Организация и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в следующем: во-первых, значение тех или иных обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Во-вторых, большое значение играет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанности которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Организация налогового контроля……………………………………….5
1.1. Система нормативного регулирования налогообложения в РФ…………5
1.2. Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль……...8
1.3. Формы и методы налогового контроля……………………………….......14
1.4. Виды налоговых проверок и их характеристики…………………………22
Глава 2. Проведение налогового контроля на примере ОАО «Фаворит» ……..28
Глава 3. Пути совершенствования налогового контроля………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованных источников……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая налоги №5.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

налогового законодательства.  Данный  метод  используется  на  всех  стадиях контрольной работы налоговой инспекции. Анализ проводится  на  базе  текущей или годовой отчетности и отличается  системным  и  пофакторным  подходом,  а также  использованием   таких   аналитических   приемов,   как   средние   и относительные величины, группировки и т. д.

      Как мы видим, существует множество  разнообразный  методов  налогового контроля и необходимо продолжать совершенствовать формы  и методы  налогового контроля с  учетом практики других инспекций, как в России, так и за  рубежом.[4,стр.227-238] 

1.4. Виды налоговых  проверок и их  характеристики 

      В соответствии со ст.88 НК РФ камеральная  налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

      Основные  особенности камеральной проверки:

  1. Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках. Фактически каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется один раз в квартал, некоторые – один раз в месяц. Каждый раз проверке подвергается не одна декларация, а несколько – от 7 до 13, бухгалтерская отчетность (3-5 форм) и неограниченное количество документов (справок, расчетов, пояснительных записок и т.п.), прилагаемых к декларациям.
  2. Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, в расчетах сумм налогов, что приводит к камеральным доначислениям на весьма значительные суммы, и, соответственно, применению налоговых и административных санкций по результатам камеральных проверок.
  3. Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика» (5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой). Кроме того, срок проведения камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком. Таким образом, в весьма короткий срок (три месяца) налоговая инспекция должна обработать каждую декларацию два раза: первый раз для начисления налогов «по данным плательщика» в течение 5—10 дней со дня сдачи отчетности, второй раз – для собственно камеральной проверки.
  4. Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме».
  5. Обязанность плательщика – подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации, первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков и др.)[2,стр.133-135]

      Камеральными  проверками в налоговых инспекциях занимаются отдел камеральных проверок юридических лиц и отдел декларирования и взыскания налогов, удерживаемых налоговыми органами. В некоторых  инспекциях создаются два отдела камеральных проверок юридических лиц: налогоплательщики «делятся» между отделами по территориальному принципу (по улицам, кварталам, микрорайонам). Внутри отдела закрепление участков за налоговыми инспекторами происходит «по буквам», т.е. по первой букве названия или фамилии налогоплательщика, или «по улицам». 

Организация работы налоговых органов по камеральной  проверке налоговых деклараций.

      Организация работы налоговых органов по камеральной  проверке налоговых деклараций определяется тем, что объектом проверки являются представленная налогоплательщиком налоговая отчетность, а также другие имеющиеся у налогового органа документы о деятельности данного плательщика.

      Цели  камеральной проверки:

  • контроль соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах  и сборах;
  • выявления и предотвращение налоговых правонарушений, и взыскание неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
  • привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  • подготовка необходимой информации для эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

      Основной  объект камеральной проверки – налоговая  декларация, представленная налогоплательщиком в налоговую инспекцию (ст.80 НК РФ дано определение налоговой декларации).

      Кроме налоговых деклараций в ходе камеральной  проверки в налоговую инспекцию  представляются формы бухгалтерской  отчетности в соответствии с законодательством  о бухгалтерском учете, а также  иные документы, представляемые налогоплательщиком самостоятельно или затребованные у него налоговым органом. В ходе камеральной проверки используются и материалы встречных проверок, проведенных налоговой инспекцией, и документы о деятельности проверяемого плательщика, полученные налоговой инспекцией из других источников. Однако все эти документы являются не объектами, а средствами, используемые для проверки данных, указанных налогоплательщиком в своей декларации.

      Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа. Круг этих лиц определяется в соответствии с их служебными обязанностями, без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

      Основные  этапы камеральной проверки:

  1. проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
  2. Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.)
  3. Проверка своевременности представления налоговой отчетности.
  4. Проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет.
  5. Проверка правильности исчисления налоговой базы.

      Необходимо  отметить, что НК РФ не обязывает  налоговых инспекторов составлять акты камеральных проверок, но и не запрещает этого. В тех случаях, когда камеральная проверка по своему объему и сложности соответствует выездной проверке, имеет смысл отражать ее результаты в акте камеральной проверки. В этом случае налоговый инспектор получает возможность изложить результаты проверки не в 2-3 строчках, а на нескольких страницах, что необходимо для подробного описания сложных налоговых правонарушений. МНС России рекомендует составлять акты камеральных проверок при проверке обоснованности применения нулевой ставки НДС к экспортным операциям и прав плательщика на возмещение из бюджета НДС в связи с экспортом товаров, работ и услуг.

      После завершения проверки налоговой декларации налоговый инспектор ставит в  ней свою подпись и указывает  дату завершения проверки.

      При обнаружении самим налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения  сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые  дополнения и изменения в налоговую декларацию. Вопрос об ответственности налогоплательщика в таком случае решается с учетом положений ст.81 НК РФ. Здесь возможны три варианта развития событий, регламентированные НК РФ:

  1. Если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.
  2. Если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом его ошибки либо о назначении выездной налоговой проверки.
  3. Если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом его ошибки либо о назначении выездной налоговой проверки.

      В постановлении налогового органа о  привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки указываются:

    • Обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения;
    • Документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;
    • Виды налоговых правонарушений;
    • Размеры применяемых налоговых санкций со ссылкой на соответствующие нормы НК РФ.
 

Общая характеристика организации работы по выездным налоговым проверкам.

      Одним из основных методов налогового контроля является выездная налоговая проверка деклараций налогоплательщиков с целью выявления ошибок и нарушений, допущенных при исчислении налоговой базы и уплате налогов. Подавляющая часть выездных налоговых проверок проводится районными налоговыми инспекциями.

      В НК РФ отсутствует определение выездной налоговой проверки, однако из описания ее процедуры можно понять, что  это проверка, проводимая по решению руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, в ходе которой сведения, указанные плательщиками в налоговых декларациях, проверяются путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а также иной информации о деятельности предприятия, имеющийся у налоговых органов. Место проведения проверки в НК РФ не оговорено, поэтому при отсутствии у проверяемой организации условий для проверки она может проводиться и в помещении налоговой инспекции.

      НК  РФ установлены ограничения на проведение выездных проверок по проверяемому периоду (три календарных года, предшествующих году проверки); продолжительности проверки (как правило – не более двух месяцев); частоте проведения (не более одной проверки в год по одному и тому же налогу за один и тот же период); повторяемости (повторные проверки разрешены только для вышестоящих организаций либо в случае ликвидации или реорганизации плательщика).

      В НК РФ упоминается также встречная  проверка, которая проводится с целью  получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов, однако правила такой проверки четко не оговорены.

      Выездная  налоговая проверка проводится, как  правило, не менее чем двумя налоговыми инспекторами, поскольку необходимо изучить в ходе проверки большой объем первичных документов и выполнить многие процедуры по обеспечению доказательств выявленных нарушений. [5,стр.96-109]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Проведение налогового контроля на примере ОАО «Фаворит» 

      В ОАО «Фаворит» была проведена  камеральная налоговая проверка. В ходе ее проведения были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, в течение 10 дней составлен акт налоговой проверки по установленной форме.

      Рассмотрим каждый факт нарушения налогового законодательства в отдельности.

      ОАО «Фаворит» должно было подать декларацию по НДС за март 2009года не позднее 22 апреля 2009 года, но подало ее только 22 июня 2009 года. Сумма, подлежащая уплате по декларации – 26880 руб.

      Организацией  была отгружена продукция на сумму 400000руб., получены проценты по договору займа в размере 10000руб., себестоимость составила 290000руб., расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг составили 8000руб. 

Таблица 2.1. – Расчет налога на прибыль

Вид деятельности Доходы Расходы Налоговая база Налог
Основная 400000 290000 НБ=(∑дох.осн.+∑дох.внер.)-

- (∑расх.осн.+∑расх.внер.)=

=(400000+10000)-(290000+

+8000)=112000

Н=НБ*0,24=

=112000*0,24=

=26880

Внереализационная 10000 8000
 
 

      ОАО «Фаворит» задержало подачу декларации на 2 мес. Таким образом, согласно ст. 119 НК РФ ответственностью за данное налоговое правонарушение  является взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или не полный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

      Рассчитаем  размер штрафа:

26880*0,05*2мес.=2688руб.

17 июля 2008 года организация приобрела:

  • Дрожжи – 30 кг., по цене 20руб. за кг.
  • Мука – 50 кг., по цене 35 руб. за кг.
  • Сыр – 30 кг., по цене 150руб. за кг.
  • Сгущенное молоко – 30 банок, по цене 20 руб. за банку
  • Орехи – 30кг., по цене 30 руб. за кг.

Информация о работе Организация и методы налогового контроля