Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 14:15, курсовая работа
Целью дипломной работы является анализ налогового регулирования и его особенностей в России и зарубежных странах.
Для достижения цели мной поставлены следующие задачи:
1. Анализ отличий и сходств зарубежных налоговых систем и налоговой системы Российской Федерации.
2. Исследование национальных особенностей построения налоговых систем зарубежных стран.
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Понятие государственного налогового регулирования…..……6
Содержание государственного налогового регулирования……….6
Инструментарий государственного налогового регулирования….8
Глава 2. Налоговое регулирование в Российской Федерации и зарубежных странах: отличия и сходства………………………………………………12
Международные соглашения об избежании двойного налообложения……………………………………………………….12
Налоговые проблемы российских предприятий на мировом рынке……………………………………….…………………………17
Сравнительный анализ налогового законодательства России и зарубежных стран……………………………………………………19
Отличия в налогообложении физических лиц……………………..22
Решения организационных вопросов налогообложения в различных странах……………………………………………………………......24
Адаптация национального законодательства по налогу на прибыль к международным нормам ……………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………30
Список используемой литературы………………………………………..33
Интересно отметить, что
ограничительное воздействие
2.2.4. Отличия в налогообложении физических лиц
Значительная часть
Таблица 5. Различия социальных аспектов налоговой политики зарубежных стран и РФ.
Страны |
Позиция в системе налогообложения зарубежных стран |
Позиция в системе налогообложения в РФ |
|
I. Подоходный налог с физических лиц |
|||
США, Канада Германия, Италия, Великобритания, Норвегия |
Ведущее место подоходного налога с физических лиц в федеральном бюджете: 40% 28% |
Поступает в региональный бюджет; 10% из-за низких доходов населения |
|
США, Германия |
Прогрессивная шкала ставок налога |
Отменена, введен единый 13% налог{3} |
|
Германия Финляндия |
Учет возраста: а). необлагаемый минимум увеличивается в 2,4 раза для лиц, достигших 64 лет; б). дополнительные вычеты для лиц старше 65 лет |
||
США, Япония, Германия |
Может быть рассчитан на семью |
||
Норвегия, Финляндия, Швеция |
Возможность получения налогового кредита на срок 3 года в отношении налога по дивидендам, уплаченного компанией при получении этих дивидендов физическими лицами |
||
Швеция |
Возможность получения налогового кредита по зарубежным прямым налогам в пределах шведского подоходного налога |
||
Дания Финляндия |
Учет понесенных физическим лицом убытков: а). суммы понесенных убытков могут уменьшать налогооблагаемые доходы (прибыль); б). убытки при продаже капитальных активов вычитаются либо в текущем году, либо могут быть перенесены в счет будущей прибыли на 3 года |
Стоимость приобретенного имущества вычитается; реализуемого - входит в доход, убытки не учитываются |
|
Финляндия |
Ограничение суммы затрат к вычету из дохода (30% от стоимости акций или недвижимости |
Ограничены отдельные элементов затрат |
|
США Германия |
Дополнительные вычеты из налогооблагаемой базы: а)налоги на недвижимость, местные налоги, проценты по личным и ипотечным долгам; б)возрастные льготы, церковный налог, алименты, страхование жизни |
||
Испания |
Подоходный налог, взимаемый
с дохода за вычетом постоянного
жалования (уже взят налог) и льгот,
может возмещаться |
Убытки не возмещаются |
|
Китай |
Учет национальных особенностей: а). резидентство имеет более длительные условия (год); б). твердая сумма вычетов из налогооблагаемой базы и суммы налога (условия уравнивания граждан) |
Как во многих странах - 183 дня; вычеты из базы дифференцированы, есть в твердой сумме |
|
II. Отчисления на социальное страхование |
|||
США |
Значительная доля в федеральном бюджете ( 35%) |
Номинально частично через бюджет, часть через внебюджетные фонды, ставки выше |
|
США, Германия |
Делится между работодателем и работником (50%-50%) |
Уплачивается работодателем |
|
Норвегия Швеция |
Учет возраста: а)3% вместо 7,8% для доходов лиц моложе 17 и старше 69 лет; б)для граждан старше 65 лет вместо 33%-21,39% выплачивается работодателями |
От возраста зависит только накопительная часть отчислений в Пенсионный фонд |
|
Дания |
Налогооблагаемая база для работника может уменьшаться на пожертвования, страхование по безработице, алименты, затраты на воспитание детей, транспортные расходы |
Работники не уплачивают налог |
|
III. Налоги на имущество |
|||
Норвегия |
Учет стоимости имущества
для льготного обложения |
Есть только дифференциация ставки от стоимости имущества |
|
Армения |
Учет срока выпуска автомобильных средств при уплате имущественного налога (100% налога до 3 лет, каждый следующий год меньше на 10, в совокупности до 50%) |
||
Франция Германия |
Зависимость имущественных налогов от личностных факторов налогоплательщика: а)доход от продажи жилья облагается по максимальным ставкам при сроке владения 2 года, по минимальным - 32 года; б)повышение необлагаемого минимума имущества физического лица с 60 до 90 тыс. евро при достижении ими 60 лет |
||
Германия, Япония, Армения |
Регулярная переоценка имущества раз в 3 года для пересчета налога |
Переоценка только при смене статуса собственности |
|
Существенная доля «среднего» класса в структуре населения Европы и США, а также высокая доля учредителей - физических лиц в крупных предприятиях обуславливают высокую собираемость подоходного налога. Возможность получения льгот в прямой или косвенной форме усиливают комфортность проживания собственного населения. Вместе с тем необходимо признать, что ставки налогов для физических лиц в этих странах достаточно высоки. Следствием этого является получение доходов как внутри страны, так и за рубежом для снижения налогового бремени.
Социальные налоги, в отличие от развитых зарубежных стран с высоким уровнем жизни населения, в России возложены только на предприятия и индивидуальных предпринимателей. Отменен до 2000 г. обязательный 1%-ный платеж с работников в Пенсионный фонд. Появилось добровольное дополнительное страхование граждан в негосударственных фондах. Обязательное же пенсионное обеспечение обезличилось и зависит от заработной платы, проводимой работодателем в документах, а не от реального дохода работника.
Принципиальным отличием
в области налогообложения
2.2.5. Решение организационных вопросов налогообложения в различных странах
Принципиальным является различие в сроках подачи налоговых деклараций и уплаты налога. При этом существуют и более жесткие условия, как в Скандинавских странах, когда налоговую декларацию необходимо подать до истечения налогового периода, и классические схемы (табл. 6).
Благоприятный налоговый
режим Великобритании позволяет
отсрочить налоговые платежи
с подачей декларации через год
после отчетного периода. Бухгалтерский
учет этой страны построен таким образом,
что до уплаты основной суммы налога
между предприятиями
В целом налоговый режим в РФ представляется более детализированным и жестким (табл. 6).
Таблица 6. Порядок отчетности и уплаты налогов в России и зарубежных странах.
Наименование налога, сбора |
Страны |
Срок для зарубежной страны |
Срок для РФ |
|
Срок подачи декларации |
||||
Налог на прибыль организаций (корпоративный налог, на доходы) |
Великобритания |
В течение 12 месяцев после отчетного периода |
Не позднее 30 дней после отчетного периода, не позднее 31.03 после налогового периода{4} |
|
Норвегия |
До 28.02 отчетного года |
|||
Дания Финляндия |
Не позднее 6 месяцев до окончания отчетного периода |
|||
Армения |
До 15.04 следующего за отчетным годом |
|||
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) |
США |
До 15.04 следующего года |
До 30.04 следующего за отчетным годом{5} |
|
Финляндия Норвегия |
До 31.01 следующего года |
|||
Дания |
До 31.05 следующего года, для предпринимателей до 30.06 |
|||
Испания |
До 20.06 следующего года |
|||
Швеция |
До 31.08 следующего года |
|||
Армения |
До 1.03 следующего года |
|||
Продолжение таблицы 6. |
||||
Налог на добавленную стоимость |
Великобрита-ния |
Ежеквартально |
Ежемесячно; ежеквартально только для налогоплательщиков с ежемесячной выручкой менее 1 млн. руб. |
|
Дания |
Ежеквартально за 10 дней до окончания квартала |
|||
Швеция |
Ежеквартально за 2 месяца до окончания квартала |
|||
Армения |
Ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за кварталом |
|||
Земельный налог |
Армения |
До 01.09 текущего года - организации и граждане |
До 01.07 текущего года - организации, до 01.06 - граждане |
|
Единый социальный налог (отчисления в социальные фонды) |
Швеция |
До 31.12 текущего года |
До 30.03 следующего года - организации, до 30.04 - индивидуальные предприниматели |
|
Нарушение подачи налоговой декларации |
||||
Великобрита-ния |
Штраф через 15 месяцев, через 24 месяца - штраф и 10% от суммы неуплаченного долга |
До 30%5 от суммы налога (по 5% ежемесячно) |
||
Срок уплаты налога |
||||
Налог на прибыль организаций (корпоративный налог, на доходы) |
Великобритания |
В течение 9 месяцев после отчетного периода |
Ежемесячно; ежеквартально авансовыми платежами в момент подачи декларации; оставшаяся сумма вместе с декларацией налогового периода |
|
Норвегия |
15.02; 15.04; 15.09; 15.11 текущего квартала |
|||
Армения |
Ежемесячно до 25 числа отчетного месяца в размере 1/16 налога за предыдущий год; оставшаяся сумма до 25.04 |
|||
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) |
Швеция |
В первые месяцы следующего года после получения в сентябре текущего года о сумме к уплате; индивидуальные предприниматели - до апреля следующего года |
Ежемесячно удерживается работодателем по фактическому заработку; авансовые платежи только для индивидуальных предпринимателей |
|
Дания |
Авансовые платежи 20.03; 20.11 отчетного года после получения извещения в мае и августе текущего года на основе расчета за последние три года или по счету доходов |
|||
Армения |
Ежеквартальные авансовые платежи по доходам от предпринимательской деятельности в размере 1/6 налога за предыдущий год до 15 числа последнего месяца квартала; остальные суммы - до 1.03 следующего года |
|||
Земельный налог |
Армения |
Граждане - до 15.11 и 15.04 следующего года, организации ежеквартально до 25 числа месяца следующего за отчетным кварталом |
||
Налог на имущество организаций |
Норвегия |
Ежегодно |
Ежеквартально |
|
Организационным вопросам в налоговом законодательстве стран отводится существенная роль. От этого зависит собираемость налогов, т.е. доходность бюджетов всех уровней (табл. 7).
Таблица 7. Отличия в организационных вопросах построения налоговых систем России и зарубежных стран.
Страны |
Позиция в системе налогообложения зарубежных стран |
Позиция в системе налогообложения в РФ |
|
Германия |
Сохранение налога, практически не дающего поступлений, как исторической реликвии: налог на уксусную кислоту, введенный для перехода на искусственное вещество без расходования вина |
||
Норвегия Япония |
Нет разделений налога на имущество юридических и физических лиц |
Разделен налог на имущество организаций и физических лиц |
|
Дания Финляндия |
Наличие церковного налога, входящего в состав подоходного налога с физических лиц |
Только добровольные пожертвования |
|
Финляндия |
Акцизы взимаются с розничной торговли подакцизными товарами |
С производителя подакцизных товаров |
|
Индия |
Дополнительное стимулирование инвестиционной деятельности (не облагается налогами приобретение патентов, авторских прав, 1/6 расходов ноу-хау) |
||
Китай Германия |
Наличие существенного по величине налога на реализацию земли |
Практически нет рынка земли, т.е. базы для налогообложения |
|
Китай |
Сельскохозяйственные налоги для страны с развитым земледелием и скотоводством |
Льготы для сельского хозяйства |
|
Китай |
Дополнительное |
Отменено в 1998 г., единые условия для всех компаний |
|
Германия Австрия |
Распределение основных налогов
между бюджетами всех уровней (между
центром и землями |
Существенно только распределение налога на прибыль организаций |
|
Великобритания |
Налоговые декларации рассылаются налоговым департаментом, но 90% деклараций оспаривается |
Налогоплательщик в |
|
Швеция |
Декларация носит упрощенный характер, налог рассчитывается самостоятельно по желанию налогоплательщика, присылается налоговым органом |
||
Как ни парадоксально это звучит, но для большинства экономически развитых стран принцип удобства расчета и уплаты налога для плательщика выходит на первое место, даже по отношению к позиции собираемости налогов. Идет обоюдный процесс общения, когда налоговые органы напоминают в виде извещений о сумме налогов к уплате об обязанностях плательщика. Последний, в свою очередь, с помощью специализированных фирм, если это предприятие, или личного налогового агента, если это физическое лицо, имеет реальную возможность оспорить извещение, минимизируя свои платежи. Даже тот факт, что 80% деклараций оспариваются, не меняет картины в целом, а укладывается в общую концепцию сотрудничества налоговых органов и плательщиков.
Общая культура отношений распространяется и на эту конфликтную сферу, когда не оспаривается сама процедура изъятия части дохода государством, а изыскивается реальный путь снижения налогового бремени, как в Скандинавских странах, или, что еще проще, уплата налогов рассматривается как сохранение достоинства гражданина, как в Японии.
2.2.6. Адаптация национального законодательства по налогу на прибыль к международным нормам
Современная налоговая система России с 1992 г. формируется с учетом норм и принципов налогообложения ведущих зарубежных стран, но несовершенство отечественного законодательства, создает проблемы российским компаниям, выходящим на мировой уровень. Ориентация развитых стран на прямые налоги - корпорационный и подоходный, в отличие от преобладающей системы косвенных налогов в России, усугубляет эти противоречия. Собираемость налога на прибыль организаций в РФ крайне низка из-за применения многочисленных схем сокрытия прибыли предприятиями. Косвенные налоги, облагающие стоимость товаров (работ, услуг), уменьшить сложнее.
С принятием и совершенствованием Налогового кодекса некоторые положения по налогу на прибыль организаций ((корпоративный налог, на доходы корпораций) стали общими. Но уже по формальному признаку - названию налога - прорисовывается ряд отличий в налогообложении доходов России и ряда ведущих стран.
Для налога на прибыль большинство различий приходится на методики расчета статей доходов и расходов, а также на предоставляемые по налогу льготы (табл. 8). Законодательство развитых стран идет по пути упрощения процедуры расчета налогов и их минимизации для активного, многостороннего и открытого бизнеса. Вместе с тем существует жесткая система налогового контроля, например, передача объектов налогообложения внутри холдинга возможна, если не выявлены факты формирования объединения на временной основе или вступления, а затем выхода компании из холдинга для уклонения от уплаты налогов; перенос убытков на прошлые периоды не состоится, если доказан факт продажи убыточной компании с целью использования накопленных убытков.
Менее развитые страны также идут по пути льготирования системы налогообложения, но чаще всего это прямые простейшие меры, например, учет возможного снижения прибыли организации в Армении через ежемесячные авансовые платежи из расчета 1/16, а не 1/12 налога за предыдущий год.
Таблица 8. Особенности законодательства России и зарубежных стран по налогу на прибыль.
Страны |
Позиция в налоговом законодательстве зарубежных стран |
Позиция налоговом законодательстве РФ |
|
Германия Великобритания |
Термин «налог на прибыль отдельно не употребляется, т.к. корпорационный налог - это его совокупность с другими налогами: а)с промысловым налогом; б)с налогом на прирост капитала |
Налог на прибыль организаций является самостоятельным налогом |
|
США |
Территориальное дифференцирование налога устанавливается на федеральном уровне в зависимости от развития регионов |
Возможно только уменьшение ставки налога в части, приходящейся на территориальный бюджет, субъектами РФ |
|
Великобритания |
Для группы компаний (холдинга) возможна передача вычетов из общих доходов по любой статье, активов, самого корпоративного налога внутри группы для снижения убытков или налогов |
Уплата налога дочерними предприятиями производится по месту регистрации в соответствии с долей прибыли по специальному расчету |
|
США, международные стандарты |
Нет принципиальных различий в финансовом и налоговом учете, объединение их на этапе отчетности: раскрытие отложенных налоговых обязательств (налог на прибыль, подлежащий уплате в будущих периодах, отражаемый в активе баланса) и отложенных налоговых активов (налог на прибыль, подлежащий возмещению в будущих периодах, отражаемый в пассиве баланса) с пересчетом при изменении ставками налога, отражением в налоговой декларации и созданием резерва |
Принципиальные отличия в финансовом и налоговом учете, не позволяющие объединять их на этапе отчетности; отдельный учет доходов и расходов для расчета налога на прибыль |
|
Великобритания Дания |
Более широкие возможности переноса убытков для компаний в целях избежания банкротства: а). перенос убытков не только на будущие, но и на прошлые периоды в течение трех лет для уменьшения налогооблагаемой базы; б). перенос убытков на будущие периоды в течение пяти лет |
Возможен перенос убытков организации только на будущие периоды в течение десяти лет |
|
Германия Норвегия Швеция Дания |
Широкое использование амортизации для уменьшения налогооблагаемой базы или упрощения расчетов: а)для производственных машин и оборудования разрешено увеличение годовых норм амортизации в 3 раза в первые годы службы; б). не начисляется амортизация на активы ниже определенной стоимости и сроком предполагаемого использования до трех лет; в). амортизация в целях налогообложения не учитывается |
Установлено 2 способа начисления амортизации, возможности уже: а). увеличение норм в 3 раза возможно только для основных средств, предоставленных в лизинг; б). стоимостной критерий установлен только в налоговом учете; срок службы до года; в). амортизационные отчисления вычитаются из дохода |
|
Информация о работе Налоговое регулирование и его особенности в России и зарубежных странах