообложения……………………………………………………….12
Налоговые проблемы российских предприятий на мировом рынке……………………………………….…………………………17
Сравнительный анализ налогового законодательства России и зарубежных стран……………………………………………………19
Отличия в налогообложении физических лиц……………………..22
Решения организационных вопросов налогообложения в различных странах……………………………………………………………......24
Адаптация национального законодательства по налогу на прибыль к международным нормам ……………………………………………27

Заключение…………………………………………………………………30
Список используемой литературы………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - копия.docx

— 86.54 Кб (Скачать документ)

В сфере государственного налогового регулирования экономики  особое значение имеет оптимизация  состава и структуры системы  налогов, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть данного процесса заключается в  достижении налогового равновесия между  ценовой, фискальной и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой  системы зависит от экономически обоснованной ее внутренней структуры  и, прежде всего, от параметров налоговых  баз и налоговых ставок.

В зависимости от способов воздействия государственное налоговое  регулирование подразделяется на две  сферы: налоговое стимулирование и налоговое сдерживание. Налоговое стимулирование основано на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налогового льготирования (налоговых льгот и преференций). Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать на экономику в целом, отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков. Основной формой налогового стимулирования является налоговое льготирование. Налоговое сдерживание менее распротратенная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства, что редко случается в современной экономике. Тем более, что это не грозит в ближайшие годы и в перспективе России. Налоговое сдерживание основано на политике высоких налогов с использованием в целом и выборочно высоких налоговых ставок, с увеличением перечня налоговых платежей, с отменой налоговых льгот и т. п. поэтому основное внимание в данном параграфе следует уделить налоговому стимулированию в форме налогового льготирования.

По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100–160 млрд. руб. в год, однако никто  не подсчитал выгоды в связи с  выполнением налогами стимулирующей  роли. Важно не допускать превалирования текущих фискальных интересов государства  над стратегией экономического роста. Применяемые в России налоговые  льготы следует не отменять, а глубоко  реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект, контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств. Мировая практика показывает, что государство обычно применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития, в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Анализ налогового законодательства показывает, что из всей массы налоговых льгот, на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10, что вряд ли соответствуют ориентации государственной политики на экономический рост. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно позитивно повлиять на всю структуру хозяйственного комплекса страны. Текущее налоговое регулирование при всей своей мобильности может быть успешным лишь при соблюдении принципиальных установок системы налогообложения в целом, определенных в законе на длительную перспективу.

Основанием для предоставления льгот могут быть: материальное, финансовое, экономическое положение  налогоплательщика; особые заслуги  граждан; необходимость развития отдельных  сфер и субъектов производства, регионов страны; социальное, семейное положение  граждан и т. д.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения  направлены налоговые льготы, они  подразделяются на 3 вида: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.

К налоговым освобождениям (полным или частичным) относятся льготы, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или отдельные группы потенциальных налогоплательщиков, и которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок. Например, по налогу на доходы физических лиц – не облагаются пенсии, стипендии; по налогу на добавленную стоимость – не облагаются банковские операции и операции по страхованию и перестрахованию, освобождаются от налога субъекты специальных налоговых режимов и т. д. использование пониженных ставок налогов также достаточно распространенный прием, используемый при обложении НДС, налогом на прибыль, единым социальным налогом и др. К рассматриваемой группе льгот относятся также: налоговая амнистия – аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам отдельных групп налогоплательщиков; налоговые каникулы – освобождение отдельных налогоплательщиков на определенный период времени от какого-либо налога.

Налоговые скидки (налоговые вычеты из налоговой базы) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки обычно связаны с расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу, а также с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества. К ним относятся, например, налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц – стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты из доходов, полученных налогоплательщиком; перенос убытков на будущее (уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде) по налогу на прибыль. Скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на сумму определенных расходов). Большую группу составляют различного рода целевые скидки, связанные с инвестиционными расходами, с дополнительными расходами на разработку нерентабельных и малодебитных месторождений полезных ископаемых, с другими расходами.

Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налогового оклада (суммы налога). Налоговые кредиты как особая группа налоговых льгот и преференций можно разделить на следующие виды:

§ вычет, зачет, возврат ранее  уплаченного налога (например, налоговые  вычеты по НДС и акцизам, вычет  сумм подоходного налога, уплаченного  за рубежом, из суммы налога на доходы физических, подлежащей уплате в России, зачет или возврат сумм переплаченных  авансовых платежей и т. п.);

§ отсрочка или рассрочка  уплаты налога (изменение срока уплаты налога, при наличии оснований, на срок от одного до шести месяцев  соответственно с единовременной или  поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности без процентов  и с процентами);

§ налоговый кредит (изменение  срока уплаты по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев  до одного года. с возвратом сумм задолженности без процентов и с процентами);

§ инвестиционный налоговый  кредит (изменение срока уплаты налога на прибыль организаций, а также  региональных и местных налогов  от одного года до пяти лет, при котором  организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в  определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей  поэтапной уплатой суммы кредита  и начисленных процентов).

Существует общепризнанное мнение, что чрезмерно высокий  уровень налогов – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление хозяйствующих  субъектов к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности и инфляционных процессов. Такая постановка вопроса  отражала до последнего времени современную  действительность России – высокий  уровень налогов при сравнительно низких темпах роста производства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, в 2004–2005 гг. Правительство РФ приняло ряд мер, направленных на реальное снижение налогового бремени (отменен налог с продаж, снижена  ставка НДС до 18 %). В тоже время, растет потребность в значительном увеличении государственных расходов, а значит, доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом заключается  основная трудность установления оптимальных  уровней налоговых ставок. Это  и есть основная задача государственного налогового менеджмента, которую можно  также сформулировать следующим  образом: «это искусство ощипывать  гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка» (Жан-Батист Кольберг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налоговое регулирование в Российской Федерации и зарубежных странах: отличия и сходства.

2.2.1. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения

Под международным налоговым  правом следует понимать совокупность положений национального законодательства и межгосударственных соглашений, с  помощью которых размежевываются  друг от друга различные национальные налоговые власти.

К международному налоговому праву относятся налоговые правила  международной экономической деятельности, правовые отношения, вытекающие из соглашений об избежании двойного налогообложения, и определенная часть международного права. Сюда входят все международные договоры, содержащие положения по налогам.

К сфере международного и  национального налогового права  относится также оказание налоговыми органами межгосударственной административной помощи. Она позволяет налоговым  органам проводить эффективное  налогообложение также в условиях международных коммерческих связей. Соответствующие положения помещены в соглашениях об избежании двойного налогообложения и в специальных соглашениях об административной помощи. Административная помощь между налоговыми органами стран - членов ЕС производится на основе Директивы ЕС от 19 декабря 1977 г. (77/799/ЕЭС) в редакции Директивы от 25 февраля 1992 г. (92/12ЕЭС). Межгосударственная административная помощь исходит из посылок, что налогоплательщику в другом государстве будет гарантирована правовая защита и конфиденциальность его налоговых дел.

Статьей 15 Конституции РФ установлен приоритет норм международного законодательства над внутренним законодательством  РФ. Между Россией (принявшей на себя многие обязательства СССР) и рядом  зарубежных государств заключены соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Необходимость в таких соглашениях заключается в том, что каждое государство имеет свою налоговую систему и даже если принципиальные положения налогового законодательства в некоторых странах совпадают, тем не менее, существуют специфические особенности в содержании налогов, механизме их исчисления, взимания и уплаты, в перечне и видах налоговых льгот и т.п.

Международное юридическое  двойное налогообложение может  быть в целом определено как взимание сопоставимых налогов в двух (или  более) государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении  одного и того же предмета и за идентичные периоды.

В своей договорной практике Россия руководствуется типовой  моделью налогового соглашения, утвержденной Постановлением Правительства России от 28 мая 1992 г. № 352, а также типовой  моделью и комментариями к  ней Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Обе  эти модели довольно близки по своему содержанию.

Предметом типовых конвенций  ОЭСР является в большей степени  устранение юридического двойного налогообложения, в то время как соглашения об избежании двойного налогообложения между отдельно взятыми странами, напротив, в большей степени предусматривают меры, направленные на устранение экономического двойного налогообложения.

Типовые модели необходимы, прежде всего, как общая схема  соглашения, как предпочтительная редакция того или иного положения. Но страны отличаются по содержанию своих законодательств  о налогах, в каждой стране применяются  свои правила и в смысле общей  правовой системы. Поэтому конкретные налоговые соглашения представляют собой всегда компромисс между типовыми моделями и практикой государств и являются результатом достигнутых  в ходе переговоров согласований.

Налоговые договоры (соглашения) обычно имеют форму соглашений «Об  избежании двойного налогообложения доходов и имущества». Некоторые страны с учетом специфики своего законодательства и сложившейся практики предлагают исключить из сферы действия соглашений налоги на имущество.

Соглашения начинаются с  краткой преамбулы, в которой  указывается цель соглашения, а также  между кем (между правительствами  или между государствами) заключается  соглашение.

Налоговые соотношения включают около 30 статей, причем вначале содержатся статьи, раскрывающие сферу применения соглашения, некоторые определения  и термины и дающие некоторые  другие общие нормы, затем в соглашение включаются статьи, посвященные согласованию порядка налогообложения тех  или иных видов доходов и имущества, а потом следуют статьи, указывающие  на согласование порядка применения соглашения.

Вместе с тем, соглашения об избежании двойного налогообложения нельзя рассматривать как документ, устанавливающий только налоговые льготы. Главная задача такого соглашения состоит в том, чтобы согласовать с тем или иным государством, в какой из двух договаривающихся стран могут или должны взиматься налоги с определенных видов доходов и имущества.

Налоговое соглашение, как  правило, подчеркивает право каждой из двух договаривающихся стран взимать  налоги с сумм доходов, выплачиваемых  из источников в данной стране, или  с доходов, которые возникают  на ее территории.

Налоговое соглашение указывает  на то, что любой иностранец или  любая иностранная компания в  принципе подлежат обложению налогами в другой договаривающейся стране, однако такое налогообложение может  производиться по-разному. Если иностранец достаточно долго (как правило, свыше 183 дней в году) находится в другой стране, а иностранная компания имеет  в этой другой стране какое-то постоянное место деятельности, то взимание налогов  в этой другой стране производится на тех же общих условиях, как  и с ее собственных граждан  и предприятий (организаций). Если такого «постоянного представительства» или  «постоянного местожительства» нет, то налоги тоже взимаются, но только с  тех сумм, которые из источников одной страны переводятся в пользу получателей из другой страны. Это, кстати, необходимо знать и российским предпринимателям, которые, намереваясь  извлекать доходы в другой стране, должны взвесить то, какая из форм деятельности для них может оказаться наиболее выгодной - в качестве резидентов или  нерезидентов. Это не единственное что должно учитываться и приниматься  во внимание. Иногда может оказаться, что режим налогообложения за границей статуса нерезидента. Это  зависит от того, каков уровень  ставок налогов в «своей» стране и в стране-партнере, какие существуют налоговые льготы, не будет ли статус нерезидента приводить к уплате более высокого налога с доходов, чем взимание налога с чистой прибыли  резидента. Поэтому наряду с изучением  налогового соглашения важно знать  и содержание налогового законодательства страны-партнера.

Информация о работе Налоговое регулирование и его особенности в России и зарубежных странах