Налоговый контроль за деятельностью организаций с долей государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность налогового контроля за деятельностью государственных организаций.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, цель, задачи и функции налогового контроля в Республике Беларусь;
рассмотреть налоговый контроль за деятельностью государственных организаций
изучить оформление результатов налоговых проверок организаций;
изучить отчет о работе Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 2010 год;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1 Сущность, цель, задачи и функции налогового контроля в Республике Беларусь 6
1.2 Налоговый контроль за деятельностью государственных организаций 8
2 РЕЗУЛЬТАТЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ 14
2.1 Оформление результатов налоговых проверок организаций 14
2.2 Отчет о работе Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 2010 год 17
2.3 Оценка результатов контрольной работы налоговых органов Республики Беларусь 18
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

     По  окончании  проверки  (ревизии) работник контролирующего органа  (руководитель  ревизионной  группы),  проводивший   проверку (ревизию),  вправе  информировать вышестоящий контролирующий орган и собственника  проверенной  организации  (уполномоченное  им  лицо) о выявленных  фактах  нарушений законодательства и вносить предложения по их устранению и предотвращению.

     При  выявлении  фактов причинения вреда, недостач и хищений денежных средств (иного имущества), необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей об этом немедленно ставится в  известность лицо, назначившее проверку (ревизию). Материалы таких проверок    (ревизий)    передаются  правоохранительным  органам   в оригиналах  в  10-дневный  срок  со  дня  составления  акта проверки (ревизии). Материалы  проверки (ревизии) направляются в правоохранительные органы    с    сопроводительным   письмом,  в  котором   указываются наименование  проверенной  организации; ее местонахождение; характер выявленных нарушений; какие требования нормативных правовых актов не соблюдены; должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых    повлекли    нарушение    организацией   законодательства, регулирующего  экономические  отношения,  с  приложением документов, регламентирующих  их  должностные  обязанности. В случае привлечения руководителя  проверяемой  организации  и других лиц к экономической или    административной    ответственности    к   акту   прилагаются соответствующие документы.

     К    материалам   проверок  (ревизий)  должны  быть   приложены подлинники  бухгалтерских, финансовых, производственно-хозяйственных документов  и  регистров  оперативного и бухгалтерского учета, в том числе    хранившиеся  на  магнитных  носителях  информации  в   виде электронных  документов,  свидетельствующие  о совершении (сокрытии) нарушений законодательства. Персональную  ответственность  за  своевременность,  полноту  и надлежащее    качество  направляемых  в  правоохранительные   органы материалов  проверок  (ревизий)  несет  руководитель контролирующего органа, назначивший проверку (ревизию).

     Оформленный    акт   проверки  (ревизии)  направляется   (передается) должностному    лицу    контролирующего    органа,   уполномоченному рассматривать материалы о совершенном правонарушении.

     Руководитель  контролирующего органа, проводившего проверку (ревизию),  обязан  не  позднее  30-дневного  срока со дня получения материалов  рассмотреть  их  и  внести  в пределах своей компетенции решение    по  устранению  выявленных  нарушений  и  привлечению   к ответственности    лиц,  действия  (бездействие)  которых   повлекли нарушение организацией законодательства, регулирующего экономические отношения,   а  также  обеспечить  контроль  за  выполнением   этого решения.

     Организации,    у    которых  контролирующими  органами   в результате  проведения  проверок  (ревизий)  финансово-хозяйственной деятельности    выявлены    нарушения    законодательства  в   сфере экономических    отношений,    освобождаются    от     экономической ответственности    в   случае  устранения  выявленных  нарушений   и информирования  об  этом  соответствующих  контролирующих   органов, выявивших  указанные нарушения, в течение 30 дней со дня составления акта  проверки  (ревизии).  При  неустранении организацией в течение указанного  срока  выявленных  нарушений  и  неинформировании  об их устранении  контролирующих  органов,  проводивших проверку (ревизию) финансово-хозяйственной        деятельности,         уполномоченными контролирующими  органами применяются экономические санкции в полном объеме.  При  этом  контролирующий  орган  обеспечивает  контроль за устранением выявленных нарушений и представлением информации об этом в указанные сроки.

     Управления  не  позднее  10-го  числа месяца, следующего за отчетным  периодом,  представляют  отчет  по  установленной  форме в контрольно-ревизионный отдел выше стоящего ведомства или Министерства.

     Годовой  и  полугодовой отчеты по контрольно-ревизионной  работе Ведомства и Министерства,    включающие    отчеты    по   установленной   форме, представляемые  управлениями  в  установленные сроки, представляются Министерству финансов Республики Беларусь.[17]

    2.2 Отчет о работе Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 2010 год

     В 2010 году деятельность Комитета была направлена на упреждение и своевременное выявление  отрицательных тенденций в экономической и социальной сферах, проведение масштабных мероприятий по контролю за расходованием государственных средств, использованием государственной собственности, соблюдением земельного и имущественного законодательства, реализацией государственных, отраслевых и региональных программ, инновационных и инвестиционных проектов, эффективной работой отраслей и предприятий реального сектора экономики и другими вопросами, влияющими на значение показателей экономической безопасности государства.

     В 2010 году органами Комитета проведено 6553 проверки 
(в 2009 году – 6662). Взыскано, восстановлено в бюджет денежных средств на сумму 460,5 млрд. руб., или почти в 2 раза больше 
чем в 2009 году, обращено в доход государства товарно-материальных ценностей, поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств в организациях на 562,07 млрд. руб. (+12,1%).

     К административной ответственности привлечено 9820 правонарушителей. От занимаемых должностей освобождено 382 работника.

     Департаментом финансовых расследований Комитета проведено 3730 проверочных мероприятий. Возбуждено 1285 уголовных дел. Сумма ущерба по оконченным уголовным делам составила 124,8 млрд. руб., из них возмещено 47,8 млрд. руб. или 38,3%. Наложен арест на имущество и денежные средства обвиняемых на сумму 81,8 млрд. руб. В связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (ст. 88-1 УК РБ) прекращено 57 уголовных дел, в бюджет поступило 6,6 млрд. руб.

     Департаментом финансового мониторинга в правоохранительные органы, министерства и комитеты республики, подразделения финансовой разведки иностранных государств направлено 4289 материалов, по которым возбуждено 599 уголовных дел.

     Действенным инструментом упреждающего контроля стала  практика заслушивания отчетов должностных лиц о ходе реализации поручений Президента Республики Беларусь, а также принятие активного участия в заседаниях обл-, гор- и райисполкомов, на которых рассматривались актуальные вопросы социально-экономического развития регионов, результаты проверок и т.д.

     По  состоянию на 01.01.2011 на контроле и  исполнении в Комитете государственного контроля находилось 2057 поручений Президента Республики Беларусь.

     Проведено более 60 совещаний и заслушиваний отчетов по вопросам развития личных подсобных хозяйств, туризма, положения  дел в строительстве, на потребительском  рынке, работы СЭЗ, реализации важнейших  инвестпроектов, в т.ч. проектов под китайские кредитные ресурсы, о ситуации в кожевенной отрасли и др.

     По  результатам контрольных мероприятий  Главе государства направлено 234 информационно-аналитических материала, из них 99 – инициативных, в Совет  Министров – 219 писем. Выводы и предложения Комитета по изложенным в данных материалах проблемам в основном одобрены и поддержаны Главой государства и Правительством.

     Комитетом подготовлено 1359 заключений по проектам нормативных правовых актов.

     К числу наиболее значимых контрольно-аналитических мероприятий следует отнести проверки:

  • эффективности оказанной субъектам предпринимательской деятельности государственной поддержки, использования государственного имущества, в том числе земельных ресурсов;
  • выполнения местными исполнительными и распорядительными органами мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества;
  • местных исполнительных и распорядительных органов Миноблисполкома, их структурных подразделений, отдельных организаций по вопросу соблюдения законодательства в сфере финансовых и налоговых отношений, а также законодательства, регулирующего порядок отчуждения недвижимого имущества, находящегося в коммунальной собственности;
  • концернов «Беллесбумпром», «Белбиофарм», «Белгоспищепром» по вопросам создания новых и модернизации действующих производств, обеспечения производства импортозамещающей продукции, эффективного использования средств государственной поддержки;
  • целевого и эффективного использования средств инновационных фондов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
  • деятельности Государственной службы медицинских судебных экспертиз и РПУП «Белсудмедобеспечение»;
  • эффективности мер, принимаемых органами государственного управления, по упорядочению деятельности субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих населению  
    услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и осуществляющих торговлю запасными частями к автомобилям;
  • целевого и эффективного использования государственных средств, направленных на реализацию Программы развития масложировой отрасли Республики Беларусь на 2007–2010 годы;
  • организаций жилищно-коммунального хозяйства по вопросам соблюдения законодательства при формировании себестоимости услуг, оказываемых населению, использования государственных средств и имущества;
  • деятельности и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь;
  • деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую посредническую деятельность (оптовую торговлю), и их влияния на состояние потребительского рынка;
  • выполнения мероприятий Республиканской программы развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 годы, в том числе развития добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии.

     Позитивный  общественный резонанс в 2010 году получило проведение масштабных мероприятий  по контролю за ходом проведения централизованного  тестирования в учреждениях образования, выявление фактов выплаты заработной платы «в конвертах», мониторинг общественного мнения о ситуации с производством и реализацией детской обуви.

     Серьезное внимание Комитет уделял вопросам повышения  эффективности работы с обращениями  граждан, защите их прав и законных интересов.

     Проведено 1027 «прямых линий», принято 12,5 тыс. граждан, рассмотрено 15,5 тыс.  письменных обращений.

     Важное  место в работе Комитета отводилось сотрудничеству в рамках международных  организаций, а также с высшими  органами финансового контроля зарубежных стран.

     В январе 2011 г. проведена коллегия Комитета, на которой подведены итоги работы за 2010 год и выработаны направления деятельности на 2011 год и ближайшую перспективу. Основная задача – обеспечить безусловное выполнение решений IV Всебелорусского народного собрания с учетом требований Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

     Главными  направлениями в работе Комитета, как это и предписано Конституцией Республики Беларусь, останутся контроль за выполнением поручений Главы государства, за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и государственной собственности, обеспечение экономической безопасности страны, профилактика и предупреждение правонарушений. [20]

    2.3 Оценка результатов контрольной работы налоговых органов Республики Беларусь

     В РБ налоговый контроль в 2003-2010 гг. проводился в условиях перманентного увеличения численности налогоплательщиков. Причем устойчивый рост негосударственных  организаций, нивелируя незначительные колебания по организациям государственного сектора, обеспечивает стабильность повышения численности как укрупненной категории «организация», так и плательщиков в целом (Приложение 1).

     Охват плательщиков налоговыми проверками в стране в целом за анализируемый период сократился с 6,8% до 2,3%. (Приложение 2) Обзор литературных источников показывает, что налоговым проверкам в таких странах как, США и Канада, подвергаются около 2% налогоплательщиков, что соответствует практическому опыту многих развитых стран. Потому можно сказать, что охват плательщиков налоговыми проверками в РБ с 2008 года стал соответствовать уровню, распространенному в мировой практике.

     Снижение  доли проверенных плательщиков от общего числа состоящих на учете отмечается по всем категориям, но в большей мере по организациям. В зависимости от отраслевой принадлежности охват налоговыми проверками имеет различные значения в достаточно широком диапазоне. Но несмотря на отличие данных, можно утверждать, что доля проверенных государственных организаций выше, чем негосударственных. Данный факт свидетельствует о повышенном внимании со стороны контролирующих органов к субъектам, деятельность которых финансируется из бюджета.

     Результативность  налогового контроля по проверенным плательщикам в целом за анализируемый период достаточно велика, и в 2008 году прослеживался ее резкий скачок до 76%. (Приложение 3). С 2009 года наблюдается устойчивая тенденция повышения результативности по всем категориям плательщиков, на что первоочередное влияние оказало выполнение поставленных коллегией Министерства по налогам и сборам РБ плановых заданий по сокращению числа проводимых проверок и величине допричислений по их результатам. Необходимо также отметить, что до 2010 года результативность организаций с долей государственной собственности превосходит уровень результативности организаций негосударственного сектора.

     Данные  по основным категориям плательщиков свидетельствуют о том, что динамика доначисленных налоговых платежей и экономических санкций в расчете на одну проверку без видимых противоречий соответствовала изменению взысканий (Приложение 4). Но суммы доначисления в 2010 году по тему роста опережают взыскания. Этот факт подтверждает, что четко действующий механизм изъятия признанной налогоплательщиками суммы недоимки по налоговым платежам и санкциям в 2010 году, видимо по причине влияния мирового финансового кризиса, дал сбой. Кроме того, рост доначисленных и взысканных налогов в сопоставимых ценах, приходящихся в среднем на одну проверку, для организаций позволяет судить об увеличении количества обнаруженных нарушений или степени их тяжести. [19] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

     Для создания в Республике Беларусь экономики инновационного типа, радикального повышения ее эффективности необходима устойчивая, «агрессивная» финансовая система, способная обеспечить формирование достаточного объема финансовых ресурсов, сбалансированность бюджетных доходов и обязательств.

Информация о работе Налоговый контроль за деятельностью организаций с долей государственной собственности