Налоговые реформы и фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности фискальной и налоговой политики Республики Беларусь, а также разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы страны.
Объект курсовой работы: бюджетно-налоговая политика государства.
Предмет исследования: особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие и инструменты фискальной политики государства…….. 5
1.1 Понятие и виды фискальной политики……………………………. 5
1.2 Инструменты фискальной политики …………………………….... 6
2. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь……… 13
2.1 Бюджетная политика Республики Беларусь ……………………... 13
2.2 Налоговая политика Республики Беларусь ………………………. 18
3. Совершенствование фискальной политики в Республике Бела-русь. Налоговая реформа. ……………………………………………..
26
3.1 Рекомендации по совершенствованию бюджетной политики…… 26
3.2 Совершенствование налоговой политики………………………… 24
Заключение……………………………………………………………… 33
Список использованных источников………………………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

МКУР - налоговая реформа, фискальная политика.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

    При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 0,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,4 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2009 году в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,4%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 2,8 процентных пункта. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно января-сентября прошлого года сократились в реальном выражении.

    Ресурсы бюджета на государственную поддержку  предприятий, главным образом, направлены на наиболее эффективный ее вид –  на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применяется в отношении не всех предприятий,  а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал.

    В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 14,4% ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы занимали 75,3%, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 19,5%, субсидии и текущие трансферты – 41,3%, обслуживание государственного долга – 1,7%.

    В 2009 году сокращены расходы на приобретение товаров длительного пользования  и капитальные ремонты, на финансирование  государственной инвестиционной программы, обеспечив при этом  первоочередное финансирование объектов, которые запланировано ввести в действие в текущем году. В целом капитальные расходы за 2009 год профинансированы на 24,4% меньше 2008 года, а их доля в расходах бюджета составила 15,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 11,2% всех бюджетных расходов.

    В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 34,5 млрд. рублей, или 0,03% к ВВП  (за 2008 год  профицит  составлял 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3%  к ВВП). Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2009 году сложились на 50,7% из  расходов республиканского бюджета и 49,3% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2009 году составил 64,9%.

    Доходы  республиканского бюджета в 2009 году с учетом Фонда социальной защиты населения составили 33 215,2 млрд. рублей, расходы – 32 049,3 млрд. рублей, профицит – 1 165,9 млрд. рублей (1,2% к ВВП).

    С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный  кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.

    Сферой  правового регулирования Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В состав Кодекса вошли нормы действовавших ранее законов в этой сфере – в значительно расширенном и актуализированном виде, и  введены новые положения, необходимые для решения вопросов, стоящих в настоящее время перед экономикой. В  Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.   

    2.2  Налоговая политика  Республики Беларусь 

    На  территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

    Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Напомним чтобы стать республиканским, налог, сбор или пошлина должны  одновременно отвечать двум обязательным условиям:  быть установленными законодательными актами; признаваться обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь [1, c. 86].

    Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».

    В отдельных случаях суммы республиканских  налогов могут полностью направляться в доход местных бюджетов: в полном объеме зачисляются в местные бюджеты суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, налога на игорный бизнес и ряда других республиканских налоговых платежей.

    Местные органы власти изначально не могут  вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.

    Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях [1, c. 86].

    По  аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое уре гулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.

    К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины [1, c. 87].

    Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

  • Налоговый Кодекс государства и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
  • Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
  • Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового Кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь;
  • Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и Постановлениями Правительства Республики Беларусь. 

    Налоговый Кодекс - это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. Принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. Налоговый Кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

    Особенная  часть Налогового кодекса Республики Беларусь вступила  в силу с 1 января 2010 года.

    Рассмотрим  налоговую систему Республики Беларусь в 2009 году.

    На  территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

    Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.

    Работа  по упрощению налоговой системы  проводится комплексно и включает в  себя следующие мероприятия.

    1. Сокращение количества применяемых  налогов, сборов (пошлин). За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы  включено в состав государственной пошлины.

    С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий  по дальнейшему снижению налоговой  нагрузки на экономику и упрощению  налогообложения. В их числе:

    - уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента выручки;

    - установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 процентов;

    - уменьшение с 5 до 3 процентов ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

    - исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством.

    С 1 января 2009 года в отношении доходов  физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц [10].

    Установление единой ставки подоходного налога с увеличением размера налогового вычета обеспечило  существенное упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки на граждан.

    В настоящее время в состав налоговой  системы республики  входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие  на регулярной основе  исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный  налоги.

    2. Повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения. В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8 процентов от валовой выручки (5 процентов - для предприятий, расположенных   в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности.

    Упрощенный  порядок налогообложения применяется  также при реализации индивидуальными предпринимателями товаров, работ (услуг) за наличный расчет физическим лицам, при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

    3. Завершение кодификации налогового  законодательства и введение  в действие Особенной части  Налогового кодекса. 

    Особенная часть Налогового кодекса определила порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов (пошлин) и специальных режимов налогообложения. Ее введение в действие позволило повысить стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократить количество документов по вопросам налогообложения, применяемых в Республике Беларусь, и стало завершающим этапом работы по совершенствованию налогового законодательства и упрощению налоговой системы.

Информация о работе Налоговые реформы и фискальная политика