Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 14:15, курсовая работа
Целью дипломной работы является анализ налогового регулирования и его особенностей в России и зарубежных странах.
Для достижения цели мной поставлены следующие задачи:
1. Анализ отличий и сходств зарубежных налоговых систем и налоговой системы Российской Федерации.
2. Исследование национальных особенностей построения налоговых систем зарубежных стран.
Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Понятие государственного налогового регулирования…..……6
Содержание государственного налогового регулирования……….6
Инструментарий государственного налогового регулирования….8
Глава 2. Налоговое регулирование в Российской Федерации и зарубежных странах: отличия и сходства………………………………………………12
Международные соглашения об избежании двойного налообложения……………………………………………………….12
Налоговые проблемы российских предприятий на мировом рынке……………………………………….…………………………17
Сравнительный анализ налогового законодательства России и зарубежных стран……………………………………………………19
Отличия в налогообложении физических лиц……………………..22
Решения организационных вопросов налогообложения в различных странах……………………………………………………………......24
Адаптация национального законодательства по налогу на прибыль к международным нормам ……………………………………………27
Заключение…………………………………………………………………30
Список используемой литературы………………………………………..33
Налоговое соглашение обычно
содержит разный режим налогообложения
прибыли от предпринимательской
деятельности и так называемых инвестиционных
доходов (дивидендов, процентов, доходов
от авторских прав и лицензий). Рассматривая
вопросы налогообложения
Налоговое соглашение содержит
ряд положений, устанавливающих
режим налогообложения
Практическое исполнение положений налоговых соглашений предполагает выполнение ряда специальных процедур и, в частности, представление деклараций о доходах, составление налоговых расчетов, заполнение разных форм заявлений, подтверждающих право на предусмотренную в соглашении льготу или возврат уплаченных в другой стране налогов и т.п. Все эти процедуры в основном решаются в соответствии с национальным налоговым законодательством стран, а иногда и путем взаимной договоренности компетентных органов договаривающихся стран. Компетентным органом в Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации.
Практика применения налоговых соглашений приводит к возникновению конфликтов по поводу понимания отдельных их положений. Для устранения возникающих противоречий часто используется предусмотренная соглашениями процедура взаимного согласования.
Основной проблемой
В условиях динамично развивающихся
внешнеторговых связей отсутствие соглашения
является сдерживающим фактором, препятствующим
свободному перемещению товаров. Сроки
заключения соглашений об устранении
двойного налогообложения
Суть механизма предотвращения двойного налогообложения состоит в том, что для резидента определенной страны сумма налога, уплаченная за рубежом, засчитывается в пределах ставки внутри страны. Если иностранное лицо не является резидентом государства, его доходы облагаются в части, полученной через постоянное представительство в стране, и тогда они в аналогичном порядке могут быть зачтены за рубежом.
Вопрос в том, что является постоянным представительством, должен оговариваться в каждом соглашении во избежание недоразумений и судебных процессов. В частности, по соглашению с Кипром не рассматриваются в качестве основного представительства места, где осуществляются следующие виды деятельности:
1) строительно-монтажные работы со сроком менее 12 месяцев;
2) закупка и хранение товаров;
3) заключение сделок через
агента, если такая деятельность
не является для него
4) демонстрация товаров с последующей их продажей;
5) рекламная деятельность, маркетинг;
6) проектно-конструкторские,
научно-исследовательские
Процедура устранения двойного налогообложения довольно сложна, особенно когда в деловые отношения вступают резиденты двух стран. Так, дивиденды подлежат налогообложению у получателя, а проценты - у источника выплат. Недвижимое имущество, а также доход от его использования облагаются в стране местонахождения имущества для резидента другой страны. Движимое имущество, находящееся вне страны, резидента, подлежит налогообложению в местопребывании последнего, а вот доходы от него - по месту нахождения имущества.
Таблица 2. Порядок заключения РФ соглашений об избежании двойного налогообложения.
Категория зарубежных стран |
Год заключения соглашения |
Страны |
|
Страны ближнего зарубежья |
1994 1995 1996 1997 1998 1999 |
Узбекистан Беларусь, Украина Армения, Казахстан, Молдова, Таджикистан Азербайджан Туркменистан Киргизия |
|
Остальные страны |
1980 1981 1986 1987 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 |
Норвегия Австрия, ФРГ Япония Малайзия США, Польша, Корея Швеция, Болгария, Вьетнам, Люксембург, Румыния Великобритания, Израиль, Венгрия, Словакия, Китай, Ирландия Бельгия, Канада, Чехия, Монголия, Словения, Хорватия, Филиппины, ЮАР, Швейцария, Югославия Франция, Финляндия, Мали, Дания, Италия, КНДР, Нидерланды Турция, Марокко, Македония, Египет, Индия Испания, Кипр, Катар, Намибия, Иран |
|
2.2.2. Налоговые проблемы российских предприятий на мировом рынке
Выход любого российского предприятия на мировой уровень должен сопровождаться информационной поддержкой по вопросам налогообложения с полным раскрытием отличий в налоговом законодательстве взаимодействующих стран. Это позволяет минимизировать платежи предприятий, которое может:
1) открыть представительство в другой стране без торгового присутствия и уплаты налога на доход для рекламных целей и привлечения инвестиционного капитала в Россию;
2) открыть отделение (дочернюю
компанию) за рубежом с обложением
всех доходов налогом на
3) вложить свободные средства в капитал зарубежной компании с уплатой налога в России и дополнительной минимизацией платежей при условии более низких ставок корпоративного налога по сравнению с налогом на прибыль в РФ;
4) открыть совместное
предприятие с раздельной
5) организовать бизнес
в любой форме в оффшорной
зоне с минимальным
В любом случае как одну
из первоочередных задач необходимо
рассматривать детальный анализ
системы налогов в стране-
При открытии бизнеса (присутствия) в зарубежной стране российскому предприятию необходимо учитывать:
1) ступенчатые ставки
корпоративного налога в
2) отсутствие льгот в
чистом виде для среднего по
объему продукции предприятия
в США и Великобритании, где
льготы компенсируются
3) уплату на внутреннем
рынке стран либо НДС, либо
налога с продаж для
4) сложную систему акцизов, когда одни и те же товары в разных странах подлежат или не подлежат обложению налогом, а ставки выражены в натуральных единицах, для минимизации платежей;
5) общую дифференциацию
ставок налогов,
6) соотношение ставок
подоходного налога, уплачиваемого
работником, и отчислений на социальное
страхование, уплачиваемых
7) высокие ставки подоходного налога с физических лиц за рубежом для решения вопроса о резидентности работников и владельцев предприятия;
8) усиление налогообложения
прибыли налогом на прирост
капитала в 1,1-1,3 раза в зарубежных
странах с отражением
Оптимальное сочетание интересов бизнеса и налогового планирования на основе информационного обеспечения позволит не только минимизировать платежи, но и избежать штрафных санкций и судебных процессов, а также адаптироваться российским предприятиям на мировом рынке.
2.2.3. Сравнительный анализ налогового законодательства России и зарубежных стран
Отличий в законодательстве
РФ и зарубежных стран во много
раз больше, чем общих черт. Это
связано с двумя моментами: учетом
национальных особенностей РФ и определенным
«отставанием» молодой
Одной из самых существенных отличительных особенностей зарубежных систем налогообложения является наличие широкого спектра стимулирующих мер (табл. 3). Они действуют чрезвычайно просто: капитал «перетекает» в выгодные инвестиционные проекты, в том числе направленные на развитие «отсталых» регионов; они направлены на борьбу с безработицей, развитие малого бизнеса, составляющего основу экономики некоторых стран, а также туризма и индивидуального строительства. Эти меры носят прямой характер: выполнение определенных условий гарантирует льготное налогообложение, позволяющее снизить налоговое бремя на величину до 30%. В России, если такие меры осуществляются, они лишь опосредовано влияют на налогооблагаемую базу.
Таблица 3. Отличия системы стимулирующих мер зарубежных стан от РФ
Страны |
Позиция в системе налогообложения зарубежных стран |
Позиция в системе налогообложения в РФ |
|
Германия |
Необлагаемые надбавки к инвестициям земель из бюджета; налоговые льготы фирмам, инвестирующим капитал в слаборазвитые земли |
||
Великобритания Франция Италия |
Сдача в аренду производственных зданий с целью технического развития регионов с временным освобождением от налога на прирост капитала |
||
Норвегия Швеция |
Поощрение децентрализации промышленных предприятий: а). взносы в социальные фонды от 0% в северных районах до 14,1% в центральных; б). для сельских северных районов взносы ниже на 5-10% |
Стимулируются не предприятия,
а работники с помощью |
|
Германия Франция |
Налоговые льготы при создании рабочих мест и переподготовке кадров своими силами |
Расходы на переподготовку кадров включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), косвенно снижая налог. разницу доходов и расходов |
|
Бельгия |
Освобождение от корпорационного налога на 6 лет компаний, добившихся роста производительности труда при увеличении занятости и улучшения использования производственных мощностей |
||
Франция Китай Италия |
Освобождение от налогов вновь созданных предприятий в «отсталых» регионах: а). 24 месяца - полное освобождение от корпорационного налога, в последующие 3 года - на 75, 50 и 25%; б). льготы по налогу на прибыль; в). в течение 10 лет освобождение от корпорационного и местного налогов на предпринимательский доход |
Существовала идентичная схема для малых предприятий до 1998 года |
|
Франция |
Уплата земельного налога в зависимости от тог, застроен участок (налогооблагаемая база - 50% арендной стоимости) или не застроен (80%) |
При нецелевом использовании
участка земельный налог |
|
Дания |
Освобождение от подоходного налога прибыли от продажи квартиры (частного дома) при условии длительного проживания в них собственника, также уменьшение налога при владении ими более 3 лет на 5% ежегодно, но не более 30% |
||
Финляндия Швеция |
Поощрение развития туризма: а) капиталовложения в туризм частично освобождаются от налогов через увеличение амортизационных отчислений до 50%; б) пониженная ставка НДС по туристическим услугам (12 вместо 25%) |
Перевод туристического бизнеса на общие основания (например, по НДС) |
|
Наличие стимулирующих мер предусматривает с другой стороны «антистимулирование», т.е. не запретительные меры, а создание условий, при которых некоторые виды доходов начнут сокращаться в силу естественных причин. Эта система действует в большинстве развитых стран мира не только в области налогов. В любой сфере это выглядит предельно просто: если на дорогах действует значительное ограничение скорости, оно подкреплено не только соответствующими знаками, но и бордюрами, снижающими скорость естественным путем.
Направленность этих мер
аналогична действию стимулирующих
факторов, но преобладающей областью
здесь является решение социальных
задач. Это обычно более узкие
проблемы, возникающие периодически
в каждой стране, как, например, противодействие
водителей оснащению машин
Таблица 4. Отличия в сдерживающих мерах.
Страны |
Позиция в системе налогообложения зарубежных стран |
Позиция в системе налогообложения в РФ |
|
Япония Нидерланды |
Дополнительное |
||
Япония |
Предельно высокие ставки земельного налога в перенаселенных районах; налог на жителя города |
Дифференциация ставок незначительна |
|
Великобритания Франция, Италия |
Лицензионный сбор за занятие
любой предпринимательской |
Лицензионные сборы по отдельным видам деятельности |
|
Норвегия |
Регрессивная ставка социального
налога на свободных предпринимателей,
направленная против роста интенсивности
труда при малом числе |
Прогрессивная ставка |
|
Германия Китай |
Решение социальной задачи табакокурения через увеличение акциза на табачные изделия |
Пропорциональный рост акцизов{1} |
|
Германия |
Дифференцирование налога на автотранспорт (резкое снижение налога на автомобили, оснащенные катализаторами (в 3 раза), и понижение акцизного сбора на бензин для машин с катализаторами с параллельным ростом акцизов на бензин со свинцом; освобождение от налога машин с объемом цилиндра двигателя менее 100 дм3, оснащенных катализатором) |
||
Великобритания |
Ужесточение условий резидентности (по имущественному принципу, по совокупности лет проживания для физических лиц; иностранная компания, не имеющая офиса, подпадает под английский подоходный налог; возможна двойная резидентность по английским законам; перед сменой английской резидентности возникает налогообложение прироста капитала от продажи имущества) |
||
Дания Финляндия |
Защита интересов собственных граждан, по сути дискриминационная политика к иностранцам: а) для иностранных граждан, находящихся на территории до 3 лет, налогообложение подоходным налогом по специальному режиму по ставке 25% без вычетов, далее может быть дано разрешение на 4 года с налогообложением по общим правилам; б) доходы иностранных специалистов и экспертов облагаются по ставке 35% в течение 2 лет |
||
Швеция |
Ограничение предельного размера страховых социальных взносов для работников как вычетов из заработной платы |
Отсутствие социальных взносов, уплачиваемых работником |
|
Дания |
Высокий % при возврате излишне уплаченного налога: а) 4% для подоходного налога; б) 11,75% для налога на прибыль |
Не процент, а пеня до дня выплаты по ставке рефинансирования Центробанка{2} |
|
Информация о работе Налоговое регулирование и его особенности в России и зарубежных странах