Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности фискальной и налоговой политики Республики Беларусь, а также разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы страны.
Объект курсовой работы: бюджетно-налоговая политика государства.
Предмет исследования: особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие и инструменты фискальной политики государства…….. 5
1.1 Понятие и виды фискальной политики……………………………. 5
1.2 Инструменты фискальной политики …………………………….... 6
2. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь……… 13
2.1 Бюджетная политика Республики Беларусь ……………………... 13
2.2 Налоговая политика Республики Беларусь ………………………. 18
3. Совершенствование фискальной политики в Республике Бела-русь. Налоговая реформа. ……………………………………………..
26
3.1 Рекомендации по совершенствованию бюджетной политики…… 26
3.2 Совершенствование налоговой политики………………………… 24
Заключение……………………………………………………………… 33
Список использованных источников………………………………….. 38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
экономики и управления
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: «Налоговые
реформы и фискальная
политика»
студентки
ВШУБ, 3 курса, ВВУ-4
Свиридович Катерины Владимировны
Руководитель:
МИНСК 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Понятие
и инструменты фискальной |
5 |
1.1 Понятие и виды фискальной политики……………………………. | 5 |
1.2 Инструменты
фискальной политики ………………………… |
6 |
2. Особенности
фискальной политики в |
13 |
2.1 Бюджетная политика Республики Беларусь ……………………... | 13 |
2.2 Налоговая политика Республики Беларусь ………………………. | 18 |
|
26 |
|
26 |
3.2 Совершенствование налоговой политики………………………… | 24 |
Заключение…………………………………………………… |
33 |
Список использованных источников………………………………….. | 38 |
ВВЕДЕНИЕ
Правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными рычагами являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства.
Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия. Особое значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы, позволяющая товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности, обеспечивать гарантии для долгосрочных инвестиционных проектов.
Развитие налоговой системы, отвечающее государственной стратегии развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но, в то же время, не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
К наиболее существенным недостаткам формирования национальной налоговой системы следует отнести: отсутствие системного подхода в формировании концепции налоговой политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост, и соответствующей национальной модели экономики; высокий уровень фискального изъятия за счет применения налоговых и параналоговых инструментов; нестабильность налогового законодательства, что ведет как к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения.
Реформирование налоговой
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности фискальной и налоговой политики Республики Беларусь, а также разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы страны.
Объект курсовой работы: бюджетно-налоговая политика государства.
Предмет
исследования: особенности бюджетно-
В соответствии с целью определены задачи исследования:
В
процессе написания курсовой работы
были использованы учебные пособия
по макроэкономике, статьи из периодических
и справочных изданий по бюджетной и налоговой
политике Республики Беларусь, а также
официальный сайт Министерства по налогам
и сборам Республики Беларусь.
1.
ПОНЯТИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ
ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВА
1.1
Понятие и виды фискальной
политики
Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов [4, c. 132].
В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений [4, c. 133].
Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.
Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
В
целях снижения темпов инфляции реализуют
сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную
политику. Она заключается в сокращении
государственных расходов, увеличении
налогов или в сочетании тех и других мер.
В краткосрочном периоде сдерживающая
политика позволяет сократить совокупный
спрос и тем самым помогает снижению инфляции
спроса. В долгосрочном периоде она может
привести к спаду производства и росту
безработицы.
1.2
Инструменты фискальной
политики
В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято разделять две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит расширительный характер, то есть направлена на расширение производства и других видов экономической деятельности, преодоления спада, депрессии, постепенный переход от спада к подъему [9, c. 113].
Между этими двумя курсами, соответствующими и противоположными фазам экономического цикла, пролегает третий курс действий, именуемый стабилизационной фискальной политикой.
Политика стабилизации — это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового национального продукта страны к его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации — наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным [9, c. 114].
Принято различать автоматическую и регулируемую стабилизацию. Автоматические (встроенные) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах.
Встроенные
в экономическую систему
Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или хозяйственной жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя, что автопилот не справляется с управлением самолета, берет штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией [9, c. 115].