Налоговые обязательства и способы их обеспеченья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Работа состоит из  1 файл

налоги.doc

— 325.50 Кб (Скачать документ)

      Источник: данные ФНС России.

      Падение налога на прибыль и платежей за пользование природными ресурсами прямо вытекает из сокращения производства (ухудшение финансовых итогов) и снижения НДПИ (снижение цен на нефть и ставок налога). В свою очередь, относительное «благополучие» акцизов и «остальных» налогов (в основном, НДФЛ) объясняется повышением ставок акцизов и мерами по поддержке занятости и доходов работников (см. рис. 3, 4).

     Рис. 3. Поступление налогов и сборов в бюджет РФ за I полугодие 2008 г.

     

     Рис. 4. Поступление налогов и сборов в бюджет РФ за I полугодие 2009 г. 

     «Выдающийся»  рост НДС связан исключительно с  изменениями порядка уплаты налога, «занизившими» поступления НДС в январе – июне 2008 г., что, кстати, оттеняется двумя обстоятельствами: 1) поступление внутреннего НДС в первой половине 2009 г. меньше, чем за первые полгода 2007 г.; 2) поступление НДС за 7 мес. 2009 г. составляет 80% от платежей соответствующего периода прошлого года (рис. 5).

    Рис. 5. Поступление  в бюджетную систему РФ налога на добавленную стоимость в

     январе  – июле 2008 – 2009 гг.

     В первой половине 2009 г большее, чем в целом по всем видам деятельности, падение налоговых платежей показали (суммарно) семь основных производственных отраслей «Сельское хозяйство», «Рыболовство», «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Строительство», «Транспорт и связь»): их платежи без учета таможенных доходов сократились на 30%.

      С учетом вывозных таможенных пошлин представление  о динамике бюджетных доходов от этих отраслей дает рис. 6.

     

    Рис. 6. Налоговые  поступления по основным видам деятельности* и вывозные таможенные пошлины в 2008 – 2009 гг. 

С весны 2009 г. вслед за повышением нефтяных цен обозначились признаки роста  внешнеэкономических доходов. Налоговые платежи, администрируемые ФНС России, по укрупненным видам деятельности представлены в табл. 2. 
 
 

     Таблица 2

     Поступление в бюджетную систему РФ доходов, администрируемых ФНС России, и доходов  от внешнеэкономической деятельности в январе – июле 2008 – 2009 гг.

Виды  экономической деятельности I

полугодие

2008 г.

I

полугодие

2009 г.

Гр. 3/гр. 2,

%

1 2 3 4
Всего 3849,2 2992,6 77,8
В том  числе:      
1. Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 21,0 14,4 68,6
2. Добыча  полезных ископаемых 1037,7 525,4 50,6
3. Обрабатывающие производства 598,9 446,0 74,5
В том  числе:      
  производство  пищевых продуктов 105,2 115,9 110,2
  производство  табачных изделий 39,6 48,9 123,5
  производство  нефтепродуктов 84,7 84,8 100,1
  производство  машин и оборудования 53,8 49,0 91,1
4. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 131,0 146,8 112,1
5. Строительство 192,6 202,5 105,1
6. Оптовая  и розничная торговля; ремонт  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования 364,7 316,3 86,7
7. Транспорт  и связь 277,6 245,8 88,5
В том  числе:      
   связь 91,5 90,7 99,1
8. Финансовая  деятельность 170,2 158,8 93,3
9. Операции  с недвижимым имуществом, аренда  и предоставление услуг 500,6 341,7 68,3
10. Государственное  управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 77,0 86,6 112,5
11. Образование 57,3 67,5 117,8
12. Здравоохранение  и предоставление социальных  услуг 45,8 51,5 112,4

     Источник: данные ФНС России.

     Отраслевой  анализ показал, что:

  1. Заметный рост налогов в непроизводственных отраслях (управление, образование, здравоохранение) почти полностью вызван естественным ростом заработной платы занятых в них работников при сохранении общей численности. Если судить по поступлениям НДФЛ, из базовых отраслей в худшем положении с точки зрения оплаты труда оказались «Строительство» и «Обрабатывающие производства» в целом: их платежи сократились более чем на 10%, тогда как все другие отрасли показали рост. Вместе с тем рост НДФЛ имели и некоторые обрабатывающие виды деятельности, такие, как производство пищи и нефтепродуктов.
  2. Низкий уровень поступлений от добывающих отраслей объясняется глубоким падением НДПИ, который завязан на мировые цены. С весны 2009 г. вслед за ростом мировых цен на нефть НДПИ медленно, но последовательно растет: если в январе – марте 2009 г. поступления налога составили 46% от соответствующего периода предшествующего года, то в июле текущего года этот показатель был выше на 10 процентных пунктов.
  3. Увеличение доходов от производства и распределения электроэнергии, газа и воды связано с ростом тарифов. Эта отрасль – 0 одна из немногих, сумевших при сокращении производства увеличить прибыль и платежи налога на прибыль.
  4. Заметный рост налоговых поступлений от производства табачных изделий в решающей мере обязан повышению с 2009 г. акцизов на 25 – 30%.
  5. Поступление налогов от предприятий пищевой промышленности, как видно из табл. 2, выросло на 10%, а структура налогов этой отрасли представлена в табл. 3.

    Таблица 3

    Поступление налогов в бюджетную систему  РФ за январь – июнь

    2008 –  2009 гг. по виду деятельности «Производство  пищевых продуктов», млрд. руб.

Виды  экономической деятельности I

полугодие

2008 г.

I

полугодие

2009 г.

Гр. 3/гр. 2,

%

1 2 3 4
Всего 105,2 115,9 110,2
В том  числе:      
налог на прибыль организаций 16,1 13,1 81,4
налог на добавленную стоимость 17,4 33,4 192,0
акцизы 51,0 47,2 92,5
1 2 3 4
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами  0,2 0,1 50,0
остальные федеральные налоги и сборы 14.1 15,0 106,4

     Источник: данные ФНС России.

     На  примере производства пищевых продуктов  можно видеть, что рост налогов  обусловлен, главным образом, ростом НДС, о причинах которого речь шла выше.

     Выводы: Насколько позволяет судить налоговая статистика первой половины 2009 г., положение реального сектора остается сложным. Налоги как определенный показатель потенциала развития производства говорят по меньшей мере:

  • о существенном снижении у предприятий внутренних финансовых результатов - ресурсов роста по сравнению с докризисным уровнем;
  • о значительном сокращении у государства средств – возможностей для «традиционной» помощи производству и осуществления стратегической промышленной политики: ко всему прочему антикризисные «антиналоговые» меры только начинают сказываться на доходах бюджета и еще дадут знать о себе в будущем;
  • о высоком потенциале падения доходов работников реального сектора: объемы производства упали на 10 – 40%, тогда как доходы   – не более чем на 10% (или даже выросли), что при возможном затяжном характере кризиса неизбежно приведет к «смягчению диспропорции», т.е. к снижению доходов занятых в производстве людей, и соответственно потребует дополнительных бюджетных расходов на социальную сферу.
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

           Специфика налога как форма изъятия части собственности плательщика предполагает наличие определенных требований к его установлению, исчислению и уплате, основным из которых является требование законности. В нормативно-правовом акте  о каждом налоге содержится исчерпывающий набор информации, который устанавливает обязанное лицо, размер налогового обязательства, порядок и сроки его исполнения и др. в совокупности этот набор образует определенную структуру налога. Налог – это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие именуются элементами налога. Элементы налога формируют условия налогообложения и определяют содержание конкретного налогового обязательства.

     В НК четко прописаны права и обязанности как налогоплательщиков, так и государства в лице его контрольных органов. Это позиционирует налоговое правовое поле, вводит в законодательное русло процесс налоговых взаимоотношений, улучшает налоговое администрирование. В НК усовершенствованы механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства. В частности, введен институт требования в форме напоминания налогоплательщику о необходимости уплатить налог. Налоговые органы первоначально должны предъявлять требования уплатить налог, а уже затем в законодательном порядке имеют право применять финансовые и административные санкции к неплательщикам. Налоговым кодексом существенно ограничены возможности применения “силовых” мер при неисполнении налогоплательщиком возложенных на него обязательств. Впервые за все время действия налоговой системы России установлен четкий порядок изменения срока исполнения налогового обязательства, осуществляемый в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Кодекс оговаривает платность за предоставленные отсрочки или рассрочки уплаты налогов, за исключением изменения срока исполнения налогового обязательства по отдельным основаниям, в том числе связанным с недофинансированием из государственного бюджета или неоплатой государственного заказа. В Налоговом кодексе четко прописана система штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, уменьшены ранее действовавшие необоснованно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. При этом Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений.

  • Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою  роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования системы налогообложения. Основные направления проводящейся налоговой реформы сводятся к следующему: построение единой стабильной налоговой системы РФ; сокращение числа налогов; консолидация в федеральном бюджете внебюджетных доходов с сохранением их целевого характера; совершенствование налоговой системы с той целью, чтобы сделать ее более простой и понятной, социально справедливой; отмена «оборотных налогов», т. е. налогов, исчисляемых от объема выручки; увеличение собираемости налогов по пути информированности населения; сокращение числа льгот; установление процедурных и процессуальных норм — правил проведения налоговых проверок, предоставления отсрочек по уплате налогов, возврата излишне уплаченных налогов, обжалования действий налоговой инспекции и др.; пересмотр состава налоговых нарушений и штрафов за них, существенное снижение размеров штрафов; перенос центра тяжести в уплате налогов с юридических лиц на физические лица; изменение структуры налогов.

Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 40 с.;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): Официальный текст. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 528 с.;
  3. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 296 с.;
  4. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.;
  5. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А.И. Косолапов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 872 с.;
  6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: Дело, 2004. – 400 с.;
  7. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. – 592 с.;
  8. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Б.Х. Алиева. – 2-е изд. перераб. и доп.  – М.: Финансы и статистика, 2008. – 448 с.;
  9. Налогообложение организаций: учебник / науч. ред. Л.И. Гончаренко. – М.: Экономистъ, 2006. – 480 с.;
  10. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов / под. ред. И.А. Майбурова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 519 с.;
  11. Налоги: Учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 656 с.;
  12. Н.А. Адамов, Н.А. Дорофеева. Порядок изменения сроков уплаты налогов и сборов // Налоговое планирование. – 2009.  –  № 1. С. 11 – 21.;
  13. Е.В. Уфимцева. Модель финансового механизма формирования бюджетной системы РФ. // Аудитор. – 2009.  –  №3. С. 31 – 37.;
  14. Е.Е. Смирнов. Новые коррективы в Налоговый кодекс. // Аудитор. – 2009. – № 10. С. 3 – 12.;
  15. И.В. Горский, Т.Г. Лебедянская. Налоговая составляющая бюджета в условиях экономического кризиса. // Финансы. – 2009. – №10. С. 44 – 47.

Информация о работе Налоговые обязательства и способы их обеспеченья