Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности фискальной и налоговой политики Республики Беларусь, а также разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы страны.
Объект курсовой работы: бюджетно-налоговая политика государства.
Предмет исследования: особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие и инструменты фискальной политики государства…….. 5
1.1 Понятие и виды фискальной политики……………………………. 5
1.2 Инструменты фискальной политики …………………………….... 6
2. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь……… 13
2.1 Бюджетная политика Республики Беларусь ……………………... 13
2.2 Налоговая политика Республики Беларусь ………………………. 18
3. Совершенствование фискальной политики в Республике Бела-русь. Налоговая реформа. ……………………………………………..
26
3.1 Рекомендации по совершенствованию бюджетной политики…… 26
3.2 Совершенствование налоговой политики………………………… 24
Заключение……………………………………………………………… 33
Список использованных источников………………………………….. 38
К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия. Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.
Дискретные
фискальные меры позволяют погасить
очаги экономической
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь место выпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.
В условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный избыток бюджета (превышение государственных доходов над расходами) может быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды спада деловой активности органы государственной власти должны увеличивать совокупный спрос даже ценой бюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать затем экономические процессы.
Чаще всего задачей государственной бюджетной политики становится преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюджета и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Так что в большинстве случаев бюджетная политика может быть ориентирована на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает десяткой процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Наличие крупного бюджетного дефицита ведет к росту внутреннего государственного долга, что дестабилизирует денежную систему государства, приводит к инфляции.
Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг, ведь бумаги придется погашать и платить по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства [8, c. 17].
Политика государственных расходов призвана прежде всего удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды-, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.
Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.
Налоговая политика - часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики [9, c. 116].
Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [5, c. 31].
Налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей.
Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:
Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:
2.
ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1
Бюджетная политика
Республики Беларусь
Закон
Республики Беларусь «О бюджетной системе
Республики Беларусь и государственных
внебюджетных фондах» в
разделе «Основные термины
и определения» представляет бюджет как
«основной финансовый план формирования
и использования денежных средств для
обеспечения функций государственных
органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-
Единство политики Республики Беларусь в сфере бюджетно-финансовых отношений определяется Конституцией Республики Беларусь.
В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.
Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Исполнение бюджета в 2009 году определяется негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.
Объем ВВП в 2009 году составил 99,7% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции – 95,5%, сельского хозяйства – 102,4%, инвестиций в основной капитал – 114,5%, объем внешней торговли товарами и услугами – 61,9%. Инфляция на потребительском рынке за девять месяцев составила 107,9%.
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 44 771,4 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В реальном выражении это на 18,1% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем в 2008 г. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 44,8% (в 2008 году – 51,2%).
Основными
доходными источниками
Таблица 2.1- Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2008-2009 гг., %
Показатели | 2008 г. | 2009 г. |
1. Налоговые доходы - всего | 71,2 | 65,5 |
в том числе: | ||
-Налоги на доходы и прибыль | 17,0 | 15,6 |
в т.ч. - подоходный налог | 5,9 | 7,1 |
-Налоги на собственность | 3,1 | 2,7 |
-Налоги на товары и услуги | 31,7 | 32,3 |
в т.ч. - НДС | 17,8 | 19,6 |
- акцизы | 6,1 | 5,8 |
-Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 15,5 | 11,5 |
2.Взносы на государственное социальное страхование | 21,7 | 25,9 |
3. Неналоговые доходы | 7,1 | 8,6 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Примечание
– Источник: [22]
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 44 805,9 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 10 465,7 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 8,6%.
В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являются сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.