Акт
налоговой проверки вручается руководителю
организации - налогоплательщика под
расписку. Налогоплательщик вправе в
случае несогласия с фактами, изложенными
в акте проверки, а также с выводами и предложениями
проверяющих в двухнедельный срок со дня
получения акта проверки представить
в соответствующий налоговый орган письменное
объяснение мотивов отказа подписать
акт или возражения по акту в целом или
по его отдельным положениям. При этом
налогоплательщик вправе приложить к
письменному объяснению (возражению) или
в согласованный срок передать налоговому
органу документы (их заверенные копии),
подтверждающие обоснованность возражений
или мотивы не подписания акта проверки.
По истечении срока, в течение не более
14 дней руководитель налогового органа
рассматривает акт налоговой проверки,
а также документы и материалы, представленные
налогоплательщиком.
Материалы
проверки рассматриваются в присутствии
главного бухгалтера проверяемого предприятия.
О времени и месте рассмотрения
материалов проверки налоговый орган
извещает налогоплательщика заблаговременно.
По результатам рассмотрения материалов
проверки руководитель налогового органа
выносит решение о привлечении
налогоплательщика к налоговой
ответственности за совершение налогового
правонарушения. В решении о привлечении
налогоплательщика к ответственности
за совершение налогового правонарушения
излагаются обстоятельства совершенного
налогоплательщиком налогового правонарушения,
как они установлены проведенной проверкой,
документы, которые подтверждают указанные
обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком
в свою защиту, и результаты проверки этих
доводов, решение о привлечении налогоплательщика
к налоговой ответственности за конкретные
налоговые правонарушения с указанием
статей НК РФ (часть 1), предусматривающих
данные правонарушения и применяемые
меры ответственности. На основании вынесенного
решения о привлечении налогоплательщика
к ответственности за совершение налогового
правонарушения налогоплательщику направляется
требование об уплате недобора по налогу,
пени, задолженности бюджету и штрафных
санкций.
Копия
решения налогового органа и требование
вручаются налогоплательщику под
расписку. По выявленным налоговым
органом нарушениям, за которые налогоплательщики
- физические лица или должностные
лица налогоплательщиков - организаций
привлекаются к административной ответственности,
составляется протокол об административном
правонарушении. Рассмотрение дел об
этих правонарушениях и применение
административных санкций в отношении
должностных лиц организаций - налогоплательщиков,
виновных в их совершении, производятся
налоговым органам в соответствии
с Кодексом РФ об Административных
правонарушениях.
3.Налоговые проверки
3.1 Налоговые проверки
и их место в системе налогового
контроля
Налоговые проверки
проводятся в отношении налогоплательщиков
и плательщиков сборов (организаций,
индивидуальных предпринимателей, физических
лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями), а также налоговых
агентов (которыми являются организации,
индивидуальные предприниматели). При
этом целью налоговых проверок выступает
осуществление контроля за полнотой
и своевременностью выполнения налогоплательщиками
иными фискально-обязанными лицами
обязанностей по правильному исчислению,
полной и своевременной уплате налогов,
а также обязанности в сфере
налоговой отчетности, представления
фискально-значимой информации и т.
д. Жесткое определение сроков проведения
проверки представляет собой важную
процессуальную гарантию защиты прав
и интересов налогоплательщиков,
поскольку неограниченное по времени
вмешательство налоговых органов
в экономическую деятельность проверяемого
создает недопустимую неопределенность
его правового положения, может
представлять угрозу стабильности и
планированию хозяйственных операций,
его кредитоспособности, отношениям
с контрагентами. Налоговые проверки
могут проводиться налоговыми органами,
таможенными органами и органами
государственных внебюджетных фондов.
Камеральная налоговая проверка
проводится по месту нахождения налогового
органа на основе налоговых деклараций
и документов, представленных налогоплательщиком,
служащих основанием для исчисления
и уплаты налога, а также других
документов о деятельности налогоплательщика,
имеющихся у налогового органа (ст.
88 НК РФ).
Выездная налоговая
проверка представляет собой более
развернутую и подробную форму
налогового контроля, она проводится
с выездом к месту нахождения
фискально-обязанного лица. Во время
проведения проверки налоговые органы
вправе исследовать документы, связанные
с налогообложением, а также использовать
иные формы и методы налогового контроля
(ст. 89 НК РФ). В экономической и
специальной литературе налоговые
проверки называют также фактическими.
В случае если при
проведении камеральных и выездных
налоговых проверок у налоговых
органов возникает необходимость
получения информации о деятельности,
связанной с иными лицами, проводится
так называемая встречная налоговая
проверка. При проведении такой проверки
налоговые органы получают от этих
иных лиц (например, экономически связанных
с проверяемым едиными технологическими
цепочками производства поставщиков
оборудования, комплектующих) документы,
относящиеся к деятельности проверяемого.
3.2 Организация и
методика проверки правильности
исчисления и уплаты в бюджет
налога на доходы физических
лиц
Мероприятия по обеспечению
своевременного исчисления, удержания
и перечисления налога на доходы физических
лиц Предприятие как основное
звено рыночных отношений, является
предметом пристального внимания со
стороны других объектов хозяйствования,
а также государственных налоговых
органов, т.к. существует большая потребность
в достоверной информации о финансово-экономическом
состоянии предприятия. С целью
предотвращения фальсификации документов
и мошенничества со стороны налогоплательщиков,
налоговые органы проводят различного
вида проверки, в том числе по правильности
удержания, полноты и своевременности
перечисления в бюджет налога на доходы
физических лиц. Главной задачей Министерства
федеральной налоговой службы России
(МФНС) является контроль за соблюдением
налогового законодательства, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет налогов
и сборов. При этом предоставляется право
проверки денежных документов, бухгалтерских
книг, отчетов, смет, деклараций и иных
документов, связанных с исчислением и
уплатой налогов; право получать необходимые
объяснения, справки и сведения по вопросам,
возникающим при проверках, за исключением
сведений, составляющих коммерческую
тайну. Проверки проводятся на предприятиях,
в учреждениях и организациях юридических
лиц всех правовых форм собственности,
независимо от вида осуществляемой деятельности,
которые обязаны в соответствии со ст.
23 НК РФ (часть 1) производить удержания
и своевременное перечисление удержанных
сумм налога на доходы физических лиц
в бюджет. При проведении выездных налоговых
проверок проверяющие руководствуются
законодательными и нормативными актами
Российской Федерации, регулирующими
вопросы налогообложения доходов физических
лиц.
В случае необходимости
проверяющими органами используются действующие
на территории РФ и её субъектов
законодательные и нормативные
акты, регулирующие гражданско-правовые
отношения, определяющие порядок совершения
хозяйственных операций, результаты
которых направляются в виде доходов
(в денежной и натуральной форме)
в распоряжение физических лиц.
Процесс проверки налога
на доходы физических лиц состоит
из следующих этапов:
До выхода работников
налоговых органов на предприятие
- подготовительный этап, при котором
составляется программа проведения
выездной налоговой проверки.
Проведение выездной
налоговой проверки на предприятии,
где подлежат проверке учетные регистры
бухгалтерского учета, относящиеся
к данному налогу.
Оформление акта выездной
налоговой проверки.
Вынесение решения
о привлечении налогового агента
к налоговой ответственности
и направление требования об уплате
налога.
Результативность
документальных проверок во многом определяется
подготовительными мероприятиями,
предшествующими выходу в организацию.
Для проведения документальных проверок
по соблюдению законодательства по налогу
на доходы физических лиц разработаны
программы проведения документальной
проверки.
В базовую программу
включены следующие вопросы:
- выполнение предложений
по акту предыдущей проверки;
- соответствие установленным
требованиям порядка ведения
налогового учета по форме
№ 1-НДФЛ «Налоговая карточка
по учету доходов и налога
на доходы физических лиц»;
- соблюдение порядка
предоставления налоговых льгот
физическим лицам на основании
соответствующих документов;
- соблюдение формы,
полноты и своевременности представления
сведений по форме 2-НДФЛ, в
том числе в случаях перерасчетов
по налогу за предшествующие
годы; осуществлении выплат после
увольнения; невозможности удержания
налога у источника получения
дохода; предоставлении стандартных
налоговых вычетов;
- правильность определения
налоговой базы физических лиц,
применения налоговых льгот и
ставок налогообложения в разрезе
основных работников, совместителей,
лиц, получавших выплаты на
основании договоров гражданско-правового
характера;
- соблюдение своевременности
и полноты перечисления в бюджет
удержанных сумм налога на
доходы физических лиц.
При составлении программы
проверки наряду с изучением материалов
предыдущей проверки проводится анализ
информации, содержащейся в налоговой
отчетности - сведениях о доходах
и удержанных суммах налога.
Сведения налоговой
отчетности используются по совокупности
с анализом данных соответствующих
форм годовой бухгалтерской отчетности
организации, раскрывающих движение капитала,
денежных и заемных средств, дебиторской
и кредиторской задолженности, других
показателей, характеризующих итоговые
результаты хозяйственных операций,
проведение которых предполагает получение
доходов физическими лицами, участвующими
в их совершении либо в распределении
полученных финансовых результатов. По
результатам анализа налоговой
и бухгалтерской отчетности, а
также с учетом другой имеющейся
информации определяется окончательный
перечень вопросов, подлежащих выездной
налоговой проверке в конкретной
организации. Программа документальной
проверки утверждается руководителем
инспекции или его заместителем.
Выездная налоговая проверка начинается
с ознакомления с учредительными
документами, определяющими правовой
статус юридического лица. В учредительных
документах определены его наименование,
место нахождения, порядок управления
деятельностью, предмет и виды хозяйственной
деятельности. При проверке обращается
внимание на предусмотренный учредительными
документами порядок распределения полученной
прибыли, в том числе в виде выплаты дивидендов,
процентов. В случае установления при
дальнейшей проверке направления дивидендов
по акциям на увеличение уставного капитала
организации, суммы таких дивидендов,
причитающихся акционерам - физическим
лицам, подлежат включению в налоговую
базу. Помимо учредительных документов,
знакомятся с утвержденным руководителем
организации приказом по учетной политике,
определяющим способы и порядок ведения
бухгалтерского учета и отражения хозяйственных
операций в соответствующих учетных регистрах.
В ходе документальной проверки изучается
принятая в организации система и условия
оплаты труда, зафиксированные в соответствующих
положениях, коллективных и индивидуальных
договорах и контрактах, заключаемых с
работниками в соответствии с нормами
трудового законодательства. При проверке
знакомятся с действующей системой поощрения
и закрепления работников, предоставления
или оплаты за счет средств организации
различного рода социальных и материальных
благ, стоимость которых подлежит включению
в совокупный доход физических лиц (оплата
питания, приобретения проездных билетов,
обучения в высших учебных заведениях,
вручение подарков к праздничным и юбилейным
датам, оплата проезда к месту проведения
отпуска и обратно т.п.). Если, например,
организацией осуществлены взносы по
долевому участию в строительстве жилья,
получение банковских кредитов для выдачи
работникам целевых займов на оплату жилья,
выделение средств на выдачу безвозмездных
субсидий по строительству жилья, необходимо
ознакомится с документами, определяющими
порядок и условия улучшения жилищных
условий работников проверяемой организации.
При установлении в ходе проверки фактов
приобретения и строительства жилья за
счет средств организации, передаваемого
бесплатно в собственность работникам
и другим физическим лицам, необходимо
проверить правильность налогообложения
доходов таких лиц, подлежащих увеличению
на сумму рыночной стоимости полученного
в натуральной форме дохода (квартиры,
коттеджа, дачи). Если проверяемая организация
заключала договоры мены с физическими
лицами, необходимо проверить соблюдение
эквивалентности обмена, предусмотренное
для таких договоров гражданским законодательством.
При проверке достоверности и полноты
налогового учета используются следующие
источники информации:
- приказы и распоряжения
о приеме на работу;
- расчетно-платежные
ведомости;
- налоговые карточки;
- данные синтетического
учета по счету № 70 "Расчеты
с персоналом по оплате труда";
- учетные регистры,
отражающие выплаты по договорам
гражданско-правового характера
(договор подряда, возмездного
оказания услуг и выполнения
работ, аренды, поручения, комиссии,
агентские, доверительного управления,
уступки права требования, купли
- продажи, договора займа, долевого
участия в строительстве и
т.д.), если одной из сторон по
таким договорам выступает физическое
лицо, получающее от проверяемой
организации доходы в денежной
или натуральной форме, а также
в виде материальной выгоды;
- документы (заверенные
копии документов), подтверждающие
право на стандартные налоговые
вычеты из налогооблагаемого
дохода (на работника, его детей
и иждивенцев), на освобождение
от уплаты налога у источника
получения дохода в связи с
постановкой на налоговый учет
в налоговом органе (например, на
основании свидетельства о государственной
регистрации предпринимателя), согласно
нормам международных договоров
и соглашений (заявление по форме
№ 5);
- с 01.01.08 уведомления,
выданные инспекциями Федеральной
налоговой службы, для предоставления
имущественного налогового вычета
у налогового агента;
- документы, подтверждающие
расходы физических лиц по
операциям купли - продажи ценных
бумаг, если они принимались
к зачету источником выплаты
дохода;
- данные платежных
документов на перечисление платежей
по налогу на доходы физических
лиц с данными, имеющимися в
налоговом органе.
При проверке обоснованности
списания с подотчетных лиц сумм,
включая выданные на служебные командировки,
следует иметь в виду, что в
такие поездки на основании распоряжения
руководителя проверяемой организации
могут направляться только работники
данной организации (основные и совместители),
состоящие с ней в трудовых
отношениях.
Инспекторам необходимо
иметь в виду, что на физических
лиц, заключивших с проверяемой
организацией договоры гражданско-правового
характера, законодательство о гарантиях
и компенсациях за время нахождения
в командировках не распространяется,
вместе с тем такие лица могут
получать под отчет суммы, связанные
с оплатой расходов при выполнении
обусловленных договором работ, например,
расходы по проезду и проживанию. В случае
документального их подтверждения стоимость
таких расходов, оплаченная за счет средств
организации, в налогооблагаемый доход
физического лица не включается, а также
она не относится на уменьшение дохода,
полученного в связи с выполнением работ
по гражданско-правовым договорам. При
проверке проверяется наличие списка
работников организации, которым могут
выдаваться в подотчет наличные деньги.
Список должен быть утвержден приказом
(распоряжением) руководителя. В список
включаются только постоянно работающие
лица, в том числе на условиях совместительства,
либо выполняющие работы по договорам
подряда. Проверка проводится с использованием
приказов (распоряжений) руководителя
о командировании, авансовых отчетов с
приложенными к ним оправдательными документами,
отчетов кассира с приходными и расходными
кассовыми ордерами, Главной книги, данных
аналитического и синтетического учета
по счету 71 "Расчеты с подотчетными
лицами". Авансовые отчеты проверяются
выборочно. Необоснованно списанные подотчетные
суммы подлежат включению в налоговую
базу физических лиц в установленном порядке.
Выявленные проверкой однородные нарушения
группируются в ведомости и таблицы, прилагаемые
к акту проверки. В акте приводят только
итоговые данные и содержание нарушений
со ссылкой на соответствующие приложения.
По результатам выездной налоговой проверки
не позднее двух месяцев после составления
справки о проведенной проверке составляется
в установленной форме акт налоговой проверки,
который подписывается руководителем
проверяемой организации. В акте налоговой
проверки указываются документально подтвержденные
факты налоговых правонарушений, выявленные
в ходе проверки, а также выводы и предложения
по устранению выявленных нарушений и
ссылки на статьи НК РФ (часть первая),
предусматривающие ответственность за
данный вид налоговых правонарушений.
Форма и требования к составлению акта
налоговой проверки установлены Министерством
РФ по налогам и сборам.