Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:51, реферат

Описание

Необходимость государственного регулирования национальной экономики, его сущность и исходные предпосылки. Возникновение внешнеэкономических функций как основа вмешательства государства в сферу внешнеэкономических связей. Методы государственного регулирования, используемые в международной практике.
Характерные черты современной международной практики в области регламентирования внешней торговли — межгосударственный и национальный уровни.

Содержание

Цель курсовой 3
1. Роль государственного регулирования ВЭД в современной экономике. Принципы регулирования ВЭД в международной практике. 4
2. Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД. 14
3. Валютное регулирование и валютный контроль как метод регулирования ВЭД 26
Заключение…………………………………………………………………………………..29
Литература 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая регулироваение.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

       Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров.

       Введение  защитных мер – непростой процесс. Он требует определенных расследований, расчетов, соблюдения международных процедур. Решение по применению тех или иных мер может быть принято Россией только после соответствующих консультаций со странами, против представителей которых они могут быть приняты. Для принятия решения о применении защитных мер должны быть предъявлены неопровержимые доказательства причинно-следственной связи между параметрами импорта и серьезным ущербом для национальной промышленности. Процедура таких расследований установлена Федеральным законом от 28 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компиляционных мерах при импорте товаров». Российские предприятия, в основном экспортеры, в своей деятельности сталкиваются с серьезными барьерами со стороны иностранных государств, поэтому отечественная система формирования защитных мер будет совершенствоваться.

       Административные  меры нетарифного  регулирования.

       К административным мерам нетарифного  регулирования относят различные запреты, практику лицензирования и квотирования. 

Административные  меры нетарифного регулирования

 

                                                                        Рис. 5 

       Административные  меры нетарифного регулирования  появились в первой половине ХХ века. Известно, например, что уже в 30-е  годы во Франции существовала достаточно развернутая классификация лицензий. В настоящее время процедура применения административных инструментов гораздо проще, чем порядок введения и изменения таможенных пошлин и других экономических инструментов. Административные меры обычно применяются, когда экономические инструменты недостаточно эффективны. Отдавая отчет в том, что применение экономических инструментов не всегда уместно или возможно, международные организации допускают применение административных мер. Такая лояльность привела к тому, что практика применения административных ограничений достаточно обширна и их недооценка чревата для экспортера серьезными неприятностями. В целом ряде случаев административные ограничения касаются экспортеров и в своей стране. При использовании административных ограничений импорта особенно важно предусмотреть разработку системы мер контролирующих и стимулирующих процесс достижения целей их применения. Если вводимые меры не будут иметь комплексный, взаимосвязанный характер, их введение может только навредить стране.

       Из  используемых административных мер эмбарго – наиболее жесткая торгово-политическая мера нетарифного характера, признанная международной практикой. Широкий резонанс в последнее время получили запреты на ввоз в Российскую Федерацию мяса из Польши, а также грузинского и молдавского вин. Россия, как активный член международного торгово-политического сообщества, использует подобные ограничения и на основе конвенциальных решений и решений авторитетных международных организаций, таких как ООН.

       Запреты на ввоз товарной продукции в Российскую Федерацию подразделяются на открытые и завуалированные. Открытые или прямые запреты могут быть временными (до выполнения определенных требований), как в случае с Польшей или Молдавией или постоянными. Примером постоянного открытого запрета может служить ввоз на территорию Российской Федерации печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видео материалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни. В случае введения завуалированных запретов запрет констатируется как результат невыполнения определенных требований. Можно говорить, что чем более явную форму имеет запрет, тем больше политических оснований для его введения. 

       Лицензирование – метод государственного регулирования экспортно-импортных операций, осуществляемый на основе выдачи полномочным государственным органом соответствующего разрешения (лицензии). Порядок применения лицензирования внешнеторговых операций в России определен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральным законами и правовыми актами. В России существует федеральный банк данных выданных лицензий, порядок формирования и ведения которого определяется Правительством РФ.

       Единый  механизм лицензирования внешнеторговой деятельности в России был введен постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. №854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации». Основным органом исполнительной власти, ответственным за выдачу лицензий является Министерство экономического развития и торговли РФ.

       Автоматическое  лицензирование  в российской практике применяется с 1998 г. Привлекательность автоматических лицензий заключается в том, импортер (экспортер), подавая заявку на лицензию, автоматически получает ее без дополнительных разрешений и согласований.

       Неавтоматическое  лицензирование предусматривает получение  лицензий на экспорт (импорт) при соблюдении дополнительных требований (например, получение согласования на ввоз/вывоз товаров в контролирующем органе - соответствующем министерстве, ведомстве и т.п.).

       Квотирование – количественное ограничение размеров импорта/экспорта с помощью так называемых глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов ограничений (квот). Оно используется для обеспечения сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств. Квотирование является механизмом успешного ведения торговых переговоров, позволяющим достигать взаимовыгодных договоренностей.

       Необходимо  отметить, что, несмотря на то, что по большинству существующих классификаций квотирование относят к нетарифным ограничениям, применение квот по законам спроса и предложения оказывает влияние на конечные цены и объемы импортируемых (экспортируемых) товаров. В этом проявляется их взаимосвязь с экономическим механизмом.

       Технические барьеры в системе нетарифных ограничений.

       Применение  технических барьеров (требований) распространяется на отдельные категории товаров, пересекающих таможенную границу. В соответствии с современной внешнеторговой практикой национальная система технических ограничений должна быть тесно увязана с международными стандартами. Основным международным документом, регулирующим применение технических барьеров, является Соглашение по техническим барьерам и торговле в рамках ВТО. Несмотря на то, что за национальными государствами закреплено право самостоятельно определять степень и порядок защиты жизни своих граждан, животных, растений или окружающей среды на своей территории, считается недопустимым, чтобы их действия в сфере установления технических барьеров препятствовали выработанным правилам международной торговли.

       Технические меры, используемые в России, включают разрешительную систему, которая осуществляется через контроль государственных органов, например, предоставление к таможенному оформлению документов отдельных министерств и ведомств, при ввозе радиоэлектронных средств, культурных ценностей, оружия и боеприпасов невоенного назначения и других товаров.

       Особое  место в системе мер государственного контроля над импортом занимают, так называемые, специальные требования, которые призваны обеспечить всесторонний контроль качества ввозимой продукции. В данную категорию входят меры по сертификации товаров, ветеринарный, санитарный и фитосанитарный контроль, требования экологического характера.

       Технические меры нетарифного регулирования в РФ

                                                                              Рис. 6 

       Под техническими условиями следует понимать требования к соответствующей упаковке, маркировке, заполнению инструкций на русском языке, а также возможность проведения различного рода экспертиз таможенными и специально аккредитованными лабораториями.

       В контексте международных дискуссий  по проблемам интеллектуальной собственности, промышленного шпионажа и т.д. особое место в системе технических НТО занимают мероприятия по защите прав интеллектуальной собственности. Российское законодательство об объектах интеллектуальной собственности (ОИС) содержит четыре самостоятельных института: авторское право, патентное право, законодательство об индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) и законодательство о нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности. Учитывая характер дискуссий и требований при присоединении России к ВТО, стремление нашей страны к интеграции в мировую экономику, следует ожидать особого внимания власти к проблемам регулирования перемещения через российскую границу ОИС и совершенствования действующего механизма.

       Неэкономические методы регулирования.

       Согласно  современным международным классификациям к числу наиболее значимых нетарифных мер регулирования международного бизнеса относятся такие неэкономические методы как различные торговые договоры и система правовых режимов. Российская Федерация в своей практике регулирования отношений международной торговли активно использует и те, и другие. В общем виде система неэкономических методов регулирования выглядит следующим образом (см. рис.7)

       Неэкономические методы регулирования  ВЭД

 

                                                                                                                                                   Рис. 7

       Специфика применения РФ неэкономических методов  регулирования ВЭД обусловлена  тем, что страна пока не является полноценным  членом таких международных экономических организаций как ВТО, в которых практика применения торговых договоров и правовых режимов подчинена внутреннему регламенту.

       На  двусторонней основе торговые отношения  между государствами регулируются с помощью торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнительной власти и подлежат ратификации законодательной властью. Они заключаются обычно на пять – десять лет и подлежат дальнейшему пересмотру.

       Торговый  договор (соглашение) – это вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли.

       Основополагающим  принципом современного международного права является то, что каждое государство обладает исключительной юрисдикцией над своей территорией, и все юридические и физические лица, находящиеся на этой территории, под нее попадают. Поэтому для характеристики торговых договоров принципиально важно понимать содержание и особенности режима, который представляется на территории данного государства иностранным товарам, услугам и капиталу.

       В этой связи режим наибольшего благоприятствования (РНБ) представляет собой условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, и предусматривающее предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуются и (или) будут пользоваться любое третье государство. Принцип РНБ является одним из основополагающих в системе взаимодействия стран-членов ВТО.

       Национальный  режим – это режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами – членами интеграционных группировок.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Валютное регулирование и контроль как метод регулирования ВЭД

     Все расчеты, используемые во внешнеэкономической деятельности предприятий, регулируются государственными органами в соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”

Информация о работе Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности