Налоговые реформы и фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности фискальной и налоговой политики Республики Беларусь, а также разработать рекомендации по совершенствованию бюджетно-налоговой системы страны.
Объект курсовой работы: бюджетно-налоговая политика государства.
Предмет исследования: особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие и инструменты фискальной политики государства…….. 5
1.1 Понятие и виды фискальной политики……………………………. 5
1.2 Инструменты фискальной политики …………………………….... 6
2. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь……… 13
2.1 Бюджетная политика Республики Беларусь ……………………... 13
2.2 Налоговая политика Республики Беларусь ………………………. 18
3. Совершенствование фискальной политики в Республике Бела-русь. Налоговая реформа. ……………………………………………..
26
3.1 Рекомендации по совершенствованию бюджетной политики…… 26
3.2 Совершенствование налоговой политики………………………… 24
Заключение……………………………………………………………… 33
Список использованных источников………………………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

МКУР - налоговая реформа, фискальная политика.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

    Также с будущего года отменяется законодательно установленный перечень затрат, включаемый в себестоимость.

    В Налоговом кодексе будет предусмотрен только закрытый перечень затрат, который не связан с производственной деятельностью плательщика, и которые по этой причине не будут учитываться в налогообложении.

    Кроме того, с 2010 года будет отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, консультационные, маркетинговые услуги.

    Также будет снижена с 24% до 12% ставка налога на прибыль, полученную в виде дивидендов.

    НДС.

    С 1 января ставка НДС повышается с 18% до 20%, что позволит частично компенсировать снижение доходов бюджета из-за отмены сельхозналога, налога на приобретение автотранспортных средств, местный налога с продаж товаров розничной торговли, местного сбора с пользователей за парковку.

    Вместе  с тем, налогоплательщикам с годовым  объемом выручки не более 3,8 млрд.руб. будет предоставлена возможность выбора сроков уплаты НДС: ежеквартально или ежемесячно. Кроме того, предусматривается сократить с 1 месяца до 5 дней срок возврата НДС.

    Повышенная  ставка НДС в размере 20% будет  применяться только в отношении услуг и товаров, отгруженных (оказанных) с 1 января 2010 года.

    Кроме того, с 1 января 2010 года при оказании услуг отменяется необходимость предоставления счет-фактуры по НДС.

    С целью совершенствования налогообложения  в Республики Беларусь предлагаем следующие  меры:

  • cледует больше внимания уделять стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и обеспечивая тем самым стабилизацию экономической ситуации в республике необходимо последовательно сокращать количество налогов с оборота и смещать акценты на прямое налогообложение;
  • представляется возможным отмена отчислений в государственные целевые фонды, включаемые в цену или себестоимость, а необходимость осуществления целевых мероприятий и программ может финансироваться за счет формирования в бюджете отдельных фондов исходя из общего объема бюджетных ресурсов.
  • целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок должна стимулировать показывать налогооблагаемую базу в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога.
  • следует установить более ранние сроки уплаты налогов, одновременно дифференцируя их в зависимости от размеров исчисленных сумм. Наряду с помесячной уплатой основной части платежей в бюджет при малых суммах налогов целесообразно установит сроки их уплаты раз в квартал или раз в год;
  • целесообразно осуществить некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: следует ввести один расчет, в котором бы нашли отражение все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при приемке расчетов исключил бы возможность арифметических ошибок;
  • возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставить исключительно органам, их принявшим;
  • при расчете подоходного налога следует исключать сумму установленного минимального потребительского бюджета, а не минимальной заработной платы;
  • необходимо упорядочить предоставление льгот особенно в отношении налогов и сборов, которые напрямую сказываются на уровне конкурентоспособности предприятий-налогоплательщиков;
  • заменить льготы социального характера по косвенным налогам механизмом начисления налогов на общих условиях, но не перечислять в бюджет, а оставлять этим субъектам на целевые мероприятия и развитие собственной материальной базы.
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таким образом, в результате написания  курсовой работы можно сделать следующие  выводы.

    Фискальная  политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами.

    Фискальная  политика объединяет в себе такие  крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

    Фискальная  политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической  ситуации делится на дискреционную  и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

    Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. На практике  уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику

    Доходы  бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач.

    Исполнение  бюджета в 2009  году определяется негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

    Объем ВВП в 2009 году  составил 99,7% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции – 95,5%, сельского хозяйства – 102,4%, инвестиций в основной капитал – 114,5%, объем внешней торговли товарами и услугами – 61,9%. Инфляция на потребительском рынке за девять месяцев составила 107,9%.

    Снижение  экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны.   В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 44 771,4 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН).  В реальном выражении это на  18,1%  меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем в 2008 г. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 44,8% (в 2008 году – 51,2%).

    Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 44,3%. При этом 19,6% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,9% всех доходов консолидированного бюджета

    Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы  в сумме 44 805,9 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 10 465,7 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 8,6%.

    Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.

    Развитие  рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования. В частности, можно предложить следующее:

  • применение  более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов   и   моделирования,   выбор оптимального варианта;
  • повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования расходов бюджета;
  • реструктуризация   доходов бюджета. Имеется   в   виду оптимальное сочетание  прямых  и  косвенных  налогов,  налогов  и  неналоговых  платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений    средств    от    приватизации государственной  собственности,  продажи  принадлежащих  государству акций, налогов на собственность и др.).
  • постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов, формирование интегрированной структуры бюджета.
  • реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов через систему трансфертов из фонда финансовой поддержки административно- территориальных единиц.

    В Беларуси принята Особенная часть Налогового кодекса. С 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса вступила  в силу. Таким образом, налоговая система Беларуси будет включать 30 стандартных платежей. При этом обычный налогоплательщик будет уплачивать только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги.

    Особенная часть Налогового кодекса Беларуси определяет порядок применения каждого из республиканских и местных налогов, сборов, а также особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу устанавливается состав плательщиков, объект налогообложения, налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций.

    В 2010 году в целях совершенствования  налоговой системы Беларуси отменен  сбор в республиканский фонд поддержки  производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров розничной торговли, местный сбор с пользователей за парковку.

    В целях компенсации выпадающих доходов  бюджета в связи с упрощением налоговой системы и сокращением числа налогов увеличена ставка НДС с 18% до 20%. Новая ставка НДС будет применяться в отношении услуг и товаров, отгруженных с 1 января 2010 г.

    Все плательщики Беларуси с 1 января 2010 г. получили право выбора сроков уплаты налога на прибыль: ежемесячно или ежеквартально. Также с будущего года предлагается принимать при налогообложении все отраженные в бухучете затраты по производству, реализации продукции и услуг. В Налоговом кодексе предусмотрен только закрытый перечень затрат, которые не связаны с производственной деятельностью плательщика, и которые по этой причине не будут учитываться в налогообложении. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет.

    С 24% до 12% снижена ставка налога на прибыль по дивидендам иностранных организаций.

    Кроме того, с 2010 года при исчислении и  уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, маркетинговые услуги.

    Определенные  изменения коснулись и подоходного налога. Стандартный налоговый вычет на каждого работника при исчислении подоходного налога с 2010 года увеличен с 250 тыс.руб. до 270 тыс.руб. Он будет предоставляться не только по месту основной работы. Кроме того, повышена величина предельного уровня заработной платы, в рамках которого предоставляется такой вычет, - до 1,635 млн.руб. Произошли и другие изменения в части уплаты этого налога: с 24 до 48 базовых величин увеличен размер налогового вычета по страховым взносам граждан по договорам страхования жизни, с 15% до 12% снижается ставка подоходного налога по дивидендам.

    В целом с вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса  налоговая система Беларуси приводится в соответствие с аналогичными системами государств - основных партнеров Беларуси, повышается имидж страны по условиям ведения бизнеса. Принятие Особенной части Налогового кодекса будет способствовать либерализации условий хозяйственной деятельности, совершенствованию налогового законодательства, упрощению налоговой системы в Беларуси. К настоящему времени отменены 17 малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы.

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
    1. Адаменкова  С.И., Тарарышкина Л.И., Евменчик О.С. Налогообложение.-Мн.: БНТУ, 2006. -328 с.
    2. Алехин Б. И. "Золотое правило" государственных финансов / Б. И. Алехин; Б. И. Алехин // Финансы. - 2008. - N 2. - С. 67-69.
    3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
    4. Базылев, Н.И. Макроэкономика / Н.И.Базылев.-Минск: Современная школа, 2007. – 288 с.
    5. Васильева Е.И. Налоги и налогообложение.- Могилев: Могилевский государственный университет продовольствия, 2008. – 177 с.
    6. Герштейн  Е.Ф. О налогах и не только… // Налоги Беларуси.- 2008.-№ 25. – С. 22-24
    7. Государственный бюджет: Учеб. пособие./Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. - 240с.
    8. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003.  - 289с.
    9. Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей вузов.-Мн.: Амалфея, 2008. 340 с.
    10. Исчисление налоговых и неналоговых платежей в 2009 году.- [Электронный ресурс].-Доступ: – www.nalog.by.0.-Дата доступа: 01.02.2010.
    11. Налоги и налогообложение/Н.Е.Заяц .-Мн.: Выш.шк., 2004. – 303 с.
    12. Налоги и налогообложение в Республике Беларусь.- Гомель: ГГТУ им.П.О.Сухого, 2006. – 111 с.
    13. Налоговый кодекс Республики Беларусь  от 19 декабря 2002 г. № 166-З в ред. Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
    14. Национальная экономика Беларуси.- Минск: БГЭУ. 2005. 634 с.
    15. О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2010 год: Закон Республики Беларусь  от 29 декабря 2009 г. № 73-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
    16. О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. N 1323-XII в ред. Закона от 05.01.2008 г. №317-3  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
    17. О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
    18. Попов Е. М. Проблемы и пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь / Е. М. Попов, Т. Е. Попова; Е. М. Попов, Т. Е. Попова // Бухгалтерский учет и анализ. - 2008. - N 6. - С. 28-31.
    19. Смирнов Е. Е. Бюджет-2009: ориентация на развитие / Е. Е. Смирнов; Е. Е. Смирнов // Аудитор. - 2009. - N 1. - С. 10-19.
    20. Совершенствование налогового законодательства: работа продолжается // Налоги Беларуси. –7 марта   2009. - № 30. С. 5-6
    21. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: потенциалы, хозяйственные комплексы, направления развития, механизмы управления.- Мн.: Белорусский государственный экономический университет, 2005. – 843 с.
    22. www. nalog.by (официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь)

Информация о работе Налоговые реформы и фискальная политика