Налоговый контроль за деятельностью организаций с долей государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность налогового контроля за деятельностью государственных организаций.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, цель, задачи и функции налогового контроля в Республике Беларусь;
рассмотреть налоговый контроль за деятельностью государственных организаций
изучить оформление результатов налоговых проверок организаций;
изучить отчет о работе Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 2010 год;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1 Сущность, цель, задачи и функции налогового контроля в Республике Беларусь 6
1.2 Налоговый контроль за деятельностью государственных организаций 8
2 РЕЗУЛЬТАТЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ 14
2.1 Оформление результатов налоговых проверок организаций 14
2.2 Отчет о работе Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 2010 год 17
2.3 Оценка результатов контрольной работы налоговых органов Республики Беларусь 18
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время бесперебойное  финансирование предусмотренных бюджетами  мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.

          Но, к сожалению, в практике  работы юридические и физические  лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Кроме этого, имеют место случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.

           Намеренное и непреднамеренное  нарушение законодательства о налогах и сборах приводит порой к существенному недопоступлению  налоговых платежей в государственный бюджет и целевые бюджетные и внебюджетные фонды. В связи с этим перед государством стоит задача обеспечения соблюдения всеми налогоплательщиками налогового законодательства и в конечном счете полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. И решение этой задачи реализуется, прежде всего, посредством функционирования системы органов налогового контроля.

            В современных условиях создание  прочной финансовой основы существования  государства и общества в целом,  успешное осуществление реформ  в сфере налогообложения, проводимых  в настоящее время, своевременное  и полное формирование бюджетов  всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового контроля в нашей республике и за рубежом, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля, представляются автору весьма актуальными.

     Объектом  исследования в курсовой работе является теоретическое и практическое применение налогового контроля.

     Предметом исследования курсовой работы налоговый контроль за деятельностью государственных организаций.

       Цель исследования состоит в  том, чтобы раскрыть сущность  налогового контроля за деятельностью государственных организаций.

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность, цель, задачи и функции налогового контроля в Республике Беларусь;
  • рассмотреть налоговый контроль за деятельностью государственных организаций
  • изучить оформление результатов налоговых проверок организаций;
  • изучить отчет о работе Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 2010 год;
  • изучить результаты контрольной работы налоговых органов Республики Беларусь;
  • рассмотреть совершенствование налогового контроля за деятельностью государственных организаций.

1 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    1.1 Сущность, цель, задачи и функции налогового контроля в Республике Беларусь

     Государство оформляет объективные финансовые отношения в виде нормативных актов, имеющих силу субъективного закона. Финансовые отношения государства с субъектами хозяйствования, в частности, закрепляются действующим налоговым законодательством. Организовав финансовые отношения, государство контролирует их исполнение, анализирует информацию о результатах, совершенствует эти отношения с целью дальнейшего развития.

     Понятие финансового контроля весьма широко. Финансовый контроль включает в себя следующие составные элементы: налоговый контроль, валютный, таможенный, бюджетный, контроль за ценными бумагами и др. Каждый элемент финансового контроля как часть общего имеет свою специфическую область применения, самостоятельные задачи и функции.

     Налоговый контроль — это контроль правильности и своевременности уплаты налогов и сборов, установленных действующими законодательными актами. Он является составной частью финансового контроля и представляет собой совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, обязанными контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

     Юридическое определение налогового контроля дано в главе 9 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов, в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий (для нахождения объектов, подлежащих налогообложению, или извлечения дохода/прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

     Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.

     Объектом налогового контроля, с одной стороны, являются финансовые отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, а с другой — государством в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет. Субъектами налогового контроля являются плательщики налогов и сборов и иные обязанные лица.

    В Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют:

  • государственные контролеры (специалисты органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь);
  • ведомственные контролеры — специалисты контрольно-ревизионных управлений министерств, комитетов и других республиканских органов управления;
  • работники экономических служб предприятия (бухгалтерии, финансового отдела и др.);
  • независимые аудиторы, оказывающие услуги на платной основе.

     Специалисты органов, осуществляющих налоговый  контроль, в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, виды, методы налогового контроля. В отличие от других органов, занимающихся и другими видами финансового контроля, для Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС) главнейшей функцией является именно функция налогового контроля. Ее реализация происходит через выполнение основных задач, стоящих перед проверяющими налоговых органов. К ним относятся:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;
  • контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;
  • осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;
  • выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства;
  • выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщика (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
  • принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет налогов, пеней, наложенных административных штрафов, допри- численных в ходе проверок.

     В настоящее время уже сформирована нормативно-правовая база осуществления  контрольных мероприятий. Ее составляют прежде всего Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь и Положение о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденным постановлением Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г., № 510. В данном Положении подробно изложены все процедуры проведения налогового контроля в нашей стране. [1, стр.7-9]

    1.2 Налоговый контроль  за деятельностью  государственных  организаций

     Проверки  финансово-хозяйственной   деятельности организаций,  с   долей государственной   собственности  проводятся   контрольно-ревизионным отделом Министерства, которому они подчиняются.

     В проведении проверок принимают  участие  специалисты всех  структурных  подразделений  Министерства  с  учетом  специфики возложенных на них задач. Проверки   финансово-хозяйственной   деятельности организаций,  подчиненных управлениям областных (Минского городского) исполнительных комитетов,    проводятся    контрольно-ревизионными подразделениями (ревизорами) управлений.

     При    отсутствии    самостоятельного   контрольно-ревизионного подразделения контроль  за  финансово-хозяйственной деятельностью  возлагается  на  руководителя  службы  бухгалтерского учета (главного бухгалтера) управления. В проведении проверок принимают участие подразделения и службы управления с учетом специфики возложенных на них задач. По согласованию  с Министерством,  управлениями  проверки  могут проводиться на договорной основе аудиторскими организациями (аудиторами). Основными  задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки, являются: проверка  соблюдения  организацией  законодательства  в   сфере экономических отношений; проверка  законности  совершаемых  организацией хозяйственных и финансовых    операций,  обеспечения  сохранности   государственного имущества; своевременное    выявление,    пресечение    и   предотвращение правонарушений,  наносящих  вред  экономическим интересам Республики Беларусь,    установление   причин  и  условий,  способствующих   их совершению; принятие мер по возмещению причиненного вреда; выявление   неиспользуемых  резервов  повышения   эффективности экономической деятельности организации; соблюдение действующего порядка установления и применения цен и тарифов; выполнение  указаний  по  устранению  недостатков  и нарушений, выявленных предыдущей проверкой; проверка    правильности    и    своевременности   рассмотрения организациями предложений, заявлений и жалоб граждан.

     Контрольно-ревизионные    отделы    Министерств и ведомств    являются самостоятельными    структурными    подразделениями. Руководит    деятельностью    контрольно-ревизионного    отдела Министерства или ведомства  начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности  Министром  по  согласованию  с Комитетом государственного   контроля  Республики  Беларусь  и  Министерством финансов Республики Беларусь. Начальник    контрольно-ревизионного  отдела  Министерства   по должности является членом коллегии.

     Проверки   финансово-хозяйственной   деятельности организаций с  долей  государственной  собственности  проводятся  в соответствии    с    годовым   планом,  утвержденным  Министром или ведомством   по согласованию  с  Советом  по  координации контрольной деятельности в Республике    Беларусь.   Управления  представляют  предложения   по формированию годового плана в установленные Министерством или ведомством сроки. В  отдельных  случаях  Министерство  вправе поручить проведение проверки    соответствующему    контрольно-ревизионному подразделению  управления,  которое  в  5-дневный  срок представляет оформленные    в    установленном   порядке  материалы  проверки   в Министерство  для  последующего  рассмотрения  и  принятия  по   ним решения. Организации  с долей государственной собственности, в которых в отчетном    периоде   контролирующими  органами  проведены   ревизии финансово-хозяйственной  деятельности, освобождаются от обязательных ежегодных аудиторских проверок.

     Проверки,  проводимые  контролирующими органами, могут быть плановыми и внеплановыми.

     Плановые   проверки  одной  и  той  же   организации проводятся,  как правило, не более одного раза в год, а организаций, финансируемых  из  бюджета,  -  не  реже  одного  раза в два года. В отдельных случаях руководитель контролирующего органа вправе принять решение      о    проведении    плановой    проверки      финансово-хозяйственной  деятельности организации один раз в два-три года.

     Внеплановые  проверки  одной  и  той  же организации проводятся  только  по  поручению  Президента  Республики  Беларусь, Совета  Министров  Республики  Беларусь,  Комитета  государственного контроля  Республики  Беларусь,  Совета  по  координации контрольной деятельности  в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных  органов, за исключением встречных проверок. Контролирующие органы  вправе  обращаться  к  указанным  государственным  органам и Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь с предложениями о необходимости проведения внеплановых проверок.

Информация о работе Налоговый контроль за деятельностью организаций с долей государственной собственности