Налоговый контроль за деятельностью организаций с долей государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность налогового контроля за деятельностью государственных организаций.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, цель, задачи и функции налогового контроля в Республике Беларусь;
рассмотреть налоговый контроль за деятельностью государственных организаций
изучить оформление результатов налоговых проверок организаций;
изучить отчет о работе Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 2010 год;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1 Сущность, цель, задачи и функции налогового контроля в Республике Беларусь 6
1.2 Налоговый контроль за деятельностью государственных организаций 8
2 РЕЗУЛЬТАТЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ 14
2.1 Оформление результатов налоговых проверок организаций 14
2.2 Отчет о работе Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 2010 год 17
2.3 Оценка результатов контрольной работы налоговых органов Республики Беларусь 18
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

     

     Одной из перспективных задач является совершенствование функций прогнозирования вероятностной налоговой базы определенных налогоплательщиков, в первую очередь — крупнейших, и поступлений налогов и сборов на основе интегрированных информационных ресурсов комплексных налоговых сведений. [12]

     Следует отметить, что для экономических правонарушений характерна общность признаков. К этим признакам относятся, в частности, отсутствие экономического смысла операции (сделки); осуществление операций (сделок) через посредников; применение нерыночных цен; нетипичные операции; необычные, сложные формы расчетов; нарушения, связанные с порядком открытия счетов и осуществлением расчетов; отсутствие информации о контрагентах (клиентах) налогоплательщика и др.

     Сходство  признаков правонарушений свидетельствует  о необходимости одновременной борьбы с экономической и налоговой преступностью, объединения с этой целью усилий различных ведомств.

     Отсутствие  четкого распределения компетенции  между налоговыми органами и органами внутренних дел в процессе выявления  налоговых правонарушений, проведения налоговых расследований приводит к снижению эффективности их работы.

     В современных условиях во главу угла необходимо ставить предупреждение нарушений, своевременность реагирования на признаки возможных нарушений  законодательства о налогах и сборах, выявление нарушений на основе показателей, для расчета которых нет необходимости проводить проверку. Органы внутренних дел же в основном работают по фактам уже совершенных правонарушений или преступлений.

     Налаженная  система взаимодействия налоговых  органов с другими государственными органами является одним из условий успешной борьбы с фирмами «однодневками», предотвращения схем с их участием, в том числе связанных с отражением фиктивных расходов, необоснованного возмещения НДС и др. Борьбу с однодневками должны осуществлять в первую очередь органы внутренних дел, а не налоговая служба. При этом основной задачей государственных органов должно стать не столько выявление фирм-«однодневок», сколько создание правовых условий, затрудняющих регистрацию фиктивных компаний. [11]

     Достоверность сведений о финансовом состоянии компаний, структуре себестоимости, занятости и заработной плате в РБ составляет чуть более 50%. Одной из основных причин недостоверности отчетности являются сложность и противоречивость ее форм, а также чрезмерный объем документации и высокие затраты на ее составление.

     Мало  того, даже эти, «наполовину» недостоверные  сведения, еще более искажаются при  исчислении налоговых обязательств. Намеренная фальсификация данных бухгалтерского учета является одним из распространенных способов совершения налоговых правонарушений и преступлений.

     Следует отметить также чрезмерную сложность  всех процедур, связанных с исчислением  и уплатой налогов, в особенности  налогового учета; противоречивость систем бухгалтерского учета и налогообложения. Постоянные изменения в порядок исчисления основных налогов приводили к тому, что учет на микроэкономическом уровне становился крайне запутанным и неоднозначным.

     При этом, поскольку налогоплательщикам была предоставлена значительная свобода при выборе правил налогового учета, появились значительные возможности для применения различных схем ухода от налогообложения. Фактически сближения налогового и бухгалтерского учета не произошло. Налоговый инспектор должен хорошо разобраться в той методике, которую использует налогоплательщик (а она в каждой организации может быть разной). Безусловно, это значительно увеличивает время проведения проверки, усложняет ее.

     Кроме того, причинами ухудшения качества налогового учета могут стать ошибки и злоупотребления налогоплательщика, ориентация бизнеса на финансовый результат, а не на налоговый учет, изменения в системе налогового учета, которые своевременно не учитываются учетными работниками и т.п. Степень добровольного сотрудничества налогоплательщиков с государством — один из качественных показателей эффективности налоговой системы. В США из всех дел, поступающих в Налоговый суд (а их порядка 100-120 тыс. в год), более 90% заканчиваются соглашением сторон, что свидетельствует об эффективности деятельности судебных посредников в Налоговом суде. В РБ отношение законченных по существу дел к законченным соглашениям сторон прямо противоположно аналогичным цифрам в США. Это свидетельствует о том, что высокоорганизованная система взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в настоящее время в РБ не сформирована.

     Для повышения уровня налоговой культуры необходимо формирование общественной нетерпимости к уклонению от уплаты налогов, с одной стороны, и активизация деятельности общественных организаций, направленной на защиту интересов налогоплательщиков, - с другой.

     Одним из путей минимизации издержек, связанных  с налоговым контролем, является повышение качества услуг, предоставляемых  налогоплательщикам налоговыми органами, применение электронных информационных технологий. Развитие электронного документооборота будет способствовать также сокращению затрат налогоплательщиков. Так, внедрение обмена счетами-фактурами в электронном виде позволит достичь компаниям общей экономий в размере 1-2% от валового оборота. [5]

     

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В современных условиях в системе  финансового контроля важное место  занимает такой его вид, как налоговый  контроль, который призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах и в конечном итоге – поступление причитающихся государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.

           Существование налогового контроля  как отдельного вида финансового  контроля обусловлено наличием  объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.

          Большинство авторов, давая определение  налоговому контролю, сходятся в  том, что налоговый контроль  имеет целью обеспечить полноту,  своевременность уплаты налогов  и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения. Также следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

          Необходимость существования налогового  контроля обусловлена рядом причин, одной из которых является  стремление плательщика так или  иначе избежать уплаты налогов.  В теории выделяют четыре вида  причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Однако какими бы они ни были, необходимо противостоять неуплате причитающихся государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.

          Необходимо отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые положения, которые определяют эффективное осуществление налогового контроля. Это общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности.

           Наиболее значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы.

           Формы, методы и виды налогового  контроля тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Они представляют  собой важнейшие характеристики  контрольной деятельности, осуществляемой  налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым для понимания сущности налогового контроля.

           Налоговый контроль осуществляется  уполномоченными органами государства  посредством проведения ими конкретных  контрольных действий, регламентированных  специальным законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также законодательно закрепленными правами и обязанностями. Контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются в соответствующих документах налогового контроля.

           Таким образом, для организации  налогового контроля любого государства  весьма важное значение имеет  наличие необходимой законодательной  базы, регламентирующей деятельность  органов уполномоченных органов, содержащей круг полномочий контролирующей и контролируемой сторон и в конечном счете обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий налогового контроля.

            Все органы, осуществляющие налоговый  контроль, наделены широкими полномочиями  для выполнения функций обеспечения соблюдения всеми субъектами хозяйствования, иными юридическими лицами, гражданами налогового законодательства. Данные полномочия представляют собой совокупность соответствующих прав и обязанностей и закреплены в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов налогового контроля.

          Основным видом налогового контроля  в Республике Беларусь является налоговая проверка. Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. В основу такой классификации положено место проведения контрольного мероприятия. Выездные проверки по своему назначению делятся на плановые и внеплановые, а по видам—на комплексные, целевые, рейдовые и встречные.

           Таким образом, в силу наличия  ряда трудностей актуальной является  задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.

           Один из путей совершенствования  налогового контроля – совершенствование налогового законодательства. В настоящее время уже устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения.  В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров.

         Также одним из важнейших направлений  совершенствования налогового контроля  является непосредственное совершенствование его форм и методов, методологии проведения налоговых проверок.

         В плане совершенствования методологии  это, прежде всего, внедрение  аналитической составляющей в  работу инспекции, особенно в  части предварительного контроля. Такому внедрению способствовала бы автоматизация приема налоговых расчетов и проведения камеральных проверок, что позволило бы осуществить замену механического труда аналитическим.

             Как показывает практика, основной эффект в настоящее время имеет последующая форма контроля. Однако не следует забывать о том, что эффективная система налогового контроля в целом немыслима без надлежащей организации предварительного контроля. Перспективным критерием выбора субъекта хозяйствования для проверки являются результаты тестирования бухгалтеров предприятий с целью выявления “слабых звеньев”.

             Говоря о роли предварительного  контроля, следует отметить, что  такая форма контроля должна  обеспечивать в первую очередь  не поступление в бюджет санкций  и штрафов за выявляемые нарушения, а именно превенцию налоговых нарушений. Поэтому в настоящее время специалисты отдела предварительного контроля работают в тесном контакте с главными бухгалтерами плательщиков, и такое взаимодействие носит характер сотрудничества.

       Анализ свидетельствует о том, что допричисленные в результате контрольных мероприятий суммы в общих налоговых поступлениях занимают достаточно малую долю. Поэтому специалисты в области налогового контроля основной задачей, решение которой может значительно повысить результативность налогового контроля, считают выявление теневого оборота и контроль за теневым сектором экономики.

          Подводя итог вышесказанному, можно  отметить, что пути совершенствования  налогового контроля в нашей  республике на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой системы в целом. Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению налогового контроля: приоритетным направлением должен статьи именно контроль за нелегальным теневым оборотом, а не выявление мелких нарушений, необходимых для выполнения налоговым инспектором доведенного до него “плана”.

Информация о работе Налоговый контроль за деятельностью организаций с долей государственной собственности