Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
Источник: данные ФНС России.
Падение налога на прибыль и платежей за пользование природными ресурсами прямо вытекает из сокращения производства (ухудшение финансовых итогов) и снижения НДПИ (снижение цен на нефть и ставок налога). В свою очередь, относительное «благополучие» акцизов и «остальных» налогов (в основном, НДФЛ) объясняется повышением ставок акцизов и мерами по поддержке занятости и доходов работников (см. рис. 3, 4).
Рис. 3. Поступление налогов и сборов в бюджет РФ за I полугодие 2008 г.
Рис.
4. Поступление налогов и сборов
в бюджет РФ за I полугодие 2009 г.
«Выдающийся» рост НДС связан исключительно с изменениями порядка уплаты налога, «занизившими» поступления НДС в январе – июне 2008 г., что, кстати, оттеняется двумя обстоятельствами: 1) поступление внутреннего НДС в первой половине 2009 г. меньше, чем за первые полгода 2007 г.; 2) поступление НДС за 7 мес. 2009 г. составляет 80% от платежей соответствующего периода прошлого года (рис. 5).
Рис. 5. Поступление в бюджетную систему РФ налога на добавленную стоимость в
январе – июле 2008 – 2009 гг.
В первой половине 2009 г большее, чем в целом по всем видам деятельности, падение налоговых платежей показали (суммарно) семь основных производственных отраслей «Сельское хозяйство», «Рыболовство», «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Строительство», «Транспорт и связь»): их платежи без учета таможенных доходов сократились на 30%.
С учетом вывозных таможенных пошлин представление о динамике бюджетных доходов от этих отраслей дает рис. 6.
Рис. 6. Налоговые
поступления по основным видам деятельности*
и вывозные таможенные пошлины в 2008 –
2009 гг.
С весны
2009 г. вслед за повышением нефтяных
цен обозначились признаки роста
внешнеэкономических доходов. Налоговые
платежи, администрируемые ФНС России,
по укрупненным видам деятельности представлены
в табл. 2.
Таблица 2
Поступление
в бюджетную систему РФ доходов,
администрируемых ФНС России, и доходов
от внешнеэкономической
Виды экономической деятельности | I
полугодие 2008 г. |
I
полугодие 2009 г. |
Гр. 3/гр. 2,
% |
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего | 3849,2 | 2992,6 | 77,8 |
В том числе: | |||
1. Сельское
хозяйство, охота и лесное |
21,0 | 14,4 | 68,6 |
2. Добыча полезных ископаемых | 1037,7 | 525,4 | 50,6 |
3. Обрабатывающие производства | 598,9 | 446,0 | 74,5 |
В том числе: | |||
производство пищевых продуктов | 105,2 | 115,9 | 110,2 |
производство табачных изделий | 39,6 | 48,9 | 123,5 |
производство нефтепродуктов | 84,7 | 84,8 | 100,1 |
производство машин и оборудования | 53,8 | 49,0 | 91,1 |
4. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 131,0 | 146,8 | 112,1 |
5. Строительство | 192,6 | 202,5 | 105,1 |
6. Оптовая
и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, |
364,7 | 316,3 | 86,7 |
7. Транспорт и связь | 277,6 | 245,8 | 88,5 |
В том числе: | |||
связь | 91,5 | 90,7 | 99,1 |
8. Финансовая деятельность | 170,2 | 158,8 | 93,3 |
9. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 500,6 | 341,7 | 68,3 |
10. Государственное
управление и обеспечение |
77,0 | 86,6 | 112,5 |
11. Образование | 57,3 | 67,5 | 117,8 |
12. Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 45,8 | 51,5 | 112,4 |
Источник: данные ФНС России.
Отраслевой анализ показал, что:
Таблица 3
Поступление налогов в бюджетную систему РФ за январь – июнь
2008 –
2009 гг. по виду деятельности «
Виды экономической деятельности | I
полугодие 2008 г. |
I
полугодие 2009 г. |
Гр. 3/гр. 2,
% |
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего | 105,2 | 115,9 | 110,2 |
В том числе: | |||
налог на прибыль организаций | 16,1 | 13,1 | 81,4 |
налог на добавленную стоимость | 17,4 | 33,4 | 192,0 |
акцизы | 51,0 | 47,2 | 92,5 |
1 | 2 | 3 | 4 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 0,2 | 0,1 | 50,0 |
остальные федеральные налоги и сборы | 14.1 | 15,0 | 106,4 |
Источник: данные ФНС России.
На примере производства пищевых продуктов можно видеть, что рост налогов обусловлен, главным образом, ростом НДС, о причинах которого речь шла выше.
Выводы: Насколько позволяет судить налоговая статистика первой половины 2009 г., положение реального сектора остается сложным. Налоги как определенный показатель потенциала развития производства говорят по меньшей мере:
Заключение
Специфика налога как форма изъятия части собственности плательщика предполагает наличие определенных требований к его установлению, исчислению и уплате, основным из которых является требование законности. В нормативно-правовом акте о каждом налоге содержится исчерпывающий набор информации, который устанавливает обязанное лицо, размер налогового обязательства, порядок и сроки его исполнения и др. в совокупности этот набор образует определенную структуру налога. Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога. Элементы налога формируют условия налогообложения и определяют содержание конкретного налогового обязательства.
В НК четко прописаны права и обязанности как налогоплательщиков, так и государства в лице его контрольных органов. Это позиционирует налоговое правовое поле, вводит в законодательное русло процесс налоговых взаимоотношений, улучшает налоговое администрирование. В НК усовершенствованы механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства. В частности, введен институт требования в форме напоминания налогоплательщику о необходимости уплатить налог. Налоговые органы первоначально должны предъявлять требования уплатить налог, а уже затем в законодательном порядке имеют право применять финансовые и административные санкции к неплательщикам. Налоговым кодексом существенно ограничены возможности применения “силовых” мер при неисполнении налогоплательщиком возложенных на него обязательств. Впервые за все время действия налоговой системы России установлен четкий порядок изменения срока исполнения налогового обязательства, осуществляемый в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Кодекс оговаривает платность за предоставленные отсрочки или рассрочки уплаты налогов, за исключением изменения срока исполнения налогового обязательства по отдельным основаниям, в том числе связанным с недофинансированием из государственного бюджета или неоплатой государственного заказа. В Налоговом кодексе четко прописана система штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, уменьшены ранее действовавшие необоснованно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. При этом Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений.
Список использованной литературы
Информация о работе Налоговые обязательства и способы их обеспеченья