Налоговые проверки НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание

Главной задачей при осуществлении налогового контроля является контроль за соблюдением налогового законодательства.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.61 Кб (Скачать документ)

Исходя из смысла норм НК РФ, в частности, норм, регулирующих порядок проведения камеральной  и выездной проверок (ст. ст. 88, 89 НК РФ), считаем, что 

o проверка соответствия предоставленной налоговой отчетности первичным документам – это объект выездной налоговой проверки.  

o проверка правильности заполнения налоговой отчетности – это объект камеральной проверки. 

Предметом камеральной проверки является исследование документов (налоговой отчетности), предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с законом (деклараций, расчетов, справок и др.), а также правильности исчисления налогов на основании таких документов.

После подачи налогоплательщиков декларации 3-НДФЛ налоговой инспекцией проводится камеральная (невыездная)проверка, на которую может быть приглашен налогоплательщик.

Камеральная налоговая  проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

По результатам  проверки:

  • Присылается запрос налогоплательщику о предоставлении дополнительных документов, либо оригиналов документов;
  • Присылается уведомление о необходимости внесения изменений в декларацию 3-НДФЛ (в следствие ошибок или неточностей);
  • Присылается квитанция на уплату подоходного налога по декларации (если применимо);
  • Присылается решение о возврате подоходного налога (если применимо).
  • При проверки НДФЛ большое внимание уделяют вопросу предоставления вычетов.
 
  • Профессиональные  вычеты
  • Налогоплательщику необходимо обратить внимание на существование различной судебной практики по данному вопросу. В соответствии с Решением ВАС РФ от 06.08.2008 N 7696/08 «налогоплательщик не должен представлять при камеральной проверке документы, подтверждающие его расходы (п. 1 ст. 221 НК РФ). А также отклонил ссылку Минфина на то, что эта обязанность предусмотрена пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик при подаче декларации по НДФЛ не должен представлять документы, подтверждающие заявленный профессиональный вычет, а инспекция не вправе их истребовать». Однако в Постановлении ФАС Уральского округа от 23.07.2008 N Ф09-5192/08-С2 по делу N А76-47/08 суд указал, что в силу ст. 221 НК РФ налогоплательщик вместе с декларацией по НДФЛ должен представить и документы, подтверждающие его расходы. В Постановлении от 12.05.2008 N Ф09-3312/08-С2 ФАС УО, проанализировав ст. ст. 41, 210, 221 НК РФ, сделал вывод, что для проведения камеральной проверки декларации по НДФЛ, в ходе которой проверяется правильность исчисления и уплаты налога, налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
  • Стандартные вычеты
  • В части проверки правомерности стандартных вычетов налоговая инспекция может запросить дополнительные документы, подтверждающие правомерность их предоставления. Стандартные налоговые вычеты, установленные статьей 218 НК РФ, предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет уменьшает налоговую базу на соответствующий установленный размер вычета. Таким образом, стандартный налоговый вычет не накапливается в течение налогового периода и не подлежит суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода. Можно привести следующий пример. Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком декларации по налогу на доходы физических лиц. Признавая решение налогового органа о доначислении налога на доходы физических лиц правомерным, суд указал, что стандартный налоговый вычет, предусмотренный статьей 218 НК РФ, не накапливается в течение налогового периода и не подлежит суммированию нарастающим итогом в случае отсутствия налоговой базы за отдельные месяцы налогового периода. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2007 N А19-19632/06-Ф02-1816/07.)
  • В арбитражной практике встречаются споры между налоговыми органами и налогоплательщиками по вопросу применения стандартных налоговых вычетов в условиях отсутствия налоговой базы.
  • В письме от 07.10.2004 N 03-05-01-04/41 Минфин России по вопросу предоставления стандартного налогового вычета сообщил следующее. Пунктом 3 статьи 210 НК РФ определено, что налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 – 221 НК РФ. Установленные статьей 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета.
 
 
 
 

1.3. Методика проведения  выездных налоговых  проверок налога  на доходы физических  лиц

     3.Налоговые  проверки  

     3.1 Налоговые проверки  и их место в  системе налогового  контроля

     Налоговые проверки проводятся в отношении  налогоплательщиков и плательщиков сборов (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями), а также налоговых  агентов (которыми являются организации, индивидуальные предприниматели). При этом целью налоговых проверок выступает осуществление контроля за полнотой и своевременностью выполнения налогоплательщиками иными фискально-обязанными лицами обязанностей по правильному исчислению, полной и своевременной уплате налогов, а также обязанности в сфере налоговой отчетности, представления фискально-значимой информации и т. д. Жесткое определение сроков проведения проверки представляет собой важную процессуальную гарантию защиты прав и интересов налогоплательщиков, поскольку неограниченное по времени вмешательство налоговых органов в экономическую деятельность проверяемого создает недопустимую неопределенность его правового положения, может представлять угрозу стабильности и планированию хозяйственных операций, его кредитоспособности, отношениям с контрагентами. Налоговые проверки могут проводиться налоговыми органами, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).

     Выездная  налоговая проверка представляет собой  более развернутую и подробную форму налогового контроля, она проводится с выездом к месту нахождения фискально-обязанного лица. Во время проведения проверки налоговые органы вправе исследовать документы, связанные с налогообложением, а также использовать иные формы и методы налогового контроля (ст. 89 НК РФ). В экономической и специальной литературе налоговые проверки называют также фактическими.

     В случае если при проведении камеральных  и выездных налоговых проверок у  налоговых органов возникает  необходимость получения информации о деятельности, связанной с иными  лицами, проводится так называемая встречная налоговая проверка. При  проведении такой проверки налоговые  органы получают от этих иных лиц (например, экономически связанных с проверяемым едиными технологическими цепочками производства поставщиков оборудования, комплектующих) документы, относящиеся к деятельности проверяемого.

     3.2 Организация и  методика проверки  правильности исчисления  и уплаты в бюджет  налога на доходы  физических лиц

     Мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц Предприятие  как основное звено рыночных отношений, является предметом пристального внимания со стороны других объектов хозяйствования, а также государственных налоговых  органов, т.к. существует большая потребность  в достоверной информации о финансово-экономическом  состоянии предприятия. С целью  предотвращения фальсификации документов и мошенничества со стороны налогоплательщиков, налоговые органы проводят различного вида проверки, в том числе по правильности удержания, полноты и  своевременности перечисления в  бюджет налога на доходы физических лиц. Главной задачей Министерства федеральной  налоговой службы России (МФНС) является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. При этом предоставляется право проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну. Проверки проводятся на предприятиях, в учреждениях и организациях юридических лиц всех правовых форм собственности, независимо от вида осуществляемой деятельности, которые обязаны в соответствии со ст. 23 НК РФ (часть 1) производить удержания и своевременное перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц в бюджет. При проведении выездных налоговых проверок проверяющие руководствуются законодательными и нормативными актами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения доходов физических лиц.

     В случае необходимости  проверяющими органами используются действующие  на территории РФ и  её субъектов законодательные  и нормативные  акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, определяющие порядок совершения хозяйственных операций, результаты которых  направляются в виде доходов (в денежной и натуральной  форме) в распоряжение физических лиц.

     Процесс проверки налога на доходы физических лиц  состоит из следующих  этапов:

     До  выхода работников налоговых органов  на предприятие - подготовительный этап, при котором составляется программа  проведения выездной налоговой проверки.

     Проведение  выездной налоговой проверки на предприятии, где подлежат проверке учетные регистры бухгалтерского учета, относящиеся  к данному налогу.

     Оформление  акта выездной налоговой проверки.

     Вынесение решения о привлечении налогового агента к налоговой ответственности  и направление требования об уплате налога.

     Результативность  документальных проверок во многом определяется подготовительными мероприятиями, предшествующими выходу в организацию. Для проведения документальных проверок по соблюдению законодательства по налогу на доходы физических лиц разработаны  программы проведения документальной проверки.

     В базовую программу включены следующие  вопросы:

     - выполнение предложений по акту  предыдущей проверки;

     - соответствие установленным требованиям  порядка ведения налогового учета  по форме № 1-НДФЛ «Налоговая  карточка по учету доходов  и налога на доходы физических  лиц»;

     - соблюдение порядка предоставления  налоговых льгот физическим лицам  на основании соответствующих  документов;

     - соблюдение формы, полноты и  своевременности представления  сведений по форме 2-НДФЛ, в  том числе в случаях перерасчетов  по налогу за предшествующие  годы; осуществлении выплат после  увольнения; невозможности удержания  налога у источника получения  дохода; предоставлении стандартных  налоговых вычетов;

     - правильность определения налоговой  базы физических лиц, применения  налоговых льгот и ставок налогообложения  в разрезе основных работников, совместителей, лиц, получавших  выплаты на основании договоров  гражданско-правового характера;

     - соблюдение своевременности и  полноты перечисления в бюджет  удержанных сумм налога на  доходы физических лиц.

     При составлении программы проверки наряду с изучением материалов предыдущей проверки проводится анализ информации, содержащейся в налоговой отчетности - сведениях о доходах и удержанных суммах налога.

     Сведения  налоговой отчетности используются по совокупности с анализом данных соответствующих форм годовой бухгалтерской  отчетности организации, раскрывающих движение капитала, денежных и заемных  средств, дебиторской и кредиторской задолженности, других показателей, характеризующих итоговые результаты хозяйственных операций, проведение которых предполагает получение доходов физическими лицами, участвующими в их совершении либо в распределении полученных финансовых результатов. По результатам анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, а также с учетом другой имеющейся информации определяется окончательный перечень вопросов, подлежащих выездной налоговой проверке в конкретной организации. Программа документальной проверки утверждается руководителем инспекции или его заместителем. Выездная налоговая проверка начинается с ознакомления с учредительными документами, определяющими правовой статус юридического лица. В учредительных документах определены его наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и виды хозяйственной деятельности. При проверке обращается внимание на предусмотренный учредительными документами порядок распределения полученной прибыли, в том числе в виде выплаты дивидендов, процентов. В случае установления при дальнейшей проверке направления дивидендов по акциям на увеличение уставного капитала организации, суммы таких дивидендов, причитающихся акционерам - физическим лицам, подлежат включению в налоговую базу. Помимо учредительных документов, знакомятся с утвержденным руководителем организации приказом по учетной политике, определяющим способы и порядок ведения бухгалтерского учета и отражения хозяйственных операций в соответствующих учетных регистрах. В ходе документальной проверки изучается принятая в организации система и условия оплаты труда, зафиксированные в соответствующих положениях, коллективных и индивидуальных договорах и контрактах, заключаемых с работниками в соответствии с нормами трудового законодательства. При проверке знакомятся с действующей системой поощрения и закрепления работников, предоставления или оплаты за счет средств организации различного рода социальных и материальных благ, стоимость которых подлежит включению в совокупный доход физических лиц (оплата питания, приобретения проездных билетов, обучения в высших учебных заведениях, вручение подарков к праздничным и юбилейным датам, оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно т.п.). Если, например, организацией осуществлены взносы по долевому участию в строительстве жилья, получение банковских кредитов для выдачи работникам целевых займов на оплату жилья, выделение средств на выдачу безвозмездных субсидий по строительству жилья, необходимо ознакомится с документами, определяющими порядок и условия улучшения жилищных условий работников проверяемой организации. При установлении в ходе проверки фактов приобретения и строительства жилья за счет средств организации, передаваемого бесплатно в собственность работникам и другим физическим лицам, необходимо проверить правильность налогообложения доходов таких лиц, подлежащих увеличению на сумму рыночной стоимости полученного в натуральной форме дохода (квартиры, коттеджа, дачи). Если проверяемая организация заключала договоры мены с физическими лицами, необходимо проверить соблюдение эквивалентности обмена, предусмотренное для таких договоров гражданским законодательством. При проверке достоверности и полноты налогового учета используются следующие источники информации:

     - приказы и распоряжения о приеме  на работу;

     - расчетно-платежные ведомости;

     - налоговые карточки;

     - данные синтетического учета  по счету № 70 "Расчеты с  персоналом по оплате труда";

     - учетные регистры, отражающие выплаты  по договорам гражданско-правового  характера (договор подряда, возмездного  оказания услуг и выполнения  работ, аренды, поручения, комиссии, агентские, доверительного управления, уступки права требования, купли  - продажи, договора займа, долевого  участия в строительстве и  т.д.), если одной из сторон по  таким договорам выступает физическое  лицо, получающее от проверяемой  организации доходы в денежной или натуральной форме, а также в виде материальной выгоды;

     - документы (заверенные копии документов), подтверждающие право на стандартные  налоговые вычеты из налогооблагаемого  дохода (на работника, его детей  и иждивенцев), на освобождение  от уплаты налога у источника  получения дохода в связи с  постановкой на налоговый учет  в налоговом органе (например, на  основании свидетельства о государственной  регистрации предпринимателя), согласно  нормам международных договоров  и соглашений (заявление по форме  № 5);

     - с 01.01.08 уведомления, выданные  инспекциями Федеральной налоговой  службы, для предоставления имущественного  налогового вычета у налогового  агента;

     - документы, подтверждающие расходы  физических лиц по операциям  купли - продажи ценных бумаг,  если они принимались к зачету  источником выплаты дохода;

     - данные платежных документов  на перечисление платежей по  налогу на доходы физических  лиц с данными, имеющимися в  налоговом органе.

     При проверке обоснованности списания с  подотчетных лиц сумм, включая  выданные на служебные командировки, следует иметь в виду, что в  такие поездки на основании распоряжения руководителя проверяемой организации  могут направляться только работники  данной организации (основные и совместители), состоящие с ней в трудовых отношениях.

     Инспекторам необходимо иметь в виду, что на физических лиц, заключивших с проверяемой  организацией договоры гражданско-правового  характера, законодательство о гарантиях  и компенсациях за время нахождения в командировках не распространяется, вместе с тем такие лица могут  получать под отчет суммы, связанные  с оплатой расходов при выполнении обусловленных договором работ, например, расходы по проезду и  проживанию. В случае документального их подтверждения стоимость таких расходов, оплаченная за счет средств организации, в налогооблагаемый доход физического лица не включается, а также она не относится на уменьшение дохода, полученного в связи с выполнением работ по гражданско-правовым договорам. При проверке проверяется наличие списка работников организации, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Список должен быть утвержден приказом (распоряжением) руководителя. В список включаются только постоянно работающие лица, в том числе на условиях совместительства, либо выполняющие работы по договорам подряда. Проверка проводится с использованием приказов (распоряжений) руководителя о командировании, авансовых отчетов с приложенными к ним оправдательными документами, отчетов кассира с приходными и расходными кассовыми ордерами, Главной книги, данных аналитического и синтетического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Авансовые отчеты проверяются выборочно. Необоснованно списанные подотчетные суммы подлежат включению в налоговую базу физических лиц в установленном порядке. Выявленные проверкой однородные нарушения группируются в ведомости и таблицы, прилагаемые к акту проверки. В акте приводят только итоговые данные и содержание нарушений со ссылкой на соответствующие приложения. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке составляется в установленной форме акт налоговой проверки, который подписывается руководителем проверяемой организации. В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, а также выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ (часть первая), предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки установлены Министерством РФ по налогам и сборам.

Информация о работе Налоговые проверки НДФЛ