Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:51, реферат

Описание

Необходимость государственного регулирования национальной экономики, его сущность и исходные предпосылки. Возникновение внешнеэкономических функций как основа вмешательства государства в сферу внешнеэкономических связей. Методы государственного регулирования, используемые в международной практике.
Характерные черты современной международной практики в области регламентирования внешней торговли — межгосударственный и национальный уровни.

Содержание

Цель курсовой 3
1. Роль государственного регулирования ВЭД в современной экономике. Принципы регулирования ВЭД в международной практике. 4
2. Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД. 14
3. Валютное регулирование и валютный контроль как метод регулирования ВЭД 26
Заключение…………………………………………………………………………………..29
Литература 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая регулироваение.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

       Структура номенклатуры ГС состоит из системы  классификации и системы кодирования. Система классификации имеет шесть ступеней: разделы (21), группы (96), подгруппы (33), товарные позиции (1241), подпозиции (3553), субпозиции (5019). 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ТАРИФНЫЕ И Нетарифные методы регулирования ВЭД в мировой и российской практике 

       Применение  таможенных тарифов в качестве инструмента  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности приводит к необходимости  постановки вопроса об оптимальном уровне таможенно-тарифной нагрузки. Оценка эффективности таможенно-тарифной политики должна сочетать анализ средств государственной политики и реакции на нее субъектов рыночного хозяйства. Как показали исследования экономистов, параметры эффективности тарифной эскалации во многом схожи с закономерностями эффективности налоговой политики (см. рис.1).

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Анализ  экономистов показал, что в большинстве  случаев тарифная эскалация ведет  к относительным экономическим  потерям. В зависимости от влияния внутреннего спроса определенной страны на мировые цены, как известно, различают малые страны и большие страны.

       Введение  таможенных тарифов вызывает в малой стране целый ряд последствий (эффектов).

       Эффект  доходов бюджета – характеризует объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Этот эффект в определенной мере сокращает потребительский излишек, производя перемещение доходов из частного сектора в государственный.

       Эффект  передела – характеризуется тем, что, вследствие введения пошлины происходит перераспределение доходов между потребителями и производителями продукции. Увеличивается доход предприятий, производящих импортозамещающую продукцию.

       Эффект  защиты – возникает вследствие того, что более эффективные в экономическом отношении иностранные товары замещаются менее эффективными отечественными товарами и характеризует экономические потери страны от производства импортозамещающих товаров с более высоким по сравнению с мировым уровнем, издержками.

       Эффект  потребления –  возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке, т.к. потребители не могут больше его приобретать по более низким мировым ценам.

       Последствия введения тарифных ограничений для большой страны также характеризуются эффектами доходов, передела, защиты и потребления.

       Эффект  защиты приводит к падению эффективности внутреннего производства товара. Эффект потребления приводит к сокращению объемов потребления в результате сокращения внутреннего потребления. Перераспределительный эффект также, как и в случае малой страны характеризуется перераспределением доходов от потребителей к производителям. В иных чертах, чем для малой страны, представлен в большой стране эффект дохода. Он состоит из двух частей:

       Эффект внутренних доходов – перераспределение доходов от местных потребителей в бюджет большой страны;

       Эффект  условий торговли – характеризуется перераспределением доходов иностранных производителей в бюджет большой страны. Именно это явление в наибольшей степени характеризует выгоды большой страны от введения таможенных тарифов.

       Эффекты защиты и потребления представляют, фактически, эффекты потери экономики  от введения тарифа. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными за исключением дополнительного эффекта улучшения условий торговли, характерного для большой страны. Однако и в этой ситуации положительный экономический эффект можно ожидать только тогда, когда прибыль от улучшения условий торговли перекроет потери, возникающие из-за необходимости увеличивать менее эффективное национальное производство вследствие сокращения внутреннего потребления.

       Вычисление  всех получаемых эффектов необходимо проводить в каждом конкретном случае. Однако оптимальной считается такая тарифная ставка, при которой обеспечивается максимальный уровень экономического благосостояния страны.

Оптимальный тариф имеет ряд  характеристик:

    • Ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится между нулевым уровнем тарифной нагрузки и запретительной ставкой;
    • Ставка оптимального тарифа относительно невелика;
    • Ставка оптимального тарифа обратно пропорциональна эластичности импорта;
    • Оптимальный тариф, как правило, ведет к экономическому выигрышу одной (большой) страны и к потерям мировой экономики в целом.

       Для смягчения действия тарифных ограничений, дополнительно применяют тарифные квоты – переменные таможенные пошлины, ставки которых зависят от объемов импорта товаров.

       Существует  целый ряд аргументов за применение тарифов и против.

       К аргументам “ЗА” относят:

  • Тариф защищает молодые отрасли национальной экономики;
  • Тариф является средством стимулирования отечественных производителей;
  • Тариф – важный источник бюджетных поступлений;
  • Тариф -  защита национальной безопасности и международного престижа;

       К аргументам “ПРОТИВ” относят:

  • Замедляют экономический рост;
  • Провоцирует торговые войны;
  • Увеличивает налоговое бремя потребителей;
  • Облагая импортные товары, косвенно снижается конкурентоспособность страны;

Способствует  сокращению уровня занятости.

       Эволюция системы нетарифного регулирования ВЭД (международного бизнеса) проходила достаточно стремительно. В предыдущем разделе говорилось, что в международной практике были периоды стремительного увеличения использования всевозможных разновидностей НТО, однако современный этап характеризуется совершенствованием системы международного контроля за их применением. Российская модель государственного регулирования ВЭД относительно молодая. Однако создавалась она с учетом анализа лучших мировых аналогов и пониманием тенденций развития мировой экономики и международных экономических отношений. Тот набор мер НТО, который в настоящее время используется Россией, представляется оптимальным. Он позволяет проводить эффективную внешнеторговую политику и защищать интересы Российской Федерации во внешнеэкономической сфере. Необходимо также отметить, что созданная система государственного регулирования ВЭД позволяет наряду с активно применяемыми инструментами нетарифного регулирования генерировать новые, адекватные любым вызовам внешней среды.

       На  сегодняшний день система нетарифных ограничений РФ может быть охарактеризована как механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), неэкономические, административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между странами.  
 

Система мер нетарифного  регулирования Российской Федерации

                                                                   Рис. 2.

       Анализ  эволюции НТО показывает, что первоначально  они разделялись только на экономические и неэкономические, а выделение технических и административных разновидностей обусловлен расширением практики их применения.  

Базовая модель систематизации НТО

       Рис. 3. Экономические меры нетарифного регулирования. 

       Основное отличие экономических мер от неэкономических (в том числе административных и технических) заключается в том, что применение вторых не нацелено на реакцию экономического механизма (рынка), который и генерирует прогнозируемые последствия их применения.

       К категории экономических мер нетарифного регулирования относят:

  • контроль таможенной стоимости
  • валютный контроль
  • финансовые меры
  • защитные меры
  • дополнительные таможенные обложения

       Структура данной категории НТО указывает  на тесную связь многих из них с  таможенно-тарифными инструментами государственного регулирования ВЭД. Однако, несмотря на то, что генетически существует такая близость, согласно международным методикам, антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, а также методы определения и контроля таможенной стоимости относятся к нетарифным ограничениям.   Это, прежде всего, объясняется особым характером и методикой их применения.

       Методика  определения таможенной стоимости  в практике таможенного регулирования  ВЭД в РФ заложена Законом РФ «О таможенном тарифе», вступившим в силу с 1 июля 1993 г. Согласно этому закону отечественная практика исчисления таможенной стоимости опирается на методики, установленные Соглашением по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) – Кодекса таможенной стоимости. Принятие такого порядка исчисления таможенной стоимости создает позитивные предпосылки интеграции России в современную систему мирохозяйственных связей.

Экономические меры нетарифного  регулирования

                                                                               Рис. 4

         Валютный контроль, как инструмент государственного регулирования ВЭД РФ, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Дополнительные компоненты механизма валютного контроля формируются указами Президента РФ, инструкциями и положениями Центрального банка РФ и Федеральной таможенной службы России.

       К отдельной категории защитных мер  в системе НТО необходимо отнести  меры дополнительного таможенного обложения. НДС, акцизы и другие налоги применяются как нетарифные меры регулирования ВЭД для обеспечения защиты интересов отечественных производителей и поддержания конкурентоспособности отечественных товаров. В этом проявляется их функциональное родство с таможенными пошлинами.

       Как уже говорилось, особым видом НТО  являются антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины. Общим условием их применения является то, что они могут применяться только тогда, когда ввоз иностранных товаров наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо отрицательно влиять на увеличение объемов их производства.

       Применение  антидемпинговых пошлин в международной практике имеет относительно недавнюю историю. Применение этих инструментов внешнеторговой политики отмечают только на рубеже XX – XXI в. и объясняют как противодействие практике снижения цен, применявшейся ТНК. Эти пошлины являются инструментом избирательного воздействия, их применяют к импорту иностранной продукции, который существенно дезорганизует местный рынок.

       Компенсационные пошлины применяется в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров.

       Компенсационные пошлины исторически являются реакцией на возросший уровень субсидирования экспорта. Они призваны ликвидировать  преимущества такого экспорта путем  дополнительного обложения, как  правило, в размере близком к величине субсидии. Они применяются и в тех случаях, когда уровень импортных цен не дает оснований для антидемпинговых акций, но является «избыточно» конкурентоспособным по сравнению с уровнем внутренних цен.

Информация о работе Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности