Налоговые проверки НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание

Главной задачей при осуществлении налогового контроля является контроль за соблюдением налогового законодательства.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.61 Кб (Скачать документ)

     Акт налоговой проверки вручается руководителю организации - налогоплательщика под  расписку. Налогоплательщик вправе в  случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки. По истечении срока, в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

     Материалы проверки рассматриваются в присутствии  главного бухгалтера проверяемого предприятия. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган  извещает налогоплательщика заблаговременно. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности за совершение налогового правонарушения. В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ (часть 1), предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недобора по налогу, пени, задолженности бюджету и штрафных санкций.

     Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику под  расписку. По выявленным налоговым  органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные  лица налогоплательщиков - организаций  привлекаются к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении  должностных лиц организаций - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговым органам в соответствии с Кодексом РФ об Административных правонарушениях.

3.Налоговые проверки

 

3.1 Налоговые проверки  и их место в системе налогового  контроля

Налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями), а также налоговых  агентов (которыми являются организации, индивидуальные предприниматели). При  этом целью налоговых проверок выступает  осуществление контроля за полнотой и своевременностью выполнения налогоплательщиками  иными фискально-обязанными лицами обязанностей по правильному исчислению, полной и своевременной уплате налогов, а также обязанности в сфере  налоговой отчетности, представления  фискально-значимой информации и т. д. Жесткое определение сроков проведения проверки представляет собой важную процессуальную гарантию защиты прав и интересов налогоплательщиков, поскольку неограниченное по времени  вмешательство налоговых органов  в экономическую деятельность проверяемого создает недопустимую неопределенность его правового положения, может  представлять угрозу стабильности и  планированию хозяйственных операций, его кредитоспособности, отношениям с контрагентами. Налоговые проверки могут проводиться налоговыми органами, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).

Выездная налоговая  проверка представляет собой более  развернутую и подробную форму  налогового контроля, она проводится с выездом к месту нахождения фискально-обязанного лица. Во время  проведения проверки налоговые органы вправе исследовать документы, связанные  с налогообложением, а также использовать иные формы и методы налогового контроля (ст. 89 НК РФ). В экономической и  специальной литературе налоговые  проверки называют также фактическими.

В случае если при  проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых  органов возникает необходимость  получения информации о деятельности, связанной с иными лицами, проводится так называемая встречная налоговая  проверка. При проведении такой проверки налоговые органы получают от этих иных лиц (например, экономически связанных  с проверяемым едиными технологическими цепочками производства поставщиков  оборудования, комплектующих) документы, относящиеся к деятельности проверяемого.

3.2 Организация и  методика проверки правильности  исчисления и уплаты в бюджет  налога на доходы физических  лиц

Мероприятия по обеспечению  своевременного исчисления, удержания  и перечисления налога на доходы физических лиц Предприятие как основное звено рыночных отношений, является предметом пристального внимания со стороны других объектов хозяйствования, а также государственных налоговых  органов, т.к. существует большая потребность  в достоверной информации о финансово-экономическом  состоянии предприятия. С целью  предотвращения фальсификации документов и мошенничества со стороны налогоплательщиков, налоговые органы проводят различного вида проверки, в том числе по правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. Главной задачей Министерства федеральной налоговой службы России (МФНС) является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. При этом предоставляется право проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну. Проверки проводятся на предприятиях, в учреждениях и организациях юридических лиц всех правовых форм собственности, независимо от вида осуществляемой деятельности, которые обязаны в соответствии со ст. 23 НК РФ (часть 1) производить удержания и своевременное перечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц в бюджет. При проведении выездных налоговых проверок проверяющие руководствуются законодательными и нормативными актами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения доходов физических лиц.

В случае необходимости  проверяющими органами используются действующие  на территории РФ и её субъектов  законодательные и нормативные  акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, определяющие порядок совершения хозяйственных операций, результаты которых направляются в виде доходов (в денежной и натуральной форме) в распоряжение физических лиц.

Процесс проверки налога на доходы физических лиц состоит  из следующих этапов:

До выхода работников налоговых органов на предприятие - подготовительный этап, при котором  составляется программа проведения выездной налоговой проверки.

Проведение выездной налоговой проверки на предприятии, где подлежат проверке учетные регистры бухгалтерского учета, относящиеся  к данному налогу.

Оформление акта выездной налоговой проверки.

Вынесение решения  о привлечении налогового агента к налоговой ответственности  и направление требования об уплате налога.

Результативность  документальных проверок во многом определяется подготовительными мероприятиями, предшествующими выходу в организацию. Для проведения документальных проверок по соблюдению законодательства по налогу на доходы физических лиц разработаны  программы проведения документальной проверки.

В базовую программу  включены следующие вопросы:

- выполнение предложений  по акту предыдущей проверки;

- соответствие установленным  требованиям порядка ведения  налогового учета по форме  № 1-НДФЛ «Налоговая карточка  по учету доходов и налога  на доходы физических лиц»;

- соблюдение порядка  предоставления налоговых льгот  физическим лицам на основании  соответствующих документов;

- соблюдение формы,  полноты и своевременности представления  сведений по форме 2-НДФЛ, в  том числе в случаях перерасчетов  по налогу за предшествующие  годы; осуществлении выплат после  увольнения; невозможности удержания  налога у источника получения  дохода; предоставлении стандартных  налоговых вычетов;

- правильность определения  налоговой базы физических лиц,  применения налоговых льгот и  ставок налогообложения в разрезе  основных работников, совместителей,  лиц, получавших выплаты на  основании договоров гражданско-правового  характера;

- соблюдение своевременности  и полноты перечисления в бюджет  удержанных сумм налога на  доходы физических лиц.

При составлении программы  проверки наряду с изучением материалов предыдущей проверки проводится анализ информации, содержащейся в налоговой  отчетности - сведениях о доходах  и удержанных суммах налога.

Сведения налоговой  отчетности используются по совокупности с анализом данных соответствующих  форм годовой бухгалтерской отчетности организации, раскрывающих движение капитала, денежных и заемных средств, дебиторской  и кредиторской задолженности, других показателей, характеризующих итоговые результаты хозяйственных операций, проведение которых предполагает получение  доходов физическими лицами, участвующими в их совершении либо в распределении  полученных финансовых результатов. По результатам анализа налоговой  и бухгалтерской отчетности, а  также с учетом другой имеющейся  информации определяется окончательный  перечень вопросов, подлежащих выездной налоговой проверке в конкретной организации. Программа документальной проверки утверждается руководителем  инспекции или его заместителем. Выездная налоговая проверка начинается с ознакомления с учредительными документами, определяющими правовой статус юридического лица. В учредительных документах определены его наименование, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и виды хозяйственной деятельности. При проверке обращается внимание на предусмотренный учредительными документами порядок распределения полученной прибыли, в том числе в виде выплаты дивидендов, процентов. В случае установления при дальнейшей проверке направления дивидендов по акциям на увеличение уставного капитала организации, суммы таких дивидендов, причитающихся акционерам - физическим лицам, подлежат включению в налоговую базу. Помимо учредительных документов, знакомятся с утвержденным руководителем организации приказом по учетной политике, определяющим способы и порядок ведения бухгалтерского учета и отражения хозяйственных операций в соответствующих учетных регистрах. В ходе документальной проверки изучается принятая в организации система и условия оплаты труда, зафиксированные в соответствующих положениях, коллективных и индивидуальных договорах и контрактах, заключаемых с работниками в соответствии с нормами трудового законодательства. При проверке знакомятся с действующей системой поощрения и закрепления работников, предоставления или оплаты за счет средств организации различного рода социальных и материальных благ, стоимость которых подлежит включению в совокупный доход физических лиц (оплата питания, приобретения проездных билетов, обучения в высших учебных заведениях, вручение подарков к праздничным и юбилейным датам, оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно т.п.). Если, например, организацией осуществлены взносы по долевому участию в строительстве жилья, получение банковских кредитов для выдачи работникам целевых займов на оплату жилья, выделение средств на выдачу безвозмездных субсидий по строительству жилья, необходимо ознакомится с документами, определяющими порядок и условия улучшения жилищных условий работников проверяемой организации. При установлении в ходе проверки фактов приобретения и строительства жилья за счет средств организации, передаваемого бесплатно в собственность работникам и другим физическим лицам, необходимо проверить правильность налогообложения доходов таких лиц, подлежащих увеличению на сумму рыночной стоимости полученного в натуральной форме дохода (квартиры, коттеджа, дачи). Если проверяемая организация заключала договоры мены с физическими лицами, необходимо проверить соблюдение эквивалентности обмена, предусмотренное для таких договоров гражданским законодательством. При проверке достоверности и полноты налогового учета используются следующие источники информации:

- приказы и распоряжения  о приеме на работу;

- расчетно-платежные  ведомости;

- налоговые карточки;

- данные синтетического  учета по счету № 70 "Расчеты  с персоналом по оплате труда";

- учетные регистры, отражающие выплаты по договорам  гражданско-правового характера  (договор подряда, возмездного  оказания услуг и выполнения  работ, аренды, поручения, комиссии, агентские, доверительного управления, уступки права требования, купли  - продажи, договора займа, долевого  участия в строительстве и  т.д.), если одной из сторон по  таким договорам выступает физическое  лицо, получающее от проверяемой  организации доходы в денежной  или натуральной форме, а также  в виде материальной выгоды;

- документы (заверенные  копии документов), подтверждающие  право на стандартные налоговые  вычеты из налогооблагаемого  дохода (на работника, его детей  и иждивенцев), на освобождение  от уплаты налога у источника  получения дохода в связи с  постановкой на налоговый учет  в налоговом органе (например, на  основании свидетельства о государственной  регистрации предпринимателя), согласно  нормам международных договоров  и соглашений (заявление по форме  № 5);

- с 01.01.08 уведомления,  выданные инспекциями Федеральной  налоговой службы, для предоставления  имущественного налогового вычета  у налогового агента;

- документы, подтверждающие  расходы физических лиц по  операциям купли - продажи ценных  бумаг, если они принимались  к зачету источником выплаты  дохода;

- данные платежных  документов на перечисление платежей  по налогу на доходы физических  лиц с данными, имеющимися в  налоговом органе.

При проверке обоснованности списания с подотчетных лиц сумм, включая выданные на служебные командировки, следует иметь в виду, что в  такие поездки на основании распоряжения руководителя проверяемой организации  могут направляться только работники  данной организации (основные и совместители), состоящие с ней в трудовых отношениях.

Инспекторам необходимо иметь в виду, что на физических лиц, заключивших с проверяемой  организацией договоры гражданско-правового  характера, законодательство о гарантиях  и компенсациях за время нахождения в командировках не распространяется, вместе с тем такие лица могут  получать под отчет суммы, связанные  с оплатой расходов при выполнении обусловленных договором работ, например, расходы по проезду и проживанию. В случае документального их подтверждения стоимость таких расходов, оплаченная за счет средств организации, в налогооблагаемый доход физического лица не включается, а также она не относится на уменьшение дохода, полученного в связи с выполнением работ по гражданско-правовым договорам. При проверке проверяется наличие списка работников организации, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Список должен быть утвержден приказом (распоряжением) руководителя. В список включаются только постоянно работающие лица, в том числе на условиях совместительства, либо выполняющие работы по договорам подряда. Проверка проводится с использованием приказов (распоряжений) руководителя о командировании, авансовых отчетов с приложенными к ним оправдательными документами, отчетов кассира с приходными и расходными кассовыми ордерами, Главной книги, данных аналитического и синтетического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Авансовые отчеты проверяются выборочно. Необоснованно списанные подотчетные суммы подлежат включению в налоговую базу физических лиц в установленном порядке. Выявленные проверкой однородные нарушения группируются в ведомости и таблицы, прилагаемые к акту проверки. В акте приводят только итоговые данные и содержание нарушений со ссылкой на соответствующие приложения. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке составляется в установленной форме акт налоговой проверки, который подписывается руководителем проверяемой организации. В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, а также выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ (часть первая), предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки установлены Министерством РФ по налогам и сборам.

Информация о работе Налоговые проверки НДФЛ