Организация и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в следующем: во-первых, значение тех или иных обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Во-вторых, большое значение играет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанности которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Организация налогового контроля……………………………………….5
1.1. Система нормативного регулирования налогообложения в РФ…………5
1.2. Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль……...8
1.3. Формы и методы налогового контроля……………………………….......14
1.4. Виды налоговых проверок и их характеристики…………………………22
Глава 2. Проведение налогового контроля на примере ОАО «Фаворит» ……..28
Глава 3. Пути совершенствования налогового контроля………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налоги №5.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

      Второй метод базируется  на  знаниях,  опыте  и  инициативе  налоговых

инспекторов. Если они знают, что  в  определенном  виде  бизнеса  процветает «теневая экономика»,  то  они могут выбрать все организации этого вида деятельности для дальнейшего анализа с использованием расчетов, сравнений  и соотношений с целью отбора тех, кто представляет наибольший интерес.

      Третий метод подразумевает проверку  каждой  организации  один  раз  в

течение  определенного  периода  времени.   Основная   идея   этого   метода

заключается в том, что плательщики знают, что их периодическим проверяют,  и потому не будут что-либо делать неправильно,  по  крайней  мере,  умышленно. Такую проверку можно  с успехом  использовать  для  «теневых»  организаций  и очень крупных предприятий.

      Конкретные  методы  камеральных   проверок   определяются   инспекциями,  самостоятельно исходя из характера  наиболее  часто  встречающихся   нарушений налогового  законодательства  на  контролируемой  территории, возможностей обеспечения  автоматизированной  обработки  информации,   знаний   и   опыта сотрудников.[6,стр.213-220]

      Одной из основных  форм  налогового  контроля,  применяемой  в   работе

налоговыми  органами, является текущий контроль.  Текущий  контроль  называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной   деятельности   предприятий   и   физических   лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом.  Основным  методом,  применяемым  при  этой  форме  контроля,  является  экспресс-проверка  с   использованием методов наблюдения, обследования и анализа.

      Экспресс-проверка - это проверка, проводимая  по  относительно  узкому кругу  вопросов финансово-хозяйственной деятельности   организации,   за короткий временной период. Основанием для планирования  указанной  категории проверки  могут  являться  имеющие  место  по  результатам  предварительного анализа  бухгалтерской отчетности   налогоплательщика   и   его   налоговых расчетов, предположения о недостоверности отражения организацией  отдельных показателей, связанных с исчислением ее  налоговых обязательств,  запросы других налоговых органов о проведении встречных и других проверок по  узкому кругу вопросов.  Высокие  результаты  может  дать  и  организация  экспресс - проверок в организациях, отобранных методом случайной выборки. 

      Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной  деятельности  организаций  и физических лиц  за  истекший  период  на  предмет  правильности  исчисления, полноты   и   своевременности   поступления   предусмотренных    действующим законодательством налоговых  и  других  обязательных  платежей.  Эта  форма  контроля  осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов  как наблюдение,  обследование  и  анализа  непосредственно   на   месте   -   на предприятиях, в учреждениях и организациях.

      Документальная  проверка  является  специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии.

      Категории документальных проверок  в зависимости от степени охвата  ими вопросов финансово-хозяйственной  деятельности  налогоплательщиков  и  видов налога подразделяются на:

- комплексную  проверку, которая охватывает вопросы  правильности исчисления  и уплаты,  как  правило,  всех  видов   налогов.   В   ходе   данной   проверки ревизируются все счета предприятия, играющие роль в  формировании  налоговых обязательств.  Для  обеспечения   проведения   комплексной   проверки   план координируется с отделом налогообложения  физических  лиц, отделом  местных налогов, прочих сборов и внебюджетных фондов;

-  тематическую  проверку,  охватывающую  вопросы   правильности   исчисления отдельных  видов налогов и других обязательных  платежей.

       Категории  документальных  проверок  налогоплательщиков  также  можно  подразделить в зависимости  от  места  проведения  проверки  на  проверки  с выходом в организации и проверки без выхода в организацию.

      Как показывает практика, проверки  без выхода в организацию могут   быть целесообразными в следующих  случаях:

а) если организация, сообщившая в установленном законодательством порядке  о своей ликвидации,  не  имеет  уже  фактического  адреса  местонахождения,  а необходимые для проверки документа находятся у  кого-либо  из  ответственных руководителей по домашнему или другому адресу;

б)  при  отсутствии  возможности   организовать   проверку   на   территории

организации - отсутствие  административных  помещений,  помещение  опечатано  правоохранительными  органами,  наличии  опасности  для  жизни  и   здоровья проверяющего и тому подобным причинам;

в) если налогоплательщик  относится  к  категории  мелких  и  объем  учетных документов незначителен.

      Проведению  проверки  без  выхода  в  организацию  обязательно  должна предшествовать   докладная   на   имя   начальника   налогового   органа   с мотивированным обоснованием этой необходимости.

      Такие проверки затягиваются по времени, поэтому  необходимо  стараться, чтобы проверка проводилась все-таки с выходом  в организацию.

      В ходе документальных  проверок  сотрудники  налоговой  инспекции  для осуществления   контроля   за   соблюдением   налогового    законодательства используют в работе определенные приемы.

      Для установления каждой формы  противоречий  применяются свои приемы исследования.

      При исследовании отдельного документа  могут  применяться  формальная, арифметическая и нормативная проверка.

      Формальная  проверка   -   проводится   внешний   осмотр   документа, проверяется  наличие  в  нем  всех  необходимых   реквизитов,   каких   либо посторонних записей, пометок.

      При арифметической  проверке  контролируется  правильность   подсчета итоговых сумм в документе, как по  горизонтали,  так и по  вертикали.  Этот метод позволяет проверить правильность подсчета  стоимости  продукции  путем умножения цены на количество  суммы  начислений  заработной  платы  -  путем умножения  расценки  на  количество  произведенного  товара. 

      Нормативная проверка -  это проверка  содержания  документа с точки

зрения  соответствия его  действующим  нормативным  актам,  правилам.  Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы,  установить факты необоснованного  списания  затрат  на  себестоимость  продукции  сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т. п.

      Именно с помощью данных приемов исследования отдельного документа  при выявлении нарушения налогового законодательства  можно  выявить  ошибки  при определении объекта налогообложения и расчете сумм налога.

      К приемам исследования нескольких  документов, отражающих одну и ту  же или взаимоувязанные операции,  относятся встречная   проверка   и   метод взаимного контроля.

      Встречная проверка - это сопоставление разных  экземпляров одного  и

того  же документа. Он применяется для  документов, оформленных  в  нескольких экземплярах - накладные, счета  -  фактуры  и  т.  п.  Экземпляры  документа находится  либо  в  разных  структурных  подразделениях,   либо   в   разных организациях. 

      Метод взаимного контроля документов  представляет  собой исследование различных   документов,   прямо   или   косвенно   отражающих   определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии  построен  таким  образом,  что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается  в  различных документах.

      При проверке правильности расчетов по налогам метод взаимного контроля используется в различных вариантах:

- сведения, приведенные в  формах  расчетов  по  налогам,  сопоставляются  в

данными бухгалтерского баланса и приложений к нему и с  записями  в  главной  книге, данные расчетов по налогам сопоставляются с первичными документами;

- данные  первичных  документов  сопоставляются  со  сводными  документами  - отчетами  материально-ответственных лиц;

-   сопоставляются   первичные,   либо   бухгалтерские   документы    разных

подразделений предприятия, либо разных организаций.

      В  результате  таких   исследований   выявляются   не   подтвержденные

документами операции,  учтенные  при  расчете  налогов,  либо  не  полностью  учтенные операции.

      На предприятиях, ведущих лишь суммовой учет реализации товаров,  одним из   эффективных   приемов   выявления   признаков   укрытия   доходов    от налогообложения является контрольное  сличение  остатков.  С  помощью  этого приема в ряде случаев можно  документально  выявить  поступление  неучтенных товаров. Для его применения сотруднику налоговой инспекции необходимо  иметь по проверяемому объекту инвентаризационные описи на начало и  конец  периода, и документы на оприходование и отпуск товаров.

      При изучении вышеназванных документов составляется таблица, в которой отражаются: остатки товаров на начало  и конец периода,  приход  и расход товаров.  Сущность  приема  контрольного  сличения  остатков  заключается в сравнении максимально возможного  остатка,   который   исчисляется   путем сложения  остатка товара  на  начало  периода   и   прихода   и   вычитания документированного  расхода,  с остатком  по  описи на  конец   изучаемого периода.

      Данные общие приемы налогового  контроля применяются  на  первом  этапе документальной проверки. Для более углубленного контроля за правильностью  и полнотой уплаты налогов применяются  конкретные  приемы  проверки  по  видам налогов,  обусловленные   порядком   расчета   объекта   налогообложения   и налогооблагаемой базы в соответствии с законами и  инструкциями  по  каждому виду налога.

      При проверке правильности описания  затрат на  себестоимость  продукции  контролируется следующие моменты:

  -  документальное  подтверждение   расходов,  отраженных  на  счетах  учета

затрат;

- соответствие  времени осуществления затрат  отчетному периоду;

- отсутствие  в  себестоимости  продукции   затрат,  относящихся  на  прибыль

предприятия;

- соответствие  нормам отнесения на себестоимость  некоторых видов  расходов, например, командировочных расходов.

      Для установления таких ошибок  работнику налоговой инспекции   требуются знания не только  о видах  сопоставляемых  документов  о  расходах,  но  и  о  правилах  отнесения  затрат.  Выявление  таких  нарушений   возможно   путем изучения расходных кассовых документов, а также документов  по  расчетному счету.

      Кроме метода проверок, как камеральных, так и документальных, в работе налоговые инспекции используют такие методы как наблюдение,  обследование  и анализ.

      Наблюдение предполагает  общее  ознакомление  с  состоянием  налоговой дисциплины объекта контроля.

      Обследование производится  в отношении отдельных сторон  финансовой деятельности,  связанных с получением  дохода  и исчисления  налогов   и опирается на  более широкий круг  деятельности,  что и отличает  его от наблюдения.  Данный  метод,  по  мнению  экономистов,  основывается  не   на исследовании документов, а на получении информации  из  других  источников. При обследовании  используются  такие  приемы,  как  опрос,  анкетирование, инвентаризация, осмотр конкретных объектов, осмотр места  хранения  денежных средств, контрольная закупка.

      Анализ, как и предыдущие  методы,  нацелен на  выявление нарушений

Информация о работе Организация и методы налогового контроля