Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
Введение
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
В
связи с этим знание налогового законодательства,
порядка и условий его
Целью данной работы является систематизация знаний в области налогообложения. В этих целях в работе раскрываются такие понятия, как экономическая сущность и функции налогов, их классификация, изложены вопросы налогового бремени. Исследованы актуальные проблемы организации налоговой системы РФ. В частности, углубленно рассмотрены вопросы налоговых обязательств и способах их обеспечения.
Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе раскрывается сущность налогов и их функций. Излагаются также такие понятия, как элементы налогообложения. Только при наличии их полной совокупности обязанность по уплате налога считается установленной.
Достаточно подробно рассмотрены вопросы о возникновении, изменении и прекращении налоговых обязанностей.
Во второй главе дан анализ налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и сделаны соответствующие выводы.
Данная работа дает представление
о: налогах как экономической системы;
способах обеспечения налоговых обязательств
(пеня, приостановление операций налогоплательщика
по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика,
залог и поручительство); сроках уплаты
налогов и возможности их изменения, при
наличии определенных обстоятельств на
более поздний срок; установленных законом
льготах и ряде других важных вопросов,
связанных с налогообложением.
1.
ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Налог как экономическая система
1.1.1 Понятие и сущность налога
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги – один из древнейших финансовых институтов. Их появление связано с возникновением и становлением государственности. Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые средства, которые оно и получает посредством налогов. Поэтому государство не может обойтись без налогов. Управление экономикой, оборона, суд, таможня, охрана порядка, бесплатное медицинское обслуживание и образование – вот далеко не полный перечень тех направлений расходов федерального бюджета страны, для финансирования, которых необходимо собирать налоги. Таким образом, со времени возникновения государства налоги стали необходимой частью экономических отношений.
Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
А.
Смит (1723 – 1790) определял налог как
бремя, накладываемое государством
в законодательном порядке, в
котором предусмотрены его
Налоговый кодекс РФ дает следующее определение искомому понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»1.
Таким образом, данное определение содержит следующие значимые характеристики налогового платежа:
Понимание термина «налог» по меткому выражению Е.Н. Евстигнеева3, способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Без точного определения этого термина невозможно правильно установить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика.
От налогов следует отличать сборы. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
На рис. 1 представлены различающиеся черты проявления налогов и сборов.
Рис. 1. Проявление отличительных признаков в понимании налогов и сборов
Проводя
различие между налогами и сборами,
российское налоговое законодательство
рассматривает эти категории
как очень близкие по таким
параметрам, как установление, уплата,
контроль за соблюдением законодательства,
способы администрирования и др.
1.1.2 Функции налогов
Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию или налогам присущ многофункциональный характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень данной полемики.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Функции налогов должны выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.
В экономической среде до сих пор нет единого мнения о составе и содержании налоговых функций. Функциональная определенность налогообложения крайне важна. Она предопределяет особенности построения налогов, характер их действия и сферу применения, формируя, таким образом, направленность налоговой политики. Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы.
Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции налогов. По их мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога. Только фискальная функция за всю многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она самодостаточна, естественным образом находит свое собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах.
Другие ученые, в частности, Д.Г. Черник4, ограничиваются рассмотрением двух функций – фискальной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отношениям. По его мнению, регулирующая функция неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, представляя собой единство противоположностей. Однако внутреннее единство не исключает наличия противоречий внутри каждой функции и между ними.
Третья группа ученых, например Л.Н. Лыкова5, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, пологая, что только фискальная и регулирующая функции не охватывают всего спектра налоговых отношений. Кроме этих двух функций, выделяются еще контрольная и распределительная функции.
На
мой взгляд, более обоснованно
все же рассматривать
Выделим четыре функции налогов:
1.1.3 Структура налога
Налог
– это сложная экономико-
Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности обязанность по уплате налога может считаться установленной.
Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.
Хотя структура налогов различна и количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могу считаться определенными, называют существенными или обязательными элементами закона о налоге.
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
Таким образом, следует, совершено однозначный вывод: только при определении всей совокупности обязательных элементов налогообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. В противном случае при неопределении хотя бы одного обязательного элемента налог не может считаться установленным, следовательно, у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно установленные налоги.
Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неустановленным. К факультативным элементам следует отнести:
Информация о работе Налоговые обязательства и способы их обеспеченья