Налоговые реформы и фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности фискальной и налоговой политики Республики Беларусь, а также разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы страны.
Объект курсовой работы: бюджетно-налоговая политика государства.
Предмет исследования: особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие и инструменты фискальной политики государства…….. 5
1.1 Понятие и виды фискальной политики……………………………. 5
1.2 Инструменты фискальной политики …………………………….... 6
2. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь……… 13
2.1 Бюджетная политика Республики Беларусь ……………………... 13
2.2 Налоговая политика Республики Беларусь ………………………. 18
3. Совершенствование фискальной политики в Республике Бела-русь. Налоговая реформа. ……………………………………………..
26
3.1 Рекомендации по совершенствованию бюджетной политики…… 26
3.2 Совершенствование налоговой политики………………………… 24
Заключение……………………………………………………………… 33
Список использованных источников………………………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

МКУР - налоговая реформа, фискальная политика.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

    По  каждому налоговому платежу в  ней устанавливаются все обязательные элементы налогообложения, такие как состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.

    Особенная  часть Налогового кодекса Республики Беларусь вступила  в силу с 1 января 2010 года.

    4. Упрощение процедур  налогового  контроля и налогового администрирования.

    В этих целях плательщикам дана возможность  предоставления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, отменена обязанность подачи «пустых» деклараций (расчетов) при отсутствии объектов налогообложения, значительно сокращено количество  случаев представления в налоговые органы сведений и документов. Такие сведения и документы налоговые органы напрямую получают  от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».

    Законом Республики Беларусь от 13.11.2008 г. № 449-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» предусмотрены с 01.01.2009 следующие меры по снижению налоговой нагрузки и упрощению налоговой системы:

    1. Снижение с 2% до 1% ставки сбора  в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), что будет способствовать повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, увеличению объемов экспорта, и пополнению собственных оборотных средств предприятий.

    2. Исключение из объекта обложения  налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов и распространение налога только на объекты недвижимого имущества.

    Введение  данной нормы позволит создать дополнительные внутренние источники у организаций для расширения и модернизации производства, обновления активной части их производственной базы, упростить порядок налогообложения имущества.

    3. Уменьшение с 5% до 3% размера ставки  налога на приобретение автомобильных транспортных средств, что положительно скажется на повышении конкурентоспособности белорусских автомобильных перевозчиков на международном рынке и снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, приобретающие автотранспортные средства.

    4. Установление единых ставок местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5%.

    С реализацией данной нормы будет  обеспечена недопустимость применения различных ставок налогов при реализации импортируемых и отечественных товаров (в настоящее время в стране действуют ставки налога с продаж соответственно в размере 5% и 15% выручки от реализации товаров. Налог на услуги взимается по ставке 10%).

    5. Отмена налога на доходы от  операций с ценными бумагами  и включение таких доходов в общую систему обложения: налогом на прибыль.

    6. Переход к применению линейной (единой) ставки подоходного налога  с физических лиц в размене  12%.

    С целью недопущения роста налоговой  нагрузки на граждан, доходы которых в настоящее время облагаются по минимальным ставкам, увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 1 базовой величины до 250,0 тыс. руб., т.е. суммы, соответствующей прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 г., которая не будет облагаться налогом.

    При этом вычитаться эта сумма будет  только у граждан, у которых среднемесячный доход не превысит 1,5 млн. руб. (т.е. у тех, чья заработная плата будет находится на уровне средней по республике и ниже).

    В части доходов индивидуальных предпринимателей установлена линейная ставка подоходного налога в размере 15%. Это соответствует уровню налоговых изъятий, когда предпринимателем применяется упрошенная система налогообложения или уплачивается единый налог по ставкам в абсолютных суммах исходя из вида деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ФИСКАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА 

    3.1 Рекомендации по совершенствованию бюджетной политики 

    Для устранения отрицательных последствий  бюджетного дисбаланса в Республике Беларусь необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.

    При разработке Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации. При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

    В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

    Следует отметить, что в бюджетной политике Республики Беларусь  реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает  возможность  дефицитного  финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.

    Развитие  рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования. В частности, в области расходной части бюджета можно предложить следующее:

  • применение  более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов   и   моделирования,   выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета;
  • повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования расходов бюджета;
  • реструктуризация   доходов бюджета. Имеется   в   виду оптимальное сочетание  прямых  и  косвенных  налогов,  налогов  и  неналоговых  платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений    средств    от    приватизации государственной  собственности,  продажи  принадлежащих  государству акций, налогов на собственность и др.).
  • постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов (кроме фондов социальной направленности), формирование интегрированной структуры бюджета.
  • реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов через систему трансфертов из фонда финансовой поддержки административно- территориальных единиц.
 

    3.2 Совершенствование налоговой политики в Республике Беларусь 

    Важным  недостатком налоговой системы  Республики Беларусь является высокий  уровень налогообложения субъектов хозяйствования.

    Еще одной проблемой белорусской  налоговой системы является большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность. Хаотическое нагромождение налоговых и неналоговых платежей не только создает трудности в финансовом планировании, но и в самих расчетах. Возникла необходимость в законодательном порядке устанавливать очередность включения налогов и сборов при формировании цены как следствие - в результате ошибки, даже в сторону увеличения, одного из платежей приводит к занижению другого.

    Большое количество налогов усложняет механизм налогообложения в целом, порождает  излишний документооборот и увеличивает  затраты, связанные с взиманием налогов, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному повышению цен. Особенно негативно отражается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, исчисляемые на фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги выступают мощным фактором роста цен, что ведет к трудностям быта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.

    Также сложность для плательщиков создает  и нестабильность налоговых законов, нередки случаи, когда законодательные акты вводятся задним числом, противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности в правильности совершаемых действий, и оставляют возможность вольного их толкования.  "Разбросанность" налоговых вопросов по многочисленным документам, за появлением или отменой которых трудно уследить, недостаточная ясность правовых предписаний, противоречивость их интерпретации, отсутствие нормативного закрепления применяемых понятий - пожалуй, одни из основных причин налоговых нарушений.

    Одной из проблем существующей налоговой  системы является применение различных внебюджетных (целевых бюджетных) фондов. Общая налоговая ставка применяемых на территории республики отчислений в целевые бюджетные фонды, включаемых в выручку, в настоящее время составляет 4,5%, в то время как по западной теории ставки выше 2% считаются неэффективными, поскольку могут привести к значительным негативным последствиям.

    В связи с этим необходимо отметить, что сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения, поскольку множественность целевых налогов даже при умеренных ставках по каждому виду в сумме приводит к значительному усилению налогового бремени. Кроме того, используемый механизм включения отчислений в целевые бюджетные фонды в цену продукции влечет увеличение стоимости продукции и, как следствие, неконкурентоспособность белорусской продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

    Требует существенной доработки вопрос предоставления налоговых льгот. В большинстве  случаев они нарушают принцип  справедливости и равнозначности налогообложения по отношению к участникам экономической деятельности, не пользующихся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налоговой нагрузки для других. Льготы по косвенным налогам по отдельным видам деятельности или продукции не достигают конечного потребителя, не вызывают желаемого социального эффекта к снижению цен, которые независимо от предоставляемых льгот достигают уровня спроса.  

    Указанные выше недостатки отражают необходимость дальнейшего совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

    Рассмотрим  нововведения в налогообложении  в 2010 году.

    Подоходный  налог.

    С 1 января 2009 года стандартный налоговый  вычет на каждого работника при исчислении подоходного налога с 2010 года и увеличен с 250 тыс.руб.  до 270 тыс.руб. Кроме того, будет повышена с 1,5 млн.руб. до 1,635 млн. руб.величина предельного уровня заработной платы, в рамках которого предоставляется такой вычет.

    Стандартный налоговый вычет будет предоставляться не только по месту основной работы. Плательщику предоставлено право выбора, где он будет получать этот налоговый вычет.

    В 2010 году также с 15% до 12% снижается  ставка подоходного налога по дивидендам.

    Кроме того, вводятся новые льготы по подоходному налогу в размере до 1 тыс. базовых величин в год для инвалидов, лиц, которым нужна дорогостоящая медицинская помощь (в настоящее время базовая величина составляет 35 тыс.руб.).

    Налог на прибыль.

    Все плательщики Беларуси с 1 января 2010 года получат право выбора сроков уплаты налога на прибыль: ежемесячно или ежеквартально.

Информация о работе Налоговые реформы и фискальная политика