Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:51, реферат

Описание

Необходимость государственного регулирования национальной экономики, его сущность и исходные предпосылки. Возникновение внешнеэкономических функций как основа вмешательства государства в сферу внешнеэкономических связей. Методы государственного регулирования, используемые в международной практике.
Характерные черты современной международной практики в области регламентирования внешней торговли — межгосударственный и национальный уровни.

Содержание

Цель курсовой 3
1. Роль государственного регулирования ВЭД в современной экономике. Принципы регулирования ВЭД в международной практике. 4
2. Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД. 14
3. Валютное регулирование и валютный контроль как метод регулирования ВЭД 26
Заключение…………………………………………………………………………………..29
Литература 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая регулироваение.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

     Валютное  регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты.

     ВАЛЮТНЫЙ  КОНТРОЛЬ - контроль компетентных органов государства и их агентов за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций, составная часть финансового контроля и таможенного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, агентами - уполномоченные банки и другие организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Как составная часть таможенного контроля валютный контроль означает совершение таможенными органами необходимых действий, направленных на соблюдение физическими и юридическими лицами установленного законом и иными нормативно-правовыми актами порядка перемещения валюты и валютных ценностей через таможенную границу РФ. 

      Органы  валютного контроля в пределах своей  компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации. Они определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В соответствии со ст.11 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ, а так же Правительство РФ в соответствии с российским  законодательством. Так  Центральный банк РФ:

  • определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
  • издает нормативные акты;
  • проводит все виды валютных операций
  • устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения  нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ
  • устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также  случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ
  • устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии
  • устанавливает единые формы учета, отчетности, документации, статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок  и сроки их предоставления
  • готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам
  • выполняет другие функции, предусмотренные законами РФ

     Агентами  валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля (так, например, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ, причем под уполномоченными банками понимаются банки получившие лицензии от ЦБ РФ на проведение валютных операций).

     В соответствии со ст. 12 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”  агенты, так же как и органы проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

     Лица, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, в целях валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

     К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

  • физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ
  • дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами РФ
  • находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов - юридических лиц и организаций не являющихся юридическими лицами

     В число нерезидентов входят

  • физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ
  • находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства
  • находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами

Все юридические  и физические лица стран-участников СНГ рассматриваются в качестве нерезидентов, если иное не установлено  специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами.

       На  уровне предприятий валютное регулирование осуществляется в рамках валютно-финансовых условий внешнеэкономических контрактов, которые включают:

  • валюту цены и способ ее определения,
  • валюту платежа,
  • курс пересчета валюты цены в валюту платежа при их несовпадении,
  • различные оговорки, защищающие стороны от валютных рисков в результате изменения курса валют,
  • условия расчетов (наличный расчет или в кредит),
  • форму расчетов,
  • средства платежа (векселя, чеки и т.д.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение    

 Не вызывает  сомнения, что роль и место внешних экономических связей должны измениться, тем более что возможности для дальнейшего экстенсивного роста экспорта уже практически исчерпаны. ВЭС должны во все возрастающей степени влиять на развитие рыночных связей внутри страны. В этом контексте развитие промышленного экспорта, прежде всего наукоемкой продукции, должно помочь раздвинуть рамки внутреннего спроса, сделать экономический рост неинфляционным, дать импульс инвестициям и производству во многих секторах национальной экономики.    

 Соответственно  приоритетное значение приобретает  решение задачи создания внутренних  и внешних условий для эффективной  интеграции России в мировое  хозяйство, реализации ее конкурентных  преимуществ.    

 Прошло время  для опережающих темпов либерализации внешнеэкономических связей. На первый план выходят такие направления, как обеспечение необходимого уровня защиты внутреннего производства, содействие развитию экспорта наукоемкой продукции и услуг, защита интересов российских участников ВЭД на внешнем рынке.    

 Отличительной  и наиболее существенной чертой  предстоящего периода в области  внешнеэкономической деятельности  явится проведение комплекса  мероприятий, позволяющих достичь  значительного прогресса в институциональной  интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня субсидирования сельского хозяйства.    

 Присоединение  к ВТО станет важным фактором  улучшения торгово-политических условий международного экономического сотрудничества для России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым, страна получит защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем оказывать, непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными интересами.    

 В этом  контексте особое значение приобретают  присоединение России к ВТО  на выгодных для себя условиях, активизация торгово-политической работы, направленной на обеспечение рынков сбыта для российской наукоемкой продукции и услуг, в том числе и нетрадиционных рынков. Необходимо также предусмотреть определенное ужесточение системы государственного регулирования ВЭС, не входя при этом в противоречие с принятой в мире практикой и с общим курсом на либерализацию.    

 Ее суть  заключается в том, что иностранный  капитал, воспользовавшись кризисным  состоянием отечественного производства, а также открытостью российских  предпринимательских структур создает внутри страны настоящий торгово-финансово-сбытовой комплекс (иногда даже с элементами производства), который, прежде всего благодаря огромным прибылям занял практически центральное место на потребительском рынке страны, и в первую очередь на наиболее привлекательных его сегментах (в крупнейших городах и морских портах). Благодаря своей финансовой мощи, обеспеченной во многом в ущерб российским производителям, и хорошей структурированности этот комплекс мобилизует на российском рынке значительную часть свободных капиталов, отвлекая их от других сфер приложения, а за счет контроля за соответствующей инфраструктурой создает препятствия на пути реализации отечественной продукции.     

 Необходимо  в максимально сжатые сроки  отладить и механизм применения традиционных мер антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также защитных мер. Весьма важно также в короткий срок упорядочить ввоз необлагаемых практически никакими налогами товаров, поставляемых в рамках так называемой неорганизованной торговли.    

 В то же  время не исключено, что в  условиях структурного кризиса  отечественного производства могут  понадобиться и более кардинальные  решения, предусматривающие введения  на период структурных преобразований  целого ряда административных  ограничений, направленных на защиту внутренних производителей и создающих для сбыта их продукции льготные условия.     

 Следует отметить, что специфика нового этапа  реформ в части ВЭС нашла  отражение в среднесрочной программе  правительства, которая в этой  сфере исходит прежде всего из необходимости решения триединой задачи: развития экспорта и совершенствования его структуры; защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, главным образом с помощью экономических методов; продолжения курса на интеграцию российской экономики в мировое хозяйство и обеспечения для этого благоприятных внешних условий.     

 Среди основных  мер, предусмотренных в области  ВЭС (некоторые уже приняты), необходимо  выделить принятые Федеральной  программы развития экспорта  и развитие системы кредитования и страхования экспорта, разработку процедуры введения защитных мер, отвечающих правилам и нормам ВТО, снижение экспортных контрактов и валютного контроля и введения на этой базе единой государственной системы внешнеторгового и валютного контроля и учета.    

 Вместе с  тем уже сейчас становится  ясно, что вышеперечисленные меры  отнюдь не обеспечивают реализацию  всего комплекса задач, стоящих  перед ВЭС на сегодняшнем этапе.  Они лишь намечают основные  пути начала движения. Конкретные  механизмы пока лишь обозначаются. В случае же их оптимальной отработки внешнеэкономическая сфера может стать реальным, весомым фактором структурной перестройки российской экономики, восстановления и роста ее производственного потенциала.   
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Использованная литература:

  1. Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью.  –  М.: ИТК «Дашков и К», 2002.
  2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. –  М.: Финансы и статистика, 1999.
  3. Антонов В.Мировая валютная система и международные расчеты.  –  М.: ТЕИС, 2000.
  4. Белов А.П. Международное предпринимательское право. –  М.: Юстицинформ, 2001.
  5. Белорусов А.С.  Международный менеджмент. – М.: Юристъ, 2000.
  6. Бендина Н. Организация и техника проведения внешнеэкономических операций. –  М.: ПРИОР, 2000.
  7. Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. И.П. Фаминского.  –  М.: Республика, 1997.
  8. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: основы: Учебник для вузов  / Под ред. Стровского. –  Л.: Закон и право. ЮНИТИ, 1999.
  9. Гофман Н.Ф., Маховикова Г. Основы внешнеэкономической деятельности.  –  СПб.: Питер, 2001.
  10. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. – М.: Интел-Синтез, 2000.
  11. Дэниелс Д, Радеба Ли Международный бизнес: внешняя среда и деловыеоперации.  –  М.: Дело Лтд, 1994.

Информация о работе Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности