Рассмотрим
динамику основных показателей Пенсионного
Фонда.
Рис. 1.1 Доходы
бюджета Пенсионного фонда, млрд.
руб
Можно сделать
вывод, что в течение 2006 – 2011 годов
доходы Пенсионного фонда растут.
Таблица
1.1 Показатели бюджета Пенсионного фонда,
млрд. руб
Показатель |
2006
год |
2007
год |
2008
год |
2009
год |
2010
год |
2011
год |
|
|
|
|
|
|
|
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Доходы
бюджета ПФ |
1 566,44 |
1637,58 |
1 914,13 |
1946,82 |
2 621,08 |
2730,17 |
3282,95 |
3222,65 |
4680,04 |
|
5 137,38 |
|
Расходы
бюджета ПФ |
1 489,47 |
1537,26 |
1 782,35 |
1786,46 |
2 113,71 |
2357,79 |
3041,48 |
3008,66 |
4398,04 |
|
4 822,39 |
|
Величина
дефицита / профицита бюджета ПФ
|
76,98 |
100,32 |
131,78 |
160,36 |
507,37 |
372,38 |
241,47 |
213,99 |
282,00 |
|
314,99 |
|
В рассматриваемом
периоде бюджет ПФ исполнялся с профицитом.
Исполнение бюджета ПФ превышало запланированную
величину в 2006-2008гг, и оказалось меньше
плана в 2009 году.
Фонд социального страхования
Фонд
социального страхования создан
в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального
страхования и повышения контроля
за правильным и эффективным расходованием
средств социального страхования
и является самостоятельным государственным
финансово-кредитным учреждением. Согласно
Положению «О Фонде социального страхования
Российской Федерации» основными задачами
Фонда являются:
Средства
Фонда образуются за счет:
- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Средства
Фонда направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
- частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства
Фонда используются только на целевое
финансирование. Не допускается зачисление
средств социального страхования
на личные счета застрахованных.
Средства,
полученные от взимания пеней и наложения
финансовых санкций, образуют фонд развития
Фонда социального страхования Российской
Федерации.
Рассмотрим
динамику основных показателей ФСС.
Рис №1.2.
Рис. 1.2.
Доходы бюджета Фонда социального
страхования, млрд. руб
В 2006-2011
годах запланированные объемы доходов
ФСС возрастали.
Таблица
1.2 Показатели бюджета Фонда социального
страхования, млрд. руб
Показатель |
2006
год |
2007
год |
2008
год |
2009
год |
2010
год |
2011
год |
|
|
|
|
|
|
|
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
Доходы
бюджета ФСС |
207,04 |
218,91 |
283,87 |
295,37 |
359,17 |
360,48 |
415,01 |
440,05 |
425,49 |
|
458,82 |
|
Расходы
бюджета ФСС |
212,99 |
208,15 |
306,21 |
303,06 |
323,88 |
379,38 |
414,06 |
448,50 |
453,82 |
|
456,87 |
|
Величина
деф-та / проф-та бюджета ФСС |
-5,95 |
10,76 |
-22,35 |
-7,69 |
35,29 |
-18,91 |
0,94 |
-8,45 |
-28,33 |
|
1,94 |
|
В рассматриваемом
периоде бюджет ПФ исполнялся с профицитом
только в 2006 году, в остальные годы имел
место дефицит бюджета ФСС.
Исполнение
бюджета ПФ превышало запланированную
величину в 2006-2008гг, и оказалось меньше
плана в 2009 году.
Фонды обязательного медицинского
страхования
Для реализации государственной
политики в области обязательного
медицинского страхования созданы
Федеральный и территориальный
фонды обязательного медицинского
страхования как самостоятельные
некоммерческие финансово-кредитные
учреждения.
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
(далее именуется - Федеральный фонд)
реализует государственную политику
в области обязательного медицинского
страхования граждан как составной
части государственного социального
страхования. Фонд является юридическим
лицом, имеет самостоятельный баланс,
обособленное имущество, счета в
учреждениях Центрального банка
Российской Федерации и других кредитных
организациях, печать со своим наименованием,
штампы и бланки установленного образца.
Основными
задачами Федерального фонда являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования в области
финансово-кредитной деятельности
и контроля над рациональным использованием
финансовых средств в системе
обязательного медицинского страхования
осуществляют следующие основные функции:
- аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
- осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
- проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
- выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
- совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
- согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
Финансовые
средства Федерального фонда являются
федеральной собственностью, не входят
в состав бюджетов, других фондов и
изъятию не подлежат.
Финансовые
средства Федерального фонда образуются
за счет:
- части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
- ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств;
- нормированного страхового запаса Федерального фонда;
- поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Страховые
взносы (отчисления) в Федеральный
фонд перечисляются хозяйствующими
субъектами и иными организациями
в соответствии с установленным
порядком.
Временно
свободные финансовые средства Федерального
фонда в целях защиты их от инфляции
размещаются в банковских депозитах
и могут использоваться для приобретения
высоколиквидных государственных
ценных бумаг.
Доходы
от использования временно свободных
финансовых средств и нормированного
страхового запаса Федерального фонда
могут быть направлены на финансирование
только тех мероприятий, которые
осуществляются в соответствии с
задачами Федерального фонда, предусмотренными
в настоящем уставе.
Затраты
на содержание Федерального фонда, создание
и поддержание его материально-технической
базы осуществляются в пределах средств,
предусмотренных на эти цели бюджетом
Федерального фонда. Финансовые средства,
не израсходованные в истекшем году,
изъятию не подлежат и при утверждении
ассигнований из федерального бюджета
на следующий год не учитываются.
Федеральный фонд вправе осуществлять
приносящую доходы деятельность. Полученные
от такой деятельности доходы, а
также доходы от использования имущества,
находящегося в оперативном управлении,
и приобретенное за счет этих доходов
имущество направляются для реализации
уставных задач Федерального фонда.
Федеральный фонд ежегодно разрабатывает
бюджет и отчет о его исполнении, которые
по представлению Правительства Российской
Федерации утверждаются федеральным законом.
Рассмотрим
динамику основных показателей ФОМС.
Рис. 1.3.
Доходы бюджета Фонда обязательного
медицинского страхования, млрд. руб
Данные показывают, что тенденция изменения
доходов ФОМС была нестабильной – имело
место возрастание.