Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.
В том случае, если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена на основании возможной угрозы банкротства налогоплательщика или невозможности единовременной уплаты налога, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Во всех других случаях на сумму задолженности проценты не начисляются.
Налогоплательщик,
имеющий необходимые основания
для отсрочки или рассрочки налога,
подает заявление о ее предоставлении
с указанием оснований и
Эти уполномоченные органы должны принять решение по согласованию с соответствующим финансовым органом о предоставлении налогоплательщику отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика. По ходатайству налогоплательщика уполномоченные органы вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты им задолженности.
Отметим то, что, если ущерб причинен налогоплательщику в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы, других обстоятельств непреодолимой силы, а также недофинансирования из бюджета или неоплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа, ФНС России и налоговые органы не вправе отказать налогоплательщику в отсрочке или рассрочке по уплате налога, но при условии отсутствия обстоятельств, вообще исключающих возможность изменения срока уплаты налога. В этом случае отсрочка или рассрочка платежа предоставляется в пределах суммы причиненного налогоплательщику ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты заказа. Если ФНС России или налоговые органы принимают решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, они должны указать конкретные мотивы такого отказа.
Совершенно иное экономическое содержание имеет другая форма изменения срока уплаты налога – инвестиционный налоговый кредит. Получая такой кредит, налогоплательщик имеет возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои текущие платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Если по первой форме изменение срока уплаты может быть произведено по любым налогам, то инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до 5 лет.
Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее – заинтересованное лицо):
Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита служит:
Налоговым
кодексом РФ установлены правила
исчисления сроков, согласно которым рассчитываются
все сроки, установленные законодательством
о налогах и сборах, в том числе и срок
уплаты налогов. Течение срока начинается
на следующий день после календарной даты
или наступления события (совершения действия),
которым определено его начало. Срок, исчисляемый
годами, истекает в соответствующие месяц
и число последнего года срока. Срок, исчисляемый
кварталами, истекает в последний день
последнего месяца срока. Срок, исчисляемый
месяцами, истекает в соответствующие
месяц и число последнего месяца срока.
Если окончание срока приходится на месяц,
в котором нет соответствующего числа,
то срок истекает в последний день этого
месяца. Срок, определенный днями, исчисляется
в рабочих днях, если не установлено иное.
Исполнение налоговой обязанности в узком
ее значении может быть обеспечено соответствующими
правовыми средствами, служащими гарантией
надлежащего исполнения обязанности по
уплате законно установленных налогов
и сборов либо дозволяющие налоговому
органу осуществить принудительное взыскание
налога в случае неисполнения (ненадлежащего
исполнения) налоговой обязанности.
1.3 Способы обеспечения налоговых обязательств
Налоговый кодекс РФ предусматривает закрытый перечень способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, которые подразделяются на две группы: способы общего и ограниченного применения. К первой группе относятся: пеня, приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика. К способам ограниченного применения относятся залог и поручительство. Они применяются только в тех случаях, когда было принято решение об изменении срока уплаты налога или сбора в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Вышеперечисленные способы обеспечения исполнения обязанности условно можно подразделить также на гражданско-правовые (залог, поручительство, пеня) и административно-правовые (арест имущества, приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке).
Отметим,
что арест имущества, приостановление
операций по счетам осуществляются только
в отношении налогоплательщиков-
В налоговом праве пеня носит обеспечительный характер и является денежной суммой, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в рассмотренном выше порядке.
Принудительное взыскание пеней с организаций и ИП производится в бесспорном порядке, а с физических лиц, не являющихся ИП, в судебном порядке.
В судебном порядке взыскание налога и пени с организаций и ИП производится:
Приостановление операций по счетам представляет собой прекращение банком всех расходных операций по данному счету в рамках суммы, указанной в постановлении о приостановлении операций по счету. Исключение составляют операции по осуществлению платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (например, выплаты выходных пособий и оплату труда по трудовому договору, на оплату вознаграждений по авторскому договору, на отчисления во внебюджетные государственные фонды), а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. Данный способ обеспечения уплаты налога (сбора) применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, а также в случае непредставления в налоговый орган налоговой декларации в десятидневный срок по истечении установленного срока представления такой декларации.
Арестом
имущества признается действие налогового
или таможенного органа с санкции прокурора
по ограничению права собственности налогоплательщика
(плательщика сборов – организации, налогового
агента- организации) в отношении его имущества.
Решение о наложении ареста на имущество
налогоплательщика принимается руководителем
(его заместителем) налогового или таможенного
органа в форме соответствующего постановления.
Арест имущества производится в случае
неисполнения налогоплательщиком-
К правоотношениям, возникающим при установлении залога, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Залог оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как налогоплательщик, так и третье лицо. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации, кроме имущества, являющегося предметом залога по другому договору.
Договор поручительства согласно ст. 74 НК РФ оформляется между налоговым органом и поручителем. Со стороны налоговых органов договор поручительства уполномочены рассматривать и заключать управления ФНС России по субъектам Российской Федерации. Для оформления договора налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в управление ФНС России по соответствующему субъекту.
При рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние поручителя, убедиться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетами всех уровней по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также задолженности по платежам во внебюджетные фонды и его платежеспособности. О результатах рассмотрения налоговые органы сообщают поручителю и налогоплательщику в недельный срок после поступления заявления в налоговый орган. При положительном заключении договор подписывается в пятидневный срок.
Основаниями для отказа в заключении договора поручительства могут являться имеющаяся у поручителей задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам, по платежам во внебюджетные фонды, имеющиеся у налогового органа достаточные основания полагать, что налогоплательщик может предпринять меры по уходу от налогообложения в результате договоренности с поручителем, а также выявленная налоговым органом недобросовестность налогоплательщика или поручителя. О том, что налогоплательщик предпримет меры по уходу от налогообложения, могут свидетельствовать:
Информация о работе Налоговые обязательства и способы их обеспеченья