Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
Налоговые
органы самостоятельно рассматривают
и оформляют поручительство в
соответствии с гражданским
Договор с суммой поручительства более 20 млн. руб., подписанный обеими сторонами, направляется на рассмотрение и согласование в ФНС России.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности, налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога – письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Если факт неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговой обязанности был выявлен в результате налоговой проверки, требование должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу решения, принятого по результатам этой проверки. Во всех иных случаях, требование направляется налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки. При этом требование направляется независимо от того, будет привлекаться налогоплательщик к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах или нет.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о:
Налогоплательщик должен исполнить требование в указанные в нем сроки, а если таковых нет – то в течение 10 календарных дней с даты получения требования. Требование об уплате налога передается налогоплательщику лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если речь идет о налогоплательщике-организации, то требование передается его руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации. Если о физическом лице – то оно может быть передано самому лицу или его законному или уполномоченному представителю. Однако если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма. Если после направления требования обязанность по уплате налога или сбора изменилась, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование. В случае ненадлежащего исполнения налоговой обязанности (неуплата налога в установленный срок или неполная уплата налога в установленный срок), возникает основание для применения мер принудительного исполнения налоговой обязанности.
Порядок принудительного взыскания налога зависит от статуса налогоплательщика: в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей в определенных случаях допускается бесспорный порядок взыскания, а в отношении физических лиц – только судебный. Бесспорный порядок взыскания заключается в направлении в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты суммы недоимки по налогу, пени и штрафа. Обязательным условием бесспорного взыскания налога является уведомление налоговыми органами налогоплательщика о вынесенным ими решения о принудительном взыскании не позднее пяти дней с момента принятия данного акта. В случае недостаточности средств на банковском счета налогоплательщика, налоговый орган может взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Взыскание налога за счет имущества производится в определенной последовательности: сначала взыскание обращается на наличные денежные средства; затем – на имущество, непосредственно не участвующее в производственном цикле; при отсутствии такового – на готовую продукцию и иные материальные ценности не, не участвующие или не предназначенные для прямого участия в производстве; затем – на сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве и основные средства; и в последнюю очередь – за счет имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке, а также другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи. Принудительное взыскание налога с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями производится в судебном порядке. Он заключается в том, что налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств налогоплательщика. Исковое заявление должно быть подано в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Налоговый кодекс РФ устанавливает следующую очередность обращения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем: сначала взыскание обращается на денежные средства на счетах в банке, затем – на наличные денежные средства, потом – на имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке, и в последнюю очередь – на иное имущество, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи. В случае принудительного взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации данного имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.
Законодательством о налогах и сборах предусмотрены льготы, которые представляют собой преимущества предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере (ст. 56 Налогового кодекса РФ).
В отношении порядка установления и отмены льгот применяются следующие правила: – льготы по федеральным налогам и сборам по общему правилу устанавливаются и отменяются только Налоговым кодексом РФ. В то же время в ряде случаев законодатель допускает установление льгот по федеральным налогам законами субъектов Российской Федерации. Так, субъектам Российской Федерации предоставлено право понизить ставку налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом установлен нижний порог, менее которого налоговая не может быть опущена (ст. 284 Налогового кодекса РФ).
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах. Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
В зависимости от того, на изменения какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида (рис. 311).
Изъятия – это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков;
Скидки – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика). Скидки бывают общими (ими пользуются все плательщики) и специальными (для отдельных категорий субъектов); стандартными и нестандартными. Так, в России при налогообложении граждан льготы подразделяются на четыре группы: 1) стандартные налоговые вычеты; 2) социальные налоговые вычеты; 3) имущественные налоговые вычеты;
4) профессиональные налоговые вычеты;
Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными, и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), отсрочка или рассрочка уплаченного налога, возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, целевой (инвестиционный) налоговый кредит.
ИЗЪЯТИЯ
Рис. 3. Виды налоговых льгот
Сокращение
налогового оклада (валового налога) может
быть частичным и полным, на определенное
время и бессрочно. Полное освобождение
от уплаты налога на определенный период
называется налоговыми каникулами.
2.
АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ
ПОСТУПЛЕНИЙ В
БЮДЖЕТ РФ
Доходами бюджета являются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Основным источником доходов Федерального бюджета являются налоговые поступления.
В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
Анализ поступлений налогов в текущем году дает следующую картину: общая характеристика платежей в бюджетную систему в первом полугодии 2009 г. продолжает оставаться неблагоприятной: поступления налогов, администрируемых ФНС России, составили лишь три четверти от соответствующего периода 2008 г. Объем и структура поступлений основных видов налогов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Поступление отдельных видов налогов и сборов в бюджетную систему РФ за январь – июнь 2008 – 2009 гг., млрд. руб.
Налоги и сборы | I
полугодие 2008 г. |
I
полугодие 2009 г. |
Структура, % к итогу | |
I
полугодие 2008 г. |
I
полугодие 2009 г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всего | 3520 | 2533,2 | 100 | 100 |
В том числе: | ||||
налог на прибыль организаций | 1315,5 | 634,2 | 37,4 | 25,1 |
налог на добавленную стоимость | 440,4 | 570,6 | 12,5 | 22,5 |
акцизы | 151,6 | 154,3 | 4,3 | 6,1 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 862,2 | 417,9 | 24,5 | 16,5 |
остальные федеральные налоги и сборы | 750,3 | 756,2 | 21,3 | 29,8 |
Информация о работе Налоговые обязательства и способы их обеспеченья